М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта – центральная тема поэзии XIX века.

Во всем, о чем бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее движение литературы вперед, определили ее последующее развитие.

По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него – орудие борьбы.

Лермонтов понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей.

В его поэзии с первых же строк звучит тема одиночества. Противоположность двух поэтических миров отчетливо видна при сравнении “Пророка” Пушкина и “Пророка” Лермонтова. Последний подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:

…обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе – печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни (“в пустыне”), куда его изгоняют “они” – те, кому пророк пытался проповедовать “любви и правды чистые ученья”. Эти “они”, исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, “жадною толпой стоящие у трона”, – палачи “Свободы, Гения и Славы”. “Они” – пестрая толпа, рабы и господа, населяющие “немытую Россию”, это и “наше поколенье”, постыдно равнодушное к добру и злу.

Лермонтов хотел, чтобы поэзия призывала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “О, полно извинять разврат…”, посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.

Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается Лермонтовым в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными “безопасными” темами.

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть поэта”. Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни торжественным венком славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”.

Это обличительное гневное стихотворение быстро распространилось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

Стихотворение “Поэт” построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, но погиб господин, и кинжал, который “не по одной груди провел страшный след и не одну порвал кольчугу”, “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что с ним случилось, напоминает Лермонтову судьбу поэта.

Лермонтов раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир, с огромной силой и полнотой, болью и страстью. Однако это одиночество – не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое место в нем. “Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня” – в этих словах стихотворения “Узник” звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.

Диана ХУБЛАРОВА,
гимназия № 1514, Москва
(учитель – Р. А. Храмцова)


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии - Сочинения рассуждения


М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии