Конспект урока на тему “Числительное как часть речи”
Тема: “Числительное как часть речи |
Тип урока : “открытие” нового знания |
||
Цели: – Познакомить с именем числительным как частью речи; – Наблюдать за различием вопросов к количественным и порядковым числительным; – анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи; – учить сравнивать, делать выводы; – Расширять Словарный запас; – Формировать действия самоконтроля на примере собственных ответов с приведенными ответами; – развивать навыки рефлексивно-оценочной деятельности, сотрудничества, – Активизировать познавательный интерес к предмету | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
|
К концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи; Уметь различать количественные и порядковые числительные |
Регулятивные УУД : Умения определять и формулировать цель на уроке, Работать по плану, в парах, в группах, Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности. Познавательные УУД: Умения работать с текстовой информацией, Наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе исследовательской работы, Преобразовывать информацию из одной формы в другую, Понимать значимость изучаемого предмета. Коммуникативные УУД: Умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре, Аргументированно высказывать свои предположения, Слушать и понимать речь других на уроке |
Определение личностного смысла учения – желания приобретать новые знания, Осознание своих трудностей, стремление к их преодолению |
|
Основные понятия: Имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные. Межпредметные связи: Математика, литературное чтение, окружающий мир | |||
Ресурсы урока: Учебник С. В. Иванов. Русский язык. 4класс. В 2-х ч. Часть 2. М.: Вентана – Граф, 2015; С. В. Иванов. Рабочая тетрадь, ч. 2, карточки, электронное приложение | |||
ХОД УРОКА | |||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
Мотивация к учебной деятельности | |||
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и хочу начать работу с вами! Продолжаем мы опять Части речи изучать. Чтобы все понятным стало Мы потрудимся немало. | |||
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |||
Слайд № 2. Комплексно-орфографический тренинг. – Запиши слова группами, заменяя транскрипцию буквенной записью. Ре, колю, стри, вска, треску, навзни, бере, шес, мор, хоро, ре, невтерпе – Какие группы слов у вас получились? – У вас возникло затруднение? Почему? (Шесть – лишнее слово) Хорошо, оставьте это слово. Мы вернемся к нему после работы в группах. – Докажите правописание мягкого знака после шипящих. Работа в группах (по 4 человека): 1 группа: Правописание существительных с шипящей на конце. 2 группа : правописание прилагательных с шипящей на конце. 3 группа: Правописание глаголов с шипящей на конце. 4 группа : правописание наречий с шипящей на конце. – Есть вопросы по заданиям? Приступайте к работе. Проверка. |
Преобразуют информацию из одной формы в другую Строят свои рассуждения |
Высказывают свои версии. |
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
3. Выявление места и причины затруднения | |||
– При формировании групп у вас возникло затруднение? Почему? (лишнее слово “шесть”, т. к. нет шипящей на конце, незнакомая часть речи) – Я помогу вам. |
Рассуждают, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения |
Высказывают свои версии |
|
Построение проекта выхода из затруднения | |||
Слайд № 3 – Какую учебную задачу поставим на урок? Давайте спланируем свою деятельность (узнать название части речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает) |
Понимают цель урока, формулируют учебную задачу |
Слушают и понимают речь учителя |
Учатся целеполаганию и планированию своей деятельности |
5. Реализация построенного проекта | |||
Слайд № 4. Посмотрите на рисунок. – Чем похожи фигуры? – Чем отличаются? – Сколько красных звезд на рисунке? – Сколько светло-зеленых звезд на рисунке? – Сколько темно-зеленых звезд на рисунке? – Сколько голубых звезд на рисунке? – Сколько желтых звезд на рисунке? – 6,5,7,4,3 – как назвать одним словом, что это? Так количество предметов записывают на уроках математики, а на уроках русского языка пишут словами: “шесть”, “пять”, “семь”, “четыре”, “три”. – Как можно назвать слова: “шесть”, “пять”, “семь”, “четыре”, “три”, образованные от чисел? (Числительные) – На какой вопрос они отвечают? (Сколько?) – Что обозначают? (Количество предметов) – Если числительные, отвечают на вопрос “сколько?” и обозначают Количество Предметов при счете, как вы думаете, как они называются? (количественными числительными) Слайд № 5. Посмотрите на рисунок. – Каким по счету нарисован ромбик? – Какой по счету нарисована звезда? – Каким по счету нарисовано пятно? – Какими по счету нарисованы треугольники? – 6,3,5,7 – с такой записью мы встречаемся на уроках математики, на уроках русского языка пишут “шестой”, “третья”, “пятое”, “седьмые”. – Как можно назвать слова “шестой”, “третья”, “пятое”, “седьмые”, образованные от чисел? (Числительные) – На какой вопрос они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?) – Что обозначают? – Если числительные отвечают на вопросы “какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?” обозначают Порядок предметов при счете, как вы думаете, как они называются? (порядковыми числительными) Слайд № 6. – Какую учебную задачу мы ставили на урок? – Кто может сформулировать тему урока? – Что такое числительное? Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 84. Создание эталона действия. Задай вопрос к слову. Узнай, что оно обозначает. Определи часть речи. |
Демонстрируют умения работать с знаково-символическими моделями Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
Учатся обоснованно отвечать на вопросы Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения |
Проявляют умения регулировать свою деятельность: работу с рисунком, с знаково-символическими моделями Регулируют свою исследовательскую деятельность |
Физкультминутка Я буду называть числительные. Если встретятся порядковые числительные – хлопните в ладоши, если количественные – присядьте | |||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |||
Слайд № 7. Работа в учебнике. Страница 84, № 1 Запиши числительные в два столбика. Слайд № 8. Проверка – По какому признаку делили слова на группы? – Какие группы слов у вас получились? |
Осознанно читают, группируют числительные, делают вывод |
Проявляют умение работать самостоятельно |
Удерживают учебную задачу |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |||
Слайд № 8. Работа в учебнике. Страница 84, № 2 – Работаем в парах (выписывают количественные числительные из стихотворения, вставляют порядковые в предложения). Самопроверка. Слайды № 9-10. – Что интересного узнали из рубрики “Тайны языка”? (Среда, суббота, воскресенье) |
Умело пользуются выборочным чтением |
Аргументированно строят свои умозаключения |
Работают по плану |
8. Включение в систему знаний и повторение | |||
Слайд №.11. – Кто лишний? (муха, оса, Паук, пчела) Слайд №.12. – А теперь? (паук, пчела, муха, Краб ) Слайд №.13. – Спиши текст, заменяя числительные словами. (У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные 8 служат ему для того, чтобы плавать и бегать боком по песку.) Проверка. – Какие числительные встретились в тексте? – Числительные встречаются не только в тексте, встречаются в УНТ. Работа в парах (по карточкам, смотри приложение, презентацию). Слайд №.14 (числительные в пословицах, фразеологизмах) … пятниц на неделе. У… нянек дитя без глазу. … отмерь, а… раз отрежь. … вода на киселе. За… замками. Работает до… пота. Проверка. Слайд №.15. Число 7 имело на Руси магическую силу. – Где может встречаться числительное “семь” в обыденной жизни? ( 7 чудес света, 7 нот, 7 цветов радуги, 7 дней недели и т. д.) Слайд №.16. Числительные в ребусах ( р1а, па3от, 7я ). Слайд №.17. Дидактическая игра “Верите ли вы, что… “ Имя числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? и обозначает количество предметов и порядок предметов при счете? (Да) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов при счете? (Да) Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? (Нет) |
Учатся понимать значение исследуемого материала |
Выдвигают версии |
Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников |
9. Рефлексия учебной деятельности | |||
Слайд № 18. – Какую тему мы сегодня исследовали? – Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей работы на уроке. Сегодня я узнал, что… Я понял, что… Теперь я могу… Сегодня я научился… Урок для меня… Я могу похвалить одноклассников… |
Делают умозаключения |
Сотрудничают, выдвигают версии |
Оценивают свою работу на уроке |
10. Домашнее задание | |||
Слайд №19 1. Задание для всех. Стр. 86 №3. 2. Для тех, кто пожелает: подобрать пословицы и загадки с числительными. Спасибо за урок! |
Вы читаете: Конспект урока на тему “Числительное как часть речи”