Помогите написать сочинение на тему: человек и его духовные ценности в древнерусской литепатуре
В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям.
Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его Дом располагался красным углом на восток.
По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек!
Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека. Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня. Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские Сочинения. Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и все же участником мировой истории.
В этом мире все значительно, полно сокровенного смысла… Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни…
Литература – не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека способным к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему.
Похожие сочинения:
- Совесть – мерило жизни В. Г. Распутина. Краткое изложение текста Человеком тревожной совести называют Валентина Распутина за его нравственную причастность ко всему, что происходит на родной земле, за осознание ответственности перед прошлым и настоящим Родины. Таковы и герои произведений В. Г. Распутина, заявившего о себе как о писателе в 1967 году повестью “Деньги для Марии”, повестью о простых людях, ощущающих жизнь в ее простоте и полноте, верящих в человеческую отзывчивость, доброту и честность. Совесть – то мерило жизни, в котором для героев и особенно героиньRead More...
- Легкое дыхание На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Апрель, но дни серые; памятники кладбища просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер все звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет нарядной и прелестной гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская. Девочкой она ничем не выделялась в толпеRead More...
- Тренуємо мозок Мозок людини має складну структуру. Серед його відділів є шар сірої речовини, розділений на дві половини – ліву і праву півкулі. Вчені вважають, що кожна частина пов’язана з певними навичками, здібностями. Ліва півкуля – це логічні міркування, рахунок, письмо і мова. Права півкуля робить Вас творчою і винахідливою людиною – навички малювання, музики, живопису, скульптури. Якщо творчість вроджений дар, то вміння, за які відповідає ліва півкуля можна придбати з практикою. Як? Дізнаєтеся нижче. Вправи дляRead More...
- История создания романа “Герой нашего времени” В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своего современника – Евгения Онегина – на фоне петербургской жизни 1820-х годов, задумал написать Роман, в котором он бы изобразил своего современника – гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни. Но в 1837 году за стихотворение “Смерть поэта” Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ, а после ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьихRead More...
- Рабочая программа по музыке 7 класс (Сергеева Г. П., Критская Е. Д.) Соколова Наталья Григорьевна Учитель музыки МБОУ СОШ№1 им. Доктора Л. М. Рошаля Пгт Чердаклы Ульяновской области Класс:7 Рабочая программа по музыке на основе авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой Пояснительная записка Рабочая программа по музыке в 7-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. М.: Просвещение,2015 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: –Read More...
- Вопросы и ответы к повести “Собачье сердце” М. А. Булгакова 1. Что объединяет повести М. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”? Эти произведения объединяет тема нравственной ответственности ученого за проводимый эксперимент; сатирическое изображение послереволюционной действительности; использование фантастики и гротеска. 2. Против чего направлена сатира в повестях М. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”? Сатира в повестях М. Булгакова направлена не только против конкретных необдуманных научных экспериментов, но против того громадного исторического эксперимента, которым явилась социалистическая революция в России. 3. Какие детали в повести М. БулгаковаRead More...
- Конспект урока по истории “Развитие КАЗАХСТАНА В 50-70-г. XX в. в.” 11 класс ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: Развитие КАЗАХСТАНА В 50-70-г. XX в. в. ЦЕЛЬ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ: Проверить степень усвоения полученных знаний учащихся по данной теме. РАЗВИВАЮЩАЯ: Развитие навыков работы в группах, умение применять полученные знания. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. Воспитание патриотизма, коллективизма. ОБОРУДОВАНИЕ:Карточки – задания, карты, бланки, тесты, наглядная агитация. МЕТОД: Работа по группам( 4 группы),рассказ, обсуждение, сравнение, умение отстоять свою точку зрения. ХОД УРОКА. ОРГМОМЕНТ: А) Разделение на команды, занимают свои места. Б) Вступительная беседаRead More...
- “Творчі якості вчителя” Виступ на педраді Виступ на педраді “Модель компетентного вчителя” За темою “Творчі якості вчителя” “Педагогічна праця не творчою не буває, і не може бути, адже неповторні діти, обставини, особистість самого вчителя, і усіляке педагогічне рішення повинно виходити з цих завжди нестандартних факторів. Якщо ж ці дії людини, що працює з дітьми, не враховують цих особливостей, то її праця лежить уже за межею того, що називається словом “педагогічний”. М. М. Поташник Таким чином, педагогічна діяльність – це прояв постійноїRead More...
- ИКТ в сельской школе Ответ конечно однозначно звучит так – необходимость. При современных требованиях народного образования одними библиотеками не обойтись ни как преподавателю, ни как ученику. Первым для подготовки к занятиям, вторым для подготовки домашних заданий и здесь не обойтись без информационных компьютерных технологий. Для учителей – это использование мультимедийных дисков, поиск дополнительного материала для уроков (статьи, фото, рисунки, документальные фильмы, программы) и соответственно обмен опытом через интернет.. И это касается не только преподавателей информатики. Область применения в школеRead More...
- Структура экосистем Вопрос 1. Что такое биогеоценоз? Биогеоценоз – это экологическая система (экосистема), границы которой определены растительным сообществом. Совокупность биогеоценозов земного шара образует глобальную систему, биосферу. Примерами биогеоценозов являются дубрава, луг, ельник, березовая роща и др. Вопрос 2. Расскажите о пространственной структуре экосистемы. Пространственная структура экосистемы определяется ярусным расположением растительности. Сверху вниз над землей выделяют пологовый (древесный), кустарниковый, травяной и надпочвенный (приземный) ярусы. В почве также идет разделение на уровни, образованные корнями растений разных видов. Такая пространственнаяRead More...
- Географічний проект “Українські Карпати” СХЕМА ПРОЕКТУ Хто виконує Що опрацювати Результат Географи Географічне положення, Рельєф, корисні копалини Повідомлення Кліматологи Клімат Українських Карпат Повідомлення Біологи Рослинний та тваринний світ Повідомлення Палеонтологи Палеогеографічні умови Повідомлення Екологи Природоохоронні території Повідомлення Журналісти Легенди про: едельвейс, Озеро Синевір, р. Прут, Виникнення Карпат Повідомлення Фольклористи Пісні Записи пісень. Тема: УКРАЇНСЬКІ КАРПАТИ. Мета. Сформувати в учнів систему знань про Українські Карпати, особливості географічного положення,, клімат, рослинність, тваринний світ; стимулювати учнів до самостійного пошуку та аналізу необхідноїRead More...
- Надійна людина Тільки тим історія належить, Хто сьогодні бореться й живе. Василь Симоненко Приводом для цієї розмови послужив лист десятикласників однієї з шкіл про дискусію, що спалахнула в класі: яку саме людину можна вважати надійною. “Ми гадаємо, – писали школярі, – що надійна людина – це та, на яку можна в усьому покластися, яка ніколи не підведе ні колектив, ні товариша”. Повністю розділяємо вашу думку, юні друзі. Адже в усі часи епітет “надійна” був найкращою характеристикою, якаRead More...
- “Изобразительное искусство” Тема урока: Новогодняя елка 1 Класс Садиева Венера Галинуровна, Учитель изобразительного искусства МБОУ “Большегондырская СОШ” “Изобразительное искусство”. 1 класс Тема урока : Новогодняя елка. Тип урока: Урок изучения нового материала. Используемая технология : Технология проблемного диалога. Цель урока. Развитие эстетического восприятия природы и наблюдательности через передачу характерных особенностей, формы и цвета. Ход урока Этап урока и его цели Содержание урока Планируемые результаты I. Мотивация к учебной деятельности Цель: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия дляRead More...
- Влияние социально-политического кризиса на культуру Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о “земле и воле”. Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения – марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс – пролетариат. В отличие от общинного крестьянства он был свободен от собственности, объединен условиями коллективного труда и был готов идти до конца в борьбе за коммунистический идеал общественной справедливости, равенстваRead More...
- Гоголь – последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот? Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются “с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям” и создают только “возвышенные образы”; другие, напротив, выставляют “выпукло и ярко на всенародные очи” повседневные характеры, которыми “кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога”. Гоголь выбрал путь писателя-реалиста, писателя-сатирика, беспощадного обличителя пошлости и косности. Он убежден в том, что “авторRead More...
- Рассказ Л. Улицкой “Народ избранный” Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой – прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе “Народ избранный”, хотелось бы услышать ответ на вопрос: – Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности? Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности. В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена. Обратимся кRead More...
- Мария Ивановна Миронова в. “Капитанской дочке” Повествование ведется от лица мемуариста Петра Андреевича (“Андреича”) Гринева, который описывает свою жизнь в 1772-1774 годах. В 1772 году ему было шестнадцать лет. Петруша направлен служить в линейную Белогорскую крепость, где он был произведен в прапорщики. Здесь он встречается с дочерью капитана коменданта Белогорской крепости Марией Ивановной Мироновой. Маше было лет восемнадцать. Она была круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными. При знакомстве с Петрушей у нее уши горели. Роман (бессмертное произведение) А. С. ПушкинаRead More...
- Как мы однажды вылепили снежную бабу Сначала снег был не очень хорошим. Этот первый снег был не рыхлым, а словно песок. Из такого снега трудно и в снежки играть, и что-нибудь сделать – снежную бабу или снеговика. Поэтому я очень обрадовалась, когда выпал рыхлый, почти мокрый снег – уж теперь-то мы с девчонками слепим снежную бабу! Снежную бабу лепить и легко, и трудно одновременно. Легко скатать, если снег хороший, три больших снежных шара: один вместо ног, другой заменит туловище, а третий,Read More...
- Конспект урока на тему “Графическая работа в виде конструктивного эскиза” План урока производственного обучения. Тема урока : “Графическая работа в виде конструктивного эскиза” Цель урока : Усвоение учащимися приемов выполнения технического рисунка в соответствии с моделью. Задачи : – сформировать практические умения и навыки у учащихся по грамотному использованию основных принципов зарисовки деталей швейных изделий. – содействовать воспитанию самостоятельности, ответственности при выполнении задания; – способствовать развитию абстрактного и логического мышления; Форма урока :урок развития творчества. Тип урока :выполнение простых комплексных работ. Методы обучения :репродуктивный, наглядный.Read More...
- Конспект урока ОБЖ “Путешествие со Светофором” Цель занятия. Уточнить представление о работе светофора. Продолжать знакомить с Правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности. Задачи: Образовательная: – продолжать знакомить с элементами дороги; – учить решать проблемные ситуации, в которых оказались пешеходы (пассажиры); – совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи; Развивающие: – развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора; –Read More...
- Народ в “Тихом Доне” Герои Шолохова – казаки-крестьяне. Мы их видим в повседневной обстановке трудовой жизни. Вся их жизнь проходит в нелегким труде. Вспомним “горбатую в работе” жизнь Ильиничны, беспокойного и хлопотливого Пантелея Прокофьевича. “Работящий паренек”,- с похвалой говорят о Григории Мелехове. “Работящую Наталью” быстро полюбили в семье Мелеховых. Аксинья редко сидит без дела. Она носит воду из Дона, белит курень, доит корову, сгребает сено вслед за косарями. Она сама перекрывает крышу, вместе с Дуняшкой едет пахать и сеять.Read More...
- Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Первый вариант) Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. А. С. Грибоедов. Горе от ума Литературная деятельность А. С. Грибоедова была гораздо шире, чем написание одной только комедии “Горе от ума”, но все же в памяти многих поколений он остался автором одного произведения, создателем одного шедевра. И дело даже не в том, что комедия имела потрясающий, выдающийся успех среди современников автора – онаRead More...
- Разработка урока по природоведению в 5 классе по теме: “Жизнь в морях и океанах” – скачать бесплатно Разработка урока по природоведению В 5 классе По теме: “Жизнь в морях и океанах” Урок разработала: Смольникова Л. Н. учитель биологии Тема урока: Жизнь в морях и океанах Форма урока : Урок изучения нового материала. На уроке используются технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно – коммуникационная технология. Цель урока : Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условийRead More...
- Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен Вопрос 1. Что такое диссимиляция? Перечислите ее этапы. Диссимиляция, или энергетический обмен, – это совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений, которые сопровождаются выделением и запасанием энергии. Диссимиляция у аэробных (кислорододышащих) организмов происходит в три этапа: подготовительный – расщепление высокомолекулярных соединений до низкомолекулярных без запасания энергии; бескислородный – частичное бескислородное расщепление соединений, энергия запасается в виде АТФ; кислородный – окончательное расщепление органических веществ до углекислого газа и воды, энергия также запасается в виде АТФ. Диссимиляция у анаэробныхRead More...
- Жизнь и быт феодалов 1. Жизнь и быт феодалов. Замок феодала. На холме или высокой скале, подобно гнезду хищной птицы, возвышался над окружающей местностью замок. Это было не только жилище феодала, но и его крепость, где он мог чувствовать себя в безопасности. В замке феодал мог укрыться от восставших крестьян и нападений других феодалов. Сначала замки строились только из дерева, но позднее, для большей крепости и долговечности, их стали строить из из камня. Толстые и мощные стены высокими башнямиRead More...
- Долгая жизнь романа Мэри Шелли “Франкенштейн” В истории мировой литературы есть имена и названия, которые у всех на слуху. Таков Роман “Франкенштейн, или Современный Прометей” (1818) английской писательницы Мэри Уолстонкрафт Шелли (1797-1851). Судьба швейцарского ученого Франкенштейна, создавшего живое существо из неживой материи и превратившегося в конце концов в жертву и одновременно палача собственного изобретения, стала особым знаком, который с течением времени охватывает все более широкие культурологические слои, далеко уходя от обозначенной писательницей проблемы. В массовом сознании ХХ столетия Франкенштейн начинает воплощатьRead More...
- Вопросы и ответы к творчеству А. Т. Твардовского 1. Почему поэма “Василий Теркин” А. Твардовского стала “народной книгой”? Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” стала любимой книгой бойцов, потому что она отражала типичные на войне ситуации, которые были близки и знакомы каждому солдату, в которых он сам побывал. Герой выражал лучшие черты всей русской нации. Его судьба была общей с судьбой сражающихся на фронте воинов. Поэт подчеркивал, что “в каждой роте есть такой”. Поэтому бойцы с интересом следили за всем, что происходило с Теркиным,Read More...
- Урок на тему “Применение дифференцированного подхода на занятиях английского языка” “Применение дифференцированного подхода на занятиях английского языка” Одной из наиболее актуальных проблем преподавания иностранного языка в школе является дифференцированный подход в обучении. У каждого педагога наряду с использованием данного метода появляются трудности, такие как: Неумение найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм; Определение индивидуальных особенностей личности обучающегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Почему? Так как способности учащихся к изучению иностранного языка не одинаковы: одним языкRead More...
- Лирика И. А. Бунина. “Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…” (План) “Я… прежде всего поэт”. (Бунин начал печататься как автор стихов и рассказов. Даже став прославленным писателем, он оставался поэтом. Всем его произведениям присущи поэтическое восприятие жизни, лиризм повествования, своя ритмическая организация. Только в лирических стихах Бунин прямо говорит о своих привязанностях, о том, что любил всю жизнь.) Основные темы лирики Бунина: Любовь к родине. (Родина для Бунина это и неприветливые хутора с нищими избами крестьян (“На хуторе”), и помещичьи усадьбы, где прошли детство и юностьRead More...
- Нуклеиновые кислоты Вопрос 1. Какое строение имеет нуклеотид? Нуклеотид включает в себя три компонента: азотистое основание, углевод, которым является пятиуглеродный сахар (дезоксирибоза или рибоза), и остаток фосфорной кислоты. Азотистых оснований четыре: у ДНК это аденин, гуанин, цитозин, тимин. У РНК – те же, но вместо тимина – урацил. Вопрос 2. Какое строение имеет молекула ДНК? ДНК представляет собой полинуклеотид – полимер, мономерами которого служат нуклеотиды. Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей, соединенных водородными связями. Водородные связиRead More...