Конспект урока Информатики “Отношения между понятиями” 4 класс

Тема урока: “Отношения между понятиями”

(Конспект урока информатики в 4 классе)

Ахмадиева Любовь Леонидовна,

Учитель информатики и ИКТ,

МБОУ “СОШ №1” п. г. т. Уренгой Пуровского района, первая квалификационная категория, п. г. т. Уренгой Пуровского района ЯНАО

Цель: познакомить с симметричными и несимметричными отношениями между множествами (род-вид, вид-вид)

Задачи:

Обучающая: формировать понятие “множества”, учить определять отношения между множествами, актуализировать понятие “симметрия”

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Развивающая: развивать навыки анализа и систематизации материала

УМК: Матвеева Н. Д. Информатика и ИКТ

Оборудование: компьютер учителя, проектор

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

1

Организационный момент

– Добрый день. Сегодня на уроке информатики мы совершим увлекательное путешествие по бескрайним просторам Африки.

Раз, два, три – полетели.

А вот и тема урока

Слайд 2

Слайд 3

2

Актуализация

знаний

– Как вы считаете, чему мы должны сегодня научиться, с чем мы должны сегодня познакомится?

– Мы должны узнать, какие отношения существуют между понятиями

– Мы должны научиться определять отношения между понятиями

Слайд 3

– А что такое понятие?

– Понятие – это, то как человек воспринимает окружающий мир

Слайд 3

– А какие отношения между понятиями мы уже изучали?

– Включение, пересечение

Слайд 3

– В каких отношениях находятся данные понятии?

– Понятия “бегемот” и “слон” включены в понятие “звери”

Слайд 4

– Покажите на диаграмме Эйлера это отношение

– Сверим правильность выполнения

Работают в тетради

Слайд 5

3

Изучение нового материала

– А как можно показать отношения между понятиями “звери”, “слон” и “бегемот” на схеме

Предлагают свои варианты.

(подвести к слайду 5)

Слайд 6

– А почему от понятия “звери” идут стрелки к понятиям “бегемот” и “слон”

-Как называются понятия, в определение которых можно включить другие понятия?

– Потому что понятие “звери” более емкое по своему значению, оно включает в себя понятия “слон” и “бегемот”

– Родовые

Слайд 6

– А почему понятия “слон” и “бегемот” стоят рядом? Почему мы не поставили стрелку от бегемота к слону или наоборот?

– Потому что слон и бегемот – звери

– Понятия “слон” и “бегемот” – видовые понятия

Слайд 6

– Посмотрите на схему. Расскажите, какие отношения могут быть между видовыми и родовыми понятиями?

– Отношения между понятиями могут быть симметричные и несимметричные.

Несимметричные отношения – это отношения между родовыми и видовыми понятиями

Симметричные отношения – это отношения между видовыми понятиями

Слайд 7

– А что такое симметрия?

– Симметрия – это когда объект можно разделить на две одинаковые половинки в зеркальном отражении

Слайд 8

– Вернемся к нашей схеме. Где на схеме симметричные понятия? А где – несимметричные?

– Отношения между понятиями “звери” и “слон” – несимметричные

– Отношения между понятиями “звери” и “бегемот” – несимметричные

– Отношения между понятиями “бегемот” и “слон” – симметричные

Слайд 9

5

– Молодцы! Мы славно потрудились, давайте продолжим прогулку по Африке.

Встаем на физминутку, повторяем за мной движения и слова

– Мы охотимся на льва,

– Не боимся мы его

– У нас большой пистолет

– И острый меч!

– Ой, что это?

– Ой, кто это?

– Это река. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь – дорога напрямик. Поплыли.

– Ой, что это?

– Ой, кто это?

– Это болото. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь – дорога напрямик. Попрыгали.

– Ой, что это?

– Ой, кто это?

– Это же лев!!! Ой, боюсь-боюсь! Побежали обратно…

– Болото…

– Река…

– Славно поохотились!

Шагают на месте

– Мы охотимся на льва

– Не боимся мы его

Показывают “пистолет”

– У нас большой пистолет

Показывают меч

– И острый меч!

– Ой, что это?

– Ой, кто это?

Изображают плавание

– Ой, что это?

– Ой, кто это?

Изображают перепрыгивание через кочки

“Бегут”обратно

“Перепрыгивают кочки”

“Плывут”

6

Закрепление изученного

– Смотрите, а лев-то нас догнал…

– И как же быть?.. Я думаю, мы должны выполнить задания льва.

Нам необходимо определить в каких отношениях находятся загаданные львом понятия

Слайд 10

Слайд 11 – 12

7

Итог урока

– Молодцы! Вот мы и вернулись из путешествия в наш поселок.

– Что мы изучили на сегодняшнем уроке?

Ответы детей

Слайд 13

8

Домашнее задание

Слайд 14



Конспект урока Информатики “Отношения между понятиями” 4 класс - Школьные сочинения


Конспект урока Информатики “Отношения между понятиями” 4 класс