Конспект урока на тему “Что такое гражданин?”
№ слайда | ||
1 |
Урок 11. Что такое гражданин? Цели урока: Познакомить со значением понятий “гражданин”, “гражданственность; Воспитывать гражданственность на примерах из сказок и биографии великих граждан России; Развивать навыки работы с текстами учебника и документами, умение формулировать собственное мнение. План урока: Вводно-мотивационная часть. Что такое гражданин? Великий гражданин. Подведение итогов. Новые термины: Гражданин, гражданственность |
Слайд №2 |
2 |
Ход урока 1 . Вводно-мотивационная часть Мы приступаем с вами к изучению нового раздела “Гражданин и закон” Беседа: – Вам известно слово “гражданин”? – Приведите примеры различных значений этого слова. Работа с учебником: С.48 2 и 3 абзацы Давайте познакомимся с примерами употребления слова “гражданин” -Применимо ли слово “гражданин” в первом случае? Почему? – Каким словом мы его можем заменить?(Человек) – А во втором случае? (Слово “гражданин” находится на месте) Сегодня на уроке мы с вами узнаем значение слова “гражданин” и случаи в котором оно применяется. |
Слайд №3 |
3 |
2. Что такое гражданин? Работа со словарем учебника: С.51 Текстуальный разбор и запись в тетрадь: У слова гражданин есть два значения: 1. С правовой точки зрения это человек: – обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией; – имеющий гражданство данного государства. 2. В широком смысле слова – нравственный человек: Обладающий политической и правовой культурой; Неравнодушный к проблемам общественной жизни; Открыто высказывающий свои убеждения и действующий в соответствии с ними; Политически активный. Работа с учебником : А теперь давайте прочитаем сказку об осторожном карасике на С.45-46 учебника: Беседа: -как ведет себя карасик? Нравится или нет вам его поведение? Объясните почему? Какую сказку известного русского писателя она вам напоминает? Работа с учебником: Прочтите сказку о городе Добрых мастеров. Беседа : Давайте рассмотрим поведение “осторожного карасика” с позиции нашего определения слова “гражданин”. Можно ли считать “карасика” гражданином с правовой точки зрения? (Да, ведь он жил в своем пруду, т. е. Имел гражданство, у него были права и обязанности) А вот гражданином в широком смысле слова его можно назвать? Объясните почему? (Все видит и знает, но предпочитает ни во что не вмешиваться, не проявляет активности) Сравните поведение жителей города Мастеров с поведением карасика.(Сначала они тоже молчали и не пытались сопротивляться, но когда черные рыцари стали посягать на их права, они подняли восстание и изгнали их.) Кого же мы можем назвать гражданином в широком смысле слова? Человека, который: – занят общественными делами; – не прячется от политики как карасик, ходит на выборы; – знает законы и умеет их применять на благо людей и самого себя; – если нужно не побоится встать на защиту прав и свобод, смело высказывает свое мнение. А есть еще такое слово Гражданственность – это способность человека жить интересами своей страны, ее болями и радостями |
Слайд №4 |
4 |
3. Великий Гражданин Сообщение о жизни известного советского ученого и правозащитника А. Д. Сахарова ??? Почему А. Д. Сахарова можно назвать словом гражданин с большой буквы? Кого еще вы можете назвать? |
Слайд № 5 |
5 |
4. Подведение итогов. 1. Способен ли каждый человек стать гражданином в широком смысле этого слова: политически активным, умеющим использовать право для защиты своих интересов и интересов других людей? |
Слайд № 7 и №8 |
6 |
5. Домашнее задание |
Слайд №9 |
Вы читаете: Конспект урока на тему “Что такое гражданин?”