Конспект урока Информатики “Общие и отличительные свойства объектов”

Тема: “Общие и отличительные свойства объектов”

Цели:

Актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;

Сформировать представление об общих и отличительных свойствах объектов;

Познакомить со спецификой общих и отличительных свойств.

Педагогические задачи урока:

Раскрыть смысл понятия “общие свойства” на основе анализа примеров;

Раскрыть смысл понятия “отличительные свойства” на основе анализа примеров;

Закрепить умение производить характеристику объекта;

Развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;

Развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.

Ключевые понятия:

Общие свойства

Отличительные свойства

Вспомогательные (дополнительны) понятия:

Группы объектов

Характеристика объектов

Форма урока – диалог с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради)

Тип урока – урок

объяснения

Стратегия – опережающая, развивающая.

Обеспечение урока:

Учебник;

Рабочая тетрадь № 2;

Демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;

Презентация к уроку;

Карточки с изображением предметов.

Полезные правила для урока:

Улыбнись себе и другим.

Научись любить.

Не заносись.

Радуйся успеху.

Береги свое здоровье.

Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут.(Слайд 1)

План урока

Организационный момент (1-2 мин)

Повторение материала предыдущей темы в виде игры (3 мин)

Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал

(6 мин)

Физкультминутка (1-2 мин)

Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний

(3 мин)

Психологическая пауза (1 мин)

Выполнение заданий в рабочей тетради (12 мин)

Обобщение и закрепление. Подведение итогов (3 мин)

Комментарии к домашнему заданию (1 мин)

Рефлексия (2 мин)

Ход урока

Организационный момент

– Добрый день, ребята! Добрый день. уважаемые гости. Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И будем по-доброму относиться друг к другу, по-доброму работать, мыслить. Не зря народная мудрость гласит:

Слайд 2

“Где доброта, там красота”

– Пусть это станет девизом нашего урока!

Повторение материала предыдущей темы

– Предлагаю проверить домашнее задание и провести игру-разминку.

Правила игры следующие:

К доске выходят четыре ученика и получают карточки с названием предметов. Никто никому не говорит, какая карточка ему досталась. Я называю свойство, а ученики поднимают руки, если их объект этим свойством обладает. Затем мы должны будем отгадать, какой объект изображен на карточке у каждого из них. Договорились?

Свойства объектов:

Круглый, может летать, съедобный, вкусный, сочный, гудит, перевозит людей, большой.

– Кто догадался, какой предмет у каждого ученика?

– Что помогло вам в этом (свойства предмета)

Слайд 3

– Скажите:

Какими свойствами обладает книга?

Какими свойствами могут отличаться друг от друга книги?

Назовите известные вам свойства

– человека;

– собаки;

– кошки.

Назовите несколько объектов, которые обладают свойством “круглый”, “прямоугольный”, “бумажный”, “стеклянный”.

Назовите какое-нибудь свойство объекта с именем “телевизор”, “магнитофон”, “компьютер”

Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал

– Как вы поняли из предыдущих уроков, у каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объекта бывают общими и отличительными. Этой теме и посвящен наш сегодняшний урок.

Слайд 4

– Исходя из темы как думаете, какие информационные задачи мы сегодня будем решать, т. е. что нам предстоит делать?

Слайд 5

– Посмотрите на экран и скажите, чем похожи самолет и пароход? (Это средства передвижения, и то, и другое транспорт).

– Можно сказать, что это общее свойство данных объектов? (можно)

– А теперь скажите, чем они различаются? (Самолет воздушный транспорт, а пароход – водный)

– Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.

-Теперь давай те рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса. Давайте все встанем. Какое общее свойство у всех? (Быть учениками, быть детьми).

-Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством “быть девочкой”. Девочки сядьте. Для девочек это свойство общее или отличительное? (Общее)

-Теперь выделим из группы девочек объекты, с отличительным свойством “быть выше всех”. Пусть такие девочки встанут. Это их отличительное свойство.

-Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы наблюдали. Как видим, одно и то же свойство “быть девочкой” может быть и общим, и отличительным. Оно отличительное, когда группа девочек входит в более широкую группу объектов – в класс, в котором кроме них есть еще и Мальчики.

– Рассмотрим еще один пример. Внимание на экран

Слайд 6

– Как назвать одним понятием изображенные на слайде объекты? (геометрические фигуры)

– Решим такую задачу: выделим из представленных на этом рисунке геометрических фигур такие, которые имеют свойства “иметь углы”

– Это отличительное свойство выделенных фигур от остальных.

– Рассмотрим получившуюся новую группу:

Слайд 7

– Заметим, что теперь свойство “иметь углы” уже не отличительное, а общее, поскольку все фигуры этой группы имеют углы.

– Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством “иметь ровно три угла”. Такой объект в этой группе один – треугольник. Слайд 8

– Проанализируем проделанную работу.

– Мы видим, что одно и то же свойство может быть либо общим для группы объектов, либо отличительным.

– Так свойство “иметь углы” является для квадратов, прямоугольников и треугольников общим. Это же свойство будет отличительным для квадратов, прямоугольников и треугольников, если в состав группы ввести круги и овалы.

Физкультминутка

Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний

– В нашей работе встретились такие ключевые понятия как

Слайд 9

Общие свойства

Отличительные свойства

– Кто может дать определение этим понятиям? (ответы детей)

– А теперь давайте обратимся к учебнику и познакомимся с определением, которое дает этим понятием Н. В. Матвеева

Работа с учебником

Слайд 10

– Итак свойства объектов бывают общие и отличительные.

Слайд 11

– Назовите хотя бы одно общее свойство у таких разных объектов, как луна и мяч.

– Назовите отличительные свойства данных объектов.

– А теперь посмотрим как эти знания могут помочь нам на других уроках, например на уроке русского языка.

Слайд 12

– Объектами выступают слова: Картина, квартира, корова

– Найдите общие и отличительные свойства (Общие свойства : Все словарные слова,

Все имена существительные,

Все трехсложные,

Все начинаются с один. звука

Все имеют окончание а

Отличаются безударными гласными а и о )

Слайд 13

Литературное чтение: “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Золотая рыбка”

(Общие свойства – одна жанровая

Принадлежность – сказки

Отличия: по классификации)

– Попробуйте сами привести подобные задания например с числами (заготовка 3 12 15 18) Слайд 14 на всякий случай

Психологическая пауза

Слайд 15

Ох, как хочется трудиться!

Делать все охота.

Чтоб трудом своим гордиться,

Пусть кипит работа.

Я и бодр, и силен,

Всю работу сделаю.

Свою волю покажу.

Слово для себя сдержу.

Выполнение заданий в рабочей тетради

С. 26-27, с. 30-31

Обобщение и закрепление. Подведение итогов

– А теперь давайте снова поиграем.

– Угадайте животное по выделенным признакам (Слайд 16)

Бегает, прыгает, длинные уши, белый или серый (заяц)

Желтый, полосатый, рычит, символ года (тигр)

Бурый, косматый зимой спит (медведь)

– А сейчас – заключительный разговор. Подведем итог нашей работе.

– Что узнали нового?

– Что получилось легко?

– В какие моменты урока испытывали трудности?

– Как вы сможете использовать свой новый опыт?

Комментарии к домашнему заданию

Слайд 17

Выполнить упражнения в рабочей тетради к § 16.

Рефлексия

– Закончите предложения:

Слайд 18

Я работал с ______________ настроением.

Я _____________ доволен собой.

Я бы хотел стать более ____________.

Слайд 19

– Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность и инициативу. Наша совместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.

– Я хочу похлопать Насте, потому что мне понравилось, как она работала сегодня на уроке.

– Настя, а чья работа понравилась тебе? (Поочередно Дети хлопают друг другу, пока весь класс не будет хлопать последнему ученику)

– А теперь потрите ладоши так, чтобы стало жарко. Передайте тепло друг другу, соединив свои ладоши с ладошами соседа. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло ваших друзей согреет вас.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока Информатики “Общие и отличительные свойства объектов”