Музыка
В. О. Усачева, Л. В. Школяр, учебник Музыка
: 1 класс, – Баласс.
О. В. Кузьмина, В. О. Усачева, Л. В. Школяр Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,-Баласс
Дата | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | ||
Научится | Получит возможность Научиться | ||||
Тема полугодия первого: Музыка вокруг нас . | |||||
1. | 7.09 | И Муза вечная со мной! Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие) | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. П. И. Чайковский Па-де-де из балета Щелкунчик Д. Кабалевский Песня о школе . И. Якушенко Пестрая песенка | – размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. – правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения. – наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; – с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования | – обогащение индивидуального музыкального опыта; – пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; – расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; – воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать |
2 | 14.09 | Хоровод муз. Комбинированный урок. (Урок – экскурсия) | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Р. н. п. Во поле береза стояла Греческий танец Сиртаки Молдавская хороводная песня-пляска Хора . | – музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; – использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | – узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; – Передавать настроение музыки в пении; – выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; – давать определения общего характера музыки. |
3 | 21.09 | Повсюду музыка слышна. Комбинированный урок. (Урок – игра) | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра Играем в композитора , Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. | – Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; – принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности. | – выражать собственные мысли, Настроения и чувства с помощью Музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах; – приобретать (моделировать) опыт Музыкально – творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание; – исполнять, инсценировать песни. |
4 | 28.09 | Душа музыки – мелодия. Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-путешествие) | Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального Сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. П. Чайковский: Сладкая греза , Вальс , Марш деревянных солдатиков . | – понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения. – Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; – определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); | – откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. – определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление; – эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. |
5 | 5.10 | Музыка осени. Комбинированный урок | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. П. И. Чайковский Осенняя песнь Г. Свиридов Осень В. Павленко Капельки Т. Потапенко Скворушка прощается | – Различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; – выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | – осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. – участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
6 | 12.10 | Сочини мелодию. Урок закрепления нового материала. | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра Играем в композитора . Понятия мелодия и аккомпанемент . | – проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; – ориентироваться в музыкально – поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; – ценить отечественные народные музыкальные традиции; | – найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А. Барто Золотая осень и песенки Дождь идет ; – владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; – самостоятельно выполнять упражнения; – владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. |
7 | 19.10 | Азбука, азбука каждому нужна… Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Д. Кабалевский Песня о школе А. Островский Азбука | – моделирования опыта музыкально-творческой деятельности; – понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; | – участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; |
8 | 26.10 | Музыкальная азбука. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот – знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. В. Дроцевич Семь подружек Нотный хоровод | – узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук. | – Ориентироваться в нотном письме Как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос – ответ, выразительные и Изобразительные интонации и др.) |
9 | 9.11 | Обобщающий урок 1 четверти. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра Угадай мелодию на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. | – Определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий композитор-исполнитель-слушатель , – Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. | – реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен- Ные музыкально – исполнительские замыслы в различных видах деятельности; – задавать вопросы; – отвечать на вопросы; – умение выражать свои мысли. |
10 | 16.11 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – Свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Полянка (свирель), Во кузнице (рожок), Как под яблонькой (гусли) Пастушья песенка (французская народная песня) | – Ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; – Находить сходства и различия в инструментах разных народов. | – название русских народных инструментов – Свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала. – Распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. |
11 | 23.11 | Садко . Из русского былинного сказа. Комбинированный урок | Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента – гуслями. Д. Локшин Былинные наигрыши – (гусли) Н. А. Римский-Корсаков Заиграйте, мои гусельки , Колыбельная Волховы из оперы Садко | – Внимательно воспринимать информацию; – внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; | – различать жанры народных песен – Колыбельные, Плясовые, их характерные особенности; – определять на слух звучание народных инструментов; – воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; |
12 | 30.11 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: Свирель – флейта, гусли – арфа – фортепиано. И. С. Бах Шутка К. Глюк Мелодия из оперы Орфей и Эвридика . Л. Бетховен Пасторальная симфония (фрагмент) | – сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; – выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | – определять названия профессиональных инструментов – Флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; – передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. |
13 | 7.12 | Звучащие картины. Комбинированный урок. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. К. Кикта Фрески Софии Киевской Л. Дакен Кукушка | – сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. | – узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; – самостоятельную музыкальную творческую деятельность; |
14 | 14.12 | Разыграй песню. Комбинированный урок. | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера Почему медведь зимой спит . | – планировать свою деятельность ; – Выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать музыкальные разговоры различного характера. | – учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; – оценивать собственную музыкально – творческую деятельность |
15 | 21.12 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Тихая ночь – международный рождественский гимн Щедрик – украинская народная колядка Все идут, спешат на праздник – колядка С. Крылов – Зимняя сказка | – приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | – учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; – образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений – Колядки. – |
16 | 28.12 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Комбинированный урок. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Марш Вальс снежных хлопьев Па – де-де Зимняя песенка А. Бердыщев | – Понимать степень понимания роли музыки в жизни человека. – Узнавать освоенные музыкальные произведения, – Давать определения общего характера музыки; – накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; | – учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; – реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; |
Тема второго полугодия: Музыка и ты | |||||
17 | 18.01 | Край, в котором ты живешь. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции А. Шнитке – Пастораль Г. Свиридов – Пастораль В. Алексеев Рощица А. Бердышев Приезжайте в тундру | – понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; – оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | – Выказывать какие чувства возникают, Когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки; – воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; – использовать музыкальную речь Как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. |
18 | 25.01 | Художник, поэт, композитор. Урок обобщения и систематизации знаний. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. И. Кадомцев Песенка о солнышке, радуге и радости И. Никитин Вот и солнце встает | – понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; | – Воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. – получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. |
19 | 1.02 | Музыка передает характер сказочных героев. | Показать способность музыки описывать характер сказочных героев. В. Кикта Баба Яга (песенка-дразнилка), Баба Яга , обработка М. Иорданского, Деревянный поезд из сборника Г. Ванагайте Мы и игрушки . | Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка. | – воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. – применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. |
20 | 8.2 | Музы не молчали. | Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат. Вспомним, братцы, Русь и славу , Славны были наши деды , Соловьи В. Соловьев-Седой, Богатырская симфония А. Бородин (фрагмент ч.1). | Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей. | – определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу, – передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; |
21 | 15.02 | Русские обряды – масленица. | Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Служил я хозяину , Весна-красна, на чем пришла? , Едет масленица , Блины – русские народные песни. | Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь исполнять народные песни. | – воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. – применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. – передавать в собственном испол_ Нении (пении, игре на инструмен_ Тах, музыкально_пластическом дви_ Жении) различные музыкальные Образы. |
22 | 29.02 | Природа просыпается. Весна в музыке. | Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу Э. Григ Весной , П. Чайковский Песня жаворонка , Ой, бежит ручьем вода (украинская народная песня в обработке К. Волкова, русский текст Н. Френкель), З. Левина Кап-кап . | Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни. | – формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; – выражать собственные мысли, Настроения и чувства с помощью Музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; |
23 | 7.03 | Музыка и стихи о маме. | Сопоставить поэзию и музыку В. Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности. Г. Гладков Колыбельная , М. Кажлаев Колыбельная (из Детского альбома ), Е. Соколова Сегодня мамин день , муз. А. Филиппенко, ст. Т. Волгиной Весенний вальс . | Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя. | – воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. – применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. – передавать в собственном испол_ Нении (пении, игре на инструмен_ Тах, музыкально_пластическом дви_ Жении) различные музыкальные Образы. |
24 | 14.03 | Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека. | Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Р. Шуман Веселый крестьянин , Э. Григ Халлинг , муз. В. Николаева, сл. Н. Алпаровой Песня ручья , муз. Я. Дубравина, ст. Е. Руженцева Капли и море , муз. В. Усачева, сл. Э. Мошковской Жила-была работа . | Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении. | – участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
25 | 21.03 | Как можно услышать музыку? В детском музыкальном театре (балет). | Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь. C. С. Прокофьев Гавот (из Классической симфонии ), Танец Шутиных дочерей (из Сказки про шута, семерых шутов перешутившего ), Девушки с лилиями (из балета Ромео и Джульетта ). | Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения. | – участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
26 | 4.04 | В детском музыкальном театре (опера). | Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре. C. Прокофьев. Опера Великан . | Усвоение правил поведения в оперном театре. | – накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; – расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума; |
27 | 11.04 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония). | Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. И. Гайдн Детская симфония (ч.1), муз. И. Завалишина, сл. И. Андреевой Музыкальная семья . | Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижер. Знать, что такое опера, балет, хор, солисты. | – приобретать (моделировать) опыт Музыкально – творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью |
28 | 18.04 | Русские народные инструменты. | Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). В. Агафонникова Музыкальные загадки , муз. Г. Левкодимова, ст. Э. Костиной Веселые инструменты , Саратовская гармоника , Во кузнице (трио рожечников), Плясовые наигрыши (береста, ложки, гусли, жалейка), Пойду ль я, выйду ль я (балалайка, баян). | Сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | – сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов – Лютня, клавесин, гитара. |
29 | 25.04 | На концерте. | Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром концерт . А. Шнитке Rondo (из Concerto Grosso №1), муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского Голубой вагон . | Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. | – через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. – передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. |
30 | 2.05 | Музыкальная Прогулка по выставке. | Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определенных знаков. М. Мусоргский Картинки с выставки (фрагменты Богатырские ворота , Балет невылупившихся птенцов , Избушка на курьих ножках ), муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова Догадайся, кто поет . | Усвоение понятий музыкальность, мелодия. | – накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; – расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума; |
31 | 16.05 | Легко ли стать музыкантом? | Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем). И. Бах Прелюдия и фуга До-мажор , муз. В. Дементьева, сл. И. Векшегоновой Необычный концерт . | Главный критерий – артистизм | – формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; |
32 | 23.05 | Что значит услышать музыку? | Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит? Ф. Шуберт К музыке , Г. Струве Музыка , сл. И. Исаковой, И.-С. Бах Прелюдия До-мажор . | Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке. | – оказывать помощь в организации ипроведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально – творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку) |
Количество часов в год – 32 ч
Количество часов в неделю – 1 ч