Конспект урока “Семья как малая группа”
Конспект урока “Семья как малая группа”
Хороший урок – это слаженный, четко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Урок “Семья как малая группа” относится к разделу “Личность. Межличностные отношения” курса “Обществознание” 10 класс (профильный уровень), учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова. Пропедевтика была в 8 классе при изучении темы “Социальные статусы и роли”, в 9 классе при изучении темы “Нравственные основы любви, брака и семьи”. В связи с этим урок был построен с опорой на такие мыслительные операции как: сравнение, анализ и синтез, обобщения и конкретизации.
В своем самоанализе я решила применить схему полного анализа урока по В. С. Кукушкину. Этапы урока выстроены в соответствии с требованием ФГОС.
В рамках проведения урока были определены цели:
– образовательная : формирование и систематизация знаний учащихся по теме ” Семья как малая группа”. Формирование системы знаний о социальных функциях семьи, классификации типов семейных структур (тип семьи).
Подвести учащихся к выводу о необходимости работать над созданием гармоничной семьи, как необходимого условия существования и развития личности.
– Развивающая : продолжить работу над выработкой у учащихся умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, умения получать и осмысливать социальную информацию, осваивать учебный материал с помощью практической деятельности, использовать различные источники данных; представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать в группах, способствовать формированию: мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных; аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме.
Работа над мини-проектами: “Моя семья”; “Семья как малая группа”, “Анкетирование”, “Без чего не построить крепкую семью”, “Кто должен заниматься воспитанием детей”.
– Воспитательная : продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям; формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов, актуализацию субъектного опыта учащихся
Считаю, что постановка целей обусловлена:
– программными требованиями;
– содержанием учебного материала;
– наличием необходимого уровня знаний и умений учащихся 10А класса.
В данном классе преподаю третий год, хорошо знаю психолого – педагогическую характеристику класса.
В классе 29 учащихся, из них 15 девушек. 14 юношей.
Успеваемость в классе 100%. Качество знаний составляет 82,75%
Большинство учащихся имеет достаточно высокую учебную мотивацию, 90% принимали участие в 1 этапе Всероссийской олимпиады школьников, 45 % принимали участие во 2 этапе Всероссийской олимпиады школьников, являются активными участниками, призерами и победителями в конкурсах, интеллектуальных играх, сетевых викторинах.
10А класс профильный – социально – экономический. Профиль учащиеся выбрали осознанно, о чем свидетельствуют результаты изучения социального заказа на образовательные услуги:
– сдать ЕГЭ – 100%
– поступить в ВУЗы – 94%
– повысить уровень саморазвития и самообразования – 86%
Цели урока ориентированы на конечный результат:
Урок способствует развитию ключевых компетентностей, что является необходимым элементом ФГОС:
Коммуникативная компетентность способствует успешной социализации, адаптации и самореализации в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность проявляется через умение владеть монологической и диалогической речью, ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других, формирует умение общаться как в группе и за ее пределами.
Социальная компетентность – способствует умению брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем.
Тип урока – Урок открытия нового знания. Основные цели:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цели отдельных этапов:
– включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;
-подготовка мышления учащихся и создание их потребности к построению нового способа действий;
– выявление места затруднения, его причины и в постановке цели урока;
– построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению;
– включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного;
– усвоение учащимися нового способа действий;
– интериоризация нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха;
– самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ.
При выборе форм и методов обучения я опираюсь на небезынтересную так называемую “пирамиду обучаемости учащихся”, предложенную журналом “Директор школы” по результатам американских исследований:
Лекция-монолог 5%
Чтение (самостоятельное) 10%
Аудио-видеообучение 20%
Показ (демонстрация) 30%
Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе) 50%
Практика в процессе деятельности 75%
Обучение других (ребенок обучает ребенка) 90%
Формы и методы, используемые на уроке, соответствуют возрастным и предметным нормам:
– наглядный метод
– практический метод
– метод проблемного изложения
– исследовательский метод
Формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от игровых до научных и исследовательских.
Считаю, что необходимо использовать совокупность приемов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления.
В выборе форм и методов основываюсь на методике К. Роджерса, создателя психотерапии, “центрированной на клиенте”, который видит в ученике личность, способную развивать свои природные ресурсы, ум и сердце, любознательность, личность, способную делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, личность, способную вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и другой деятельности.
Он предложил строить обучение на иных (в сравнении с традиционной и технократической школой) принципах. Главным среди них можно считать принцип “свободы в обучении”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Согласно К. Роджерсу, моя задача как учителя не диктовать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей. Я, по К. Роджерсу, стимулирую и облегчаю (facilitate) самостоятельную деятельность ученика.
При построении урока по предложенной методике атмосфера “свободы учения” в классе характеризуется тем, что ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют в учении друг с другом, видят во мне источник опыта, знаний, старшего члена группы.
К методам, стимулирующим “свободу учения”, относятся: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; использование разных источников знания – людей, опытов, книг, аудиовидеотехники и др.; метод контрактов; организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента; специальные занятия по самопознанию, межличностному взаимодействию. Я использую для создания атмосферы “открытого учения” и эмоционально окрашенные методы, и рациональные – “учебные пакеты”, программированные пособия. Изучение нового материала строилось в форме совместной деятельности учителя и ученика. На данном этапе акцент делался на :
– развитие умений учащихся работать с визуальным рядом;
– на развитие умений обобщать, выделять главное, существенное;
– на умение критически мыслить.
Ученики активно работали с авторской презентацией, опорным конспектом, участвовали в обсуждении и изучении теоретической основы темы, решении проблемных вопросов. С целью формирования у учащихся целостного представления о мире, я постаралась осуществлять межпредметные связи в содержании учебного материала с историей, биологией, географией, правом.
Этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны. Время распределено рационально. Оборудование в учебном кабинете задействовано на этапах урока.
Содержание данного урока соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по обществознанию, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089, а также требованиям ФГОС СОО по освоению материала на профильном уровне. В связи с подготовкой к переходу на стандарты нового поколения применяю системно – деятельностный подход, который предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.
Изложение материала доступно, логично, обладает научностью в той степени, которой соответствует уровню сложности изложения содержания в учебнике, соответствия возрастной и предметной норме.
Данный урок имел высокую степень продуктивности и результативности. Широко использовала три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.
Первичное закрепление материала происходило в виде решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. Контроль за универсальными учебными действиями учащихся осуществлялся с помощью вопросов, заданий, разнообразных форм контроля.
На мой взгляд, именно такие формы работы наиболее рациональны при реализации поставленных целей и задач и соответствуют новым стандартам образования.
На этапе закрепления изученного материала, при выполнении заданий получены результаты:
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону являлась интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
На уроке происходило формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
Работая в школе, я определила для себя правила на каждый день, которые помогают мне как учителю:
– Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
– Ребенок должен знать, зачем ему это, т. е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребенка;
– Исключила из своего лексикона слова “ошибочный ответ”, “неправильно” и т. д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: “А как вы думаете…”, “Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…”.
– Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
– На каждом уроке – работа в группах: парах, четверках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать свое мнение, просить помощи или предлагать ее.
– Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
– Если после моего урока у ребенка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа
Распутина О. Г., учитель обществознания высшей квалификационной категории
Вы читаете: Конспект урока “Семья как малая группа”