Лирика Некрасова 60-70-х гг
Лирика Некрасова последнего периода – одно из высших художественных достижений его поэзии. В период спада общественного движения поэт считал необходимым обратиться к молодежи, воодушевить ее на продолжение освободительной борьбы. Откровенный и прямой разговор определил тональность ряда лирических стихотворений Некрасова. Так, “Элегия” (1874), являющаяся одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к молодому поколению:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – “страдания народа”И что поэзия забыть ее должна, – Не верьте, юноши! Не стареет она.
“Железная дорога” (1864) также прямо адресована молодежи. Первоначально произведение было опубликовано с подзаголовком: “Посвящается детям”. По форме – это монолог автора, обращенный к мальчику Ване, который упоминается уже в эпиграфе. Эпиграф этот необычен. Он подобран по принципу не соответствия, а контраста к последующему изложению. Нечто подобное уже было в некрасовской “Псовой охоте”. Папаша, одетый в “пальто на красной подкладке” (генеральская форма), демонстративно наряжает сына Ванюшу в кучерский армячок, желая тем самым подчеркнуть свое народолюбие. (Вспомните, как у Тургенева в “Отцах и детях” Павел Петрович Кирсанов держал на столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.) По существу, все стихотворение построено как полемика с генералом. Оно утверждает подлинную роль народа в строительстве железной дороги и истории вообще. Идет борьба за Ваню, за молодое поколение, которое, прежде всего, нуждается в правде.
Оптимистическая вера в великое будущее народа сочетается в стихотворении с пламенным желанием пробудить у него сознательное отношение к жизни. Рисуя горькую сцену народной темноты и забитости в финале “Железной дороги”, поэт утверждает мысль о необходимости активной борьбы за свободу, о том, что счастливое будущее не придет само, его нужно завоевать, грудью проложить дорогу к нему.
Похожие сочинения:
- Сценарий тематического развлечения в подготовительной группе “Путешествие по городам Чувашии” Автор: Ярчеева Нина Миньевна, музыкальный руководитель МБДОУ “Детский сад №3 “Ромашка ” комбинированного вида ” п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики Описание материала. Предлагаю вам сценарий тематического развлечения для детей подготовительной группы “Путешествие по городам Чувашии “. Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, а так же учителям младших классов при составлении и проведении чувашских национальных праздников или развлечений. Данный материал носит в себе не только развлекательный, воспитательный характер, но иRead More...
- А. С. Пушкин – отражение глубины русского национального самосознания Особенности педтехнологии: создание оптимальных условий для успешного формирования общей и музыкальной культуры учащихся путем использования интегративной методики; создание проблемных ситуаций; развитие аналитических умений учащихся. Цели урока: 1. Образовательные: – введение в тему интегрированного курса; – краткое знакомство с биографией поэта, основными чертами его творчества; – усвоение этапов пушкинианы, знакомство с перечнем авторов и музыкальных жанров на стихи поэта; 2. Воспитательные: – выявление роли творчества поэта в русской музыке; – воспитание слушательской культуры; – формирование художественногоRead More...
- Сборник “Темы и вариации” Из раздела “Я ИХ МОГ ПОЗАБЫТЬ” 3 Так начинают. Года в два От мамки рвутся в тьму мелодий, Щебечут, свищут, – а слова Являются о третьем годе. Так начинают понимать. И в шуме пущенной турбины Мерещится, что мать – не мать. Что ты – не ты, что Дом – чужбина. Что делать страшной красоте Присевшей на скамью сирени, Когда и впрямь не красть детей? Так возникают подозренья. Так зреют страхи. Как он даст Звезде превыситьRead More...
- Програма зовнішнього незалежного оцінювання з математики Додаток № 4 До наказу Міністерства освіти і Науки, молоді та спорту України Від 14.07.2011 № 791 Програма зовнішнього незалежного оцінювання з математики Мета зовнішнього незалежного оцінювання з математики Оцінити ступінь пiдготовленостi учасників тестування з математики з метою конкурсного відбору для навчання у вищих навчальних закладах. 3авдання зовнішнього незалежного оцінювання з математики Полягає у тому, щоб оцінити знання та вміння учасників: – будувати математичні моделі реальних об’єктів, процесів i явищ та досліджувати ці моделі засобамиRead More...
- СРАВНИВАЯ – УВИДЕТЬ, . или Как Серпентину не выдали замуж за Ансельма Акакиевича Не нами придумано: все познается в сравнении. В том числе и сущность литературных явлений. Из ранних примеров такого сравнительного литературоведения на память приходит состязание Эсхила с Еврипидом в царстве Аида, изображенное Аристофаном в комедии “Лягушки”. Там сравнивались поэтические манеры. Русские “реальные” критики второй половины XIX века любили сравнивать героев: Добролюбов в статье “Что такое “обломовщина”?” Обломова – с Онегиным, Печориным и другими героями русских романов, чтобы выявить родство между ними и общий для всех порокRead More...
- Вопросы и ответы к балладе А. К. Толстого “Василий Шибанов” Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку. В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозного. Есть в ней и завязка: решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного – Васьки Шибанова – отвезти это послание. Этот поступок – смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. И вот кульминация баллады: Вдруг едет гонец, раздвигает народ, Над шапкою держит посланье. И спрянул с коня онRead More...
- Чехов: сахалинский вопрос Никто, в том числе и сам Чехов, не мог (или не хотел) толком объяснить, зачем его понесло на Сахалин. В 1890 году писателю исполнилось тридцать лет. После “Степи” и “Скучной истории” он известен не только читателям тонких журнальчиков и близким знакомым. “Степью” восхищаются восторженный Гаршин и суровый Салтыков. Чехов уже получил половинную Пушкинскую премию. В Александринском театре поставлен “Иванов”. Во многих театрах с успехом идут водевили. Правда, в 1889 году семью настигло горе – смертьRead More...
- Своеобразие литературного процесса (о литературе 60-х гг. XIX века) В 60-е гг. XIX в. были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них были заметны, естественно, разные подходы к актуальным проблемам современности, разным было соотношение социальности и психологизма, характера и среды, сатирического гротеска и правдоподобия. Но при всем при этом нельзя было не ощутить расцвета творчества во всех родах литературы (эпос, лирика, драма) и во всех жанрах. Достаточно упомянуть лишь несколько названий, чтобы представить, в каком быстром и напряженномRead More...
- Уроки Шолохова Урок первый Эпический зачин Начинается книга мощно, страшно и пронзительно, с первых строк завораживая эпическим размахом, животворной подлинностью, лирической насыщенностью и трагическим замесом семейной истории, которая обещает развернуться, и разворачивается, в национальную трагедию. Задает тон народно-поэтический образ тихого Дона – взбаламученного войной, осиротевшего, величаемого и оплакиваемого в эпиграфе. В начале повествования место действия конкретизируется: обозначен центр романной вселенной – мелеховский двор, что “на самом краю хутора”; от него проведены линии-пути в разные концы: на северRead More...
- Що робити, якщо дитина каже неправду? Якщо дитина каже неправду… Усі діти брешуть, але чи завжди це має засмучувати і насторожувати батьків? Адже чесність – одна з основних рис, яку батьки в першу чергу намагаються виховати в дітях. . Вчені вважають, що брехня дошкільнят, яка переважно має вигляд фантазування, є значним досягненням в психологічному розвитку дитини. Натомість систематична брехня молодших школярів має стати першим сигналом тривоги для батьків – у вашої дитини проблеми. Як пояснити дитині, що брехати – це поганоRead More...
- Советы Билла Гейтса школьникам Кто не знает Билла Гейтса? Кто не хотел бы быть на него похож? Самый богатый человек мира. Занимается любимым делом. Гейтс решил сам преподать урок детям и разместил у себя в блоге 11 мудрых советов школьникам всего мира: 1. Жизнь несправедлива. Привыкните к этому! 2. Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от Вас закончить дело ДО того, как Вы почувствуете себя уверенно. 3. Вы не будет получать 60 000$ в год сразу послеRead More...
- Сочинение о поэзии В. Симоненко “Я бы пожелал тебе кого-то так любить, как я тебя люблю”… Такие слова может сказать только человек, который действительно умеет любить. Так как слово “любовь” стоит рядом со словами “искренность”, “доброта”, “честность”, “чуткость”, которые всегда были, есть и останутся общечеловеческими ценностями. Служение вечному – святая обязанность настоящего поэта. Писать о наисвятейшем с таким искренним и неподдельным чувством мог только талантливый поэт, которым был и остается в нашей памяти Василий Симоненко. Тематика творчества этого человека оченьRead More...
- Учебно – тематический план по внеурочной деятельности “Музыка вокруг нас” 4 Класс – скачать бесплатно Учебно – тематический план по внеурочной деятельности “Музыка вокруг нас” для 4 класса Учитель музыки Михтеева Е. Ю. № Урока Тема урока 1 триместр (10 часов) 1. Введение. Летние впечатления. 2-3 Осень: поэт, Художник, композитор. Осенний бал. 4-5 Музыкальное путешествие от Руси до России. Русь героическая. 6. Русь православная. 7-8. Русь сказочная. 9. Русь былинная. 10. Русь скоморошья. 2 триместр (12 часов) 11. (1) Викторина “Музыкальный полиглот”. 12. (2) Озорные песенки из мультфильмов. 13-14. (3-4)Read More...
- У книжковому царстві – у мудрій державі “У книжковому царстві – в мудрій державі” За два тижні до свята двері в клас відчинилися, і до класу зайшли… Ви не повірите! До класу зайшли найсправжнісінькі мудреці – Звіздарі (переодягнені діти). Бороди довгі, сиві, шапки гостроверхі, а в руках тримають великі згортки. – Чи тут навчаються вельмишановні учні 5 класу? Нарешті ми вас знайшли. Ми принесли вам листа, важливого, термінового, цікавого. Слухайте! “Дорогі мої маленькі друзі! Я знаю, що ви багато читаєте і вмієтеRead More...
- Что такое красота и почему ее обожествляют люди Порой мы слышим о том, что красота – это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов; что никто не может устоять перед ее загадочным притяжением. Вслед за Ф. Достоевским произносим мы: “Красота спасет мир”. Так сделать ли нам красоту всеобщей истинной религией? Но стоит поразмыслить, и мы приходим к убеждению, что подобная религия невозможна. Как раз-таки по той простой причине, что представления о красоте менялись не только по эпохам, ноRead More...
- Помогите написать сочинение на тему какие жизненные уроки извлек герой из произведения уроки французского Рассказы В. Г. Распутина отличаются удивительно внимательным и бережным отношением к человеку, к его нелегкой судьбе. Произведения писателя увлекают нас интересными подробностями внутренней жизни обыкновенного, скромного, почти незаметного человека. Автор рисует образы простых людей, которые живут обычной жизнью с ее печалями и радостями, в постоянном труде и заботах. В то же время он раскрывает перед нами богатый внутренний мир этих людей. Так, в рассказе “Уроки французского” автор раскрывает перед читателями жизнь и душевный мир деревенскогоRead More...
- Рецензия на рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник” Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты… А. Блок Любовь… Сколько коварных, обманчивых, загадочных, томительных и губительных проявлений этого чувства способен воплотить ум гениального мастера слова! Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой. Любовь двусмысленна, двулична, двугранна… Ее темная сторонаRead More...
- Александр Блок “На поле Куликовом”: опыт осмысления Стихотворный цикл Александра Блока “На поле Куликовом” традиционно включается в школьные программы 11-го класса. Издание программы под редакцией В. Я. Коровиной от 2002 года предлагает включить цикл “На поле Куликовом” в курс 8-го класса и раскрыть историческую тему в этом стихотворном цикле, показать ее современное звучание и смысл. Современный подход к литературному образованию дает возможность учителю самостоятельно принять решение, когда будет изучаться этот цикл. При этом важно учесть обращение неRead More...
- М. В. Ломоносов – “первый наш университет” Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и Все проник. А. Пушкин Есть ли еще в истории человек, судьба и биография которого были бы столь необычны и удивительны, как у М. В. Ломоносова? Родившись в семье крестьянина-помора недалеко от деревни Холмогоры, Ломоносов рано выучился грамоте. С самого детства он тянулся к наукам, пытался постичь тайны природы и мироздания. В возрасте девятнадцати лет, тайком от отца, пытливый юноша отправляется зимним путемRead More...
- Пофанация реформы и авантюризм Профанация реформы и авантюризм… мнение подопытного. Свершилось! Зуд безоглядного реформаторства, которым “заболело” правительство Н. Азарова, докатился и до МОНУ. В самом деле – не отставать же от соратников! Телевидение восторженно и взахлеб сообщило об очередной новации МОНУ в рамках пресловутой реформы школьного образования – поголовно-принудительное внедрение netbook(ов) для учащихся общеобразовательных школ. Экспериментаторы из МОНУ замыслили очередной немыслимый для здравомыслящих эксперимент над народом и за счет самого народа. Ну чем не иезуитство? Все совестливые и неRead More...
- Романтическая драма “Мы зреем не веками, а десятилетиями”, – заметил Пушкин. И это совершенно справедливо, скажет детям учитель, приступая в классе к изучению пьесы Лермонтова “Маскарад”. Наверное, только в России смогли сосуществовать такие стили, как классицизм и сентиментализм, романтизм и реализм. Стилистическая многоголосица – характерная черта всей истории русского искусства. В России романтизм как стиль складывается в начале 20-х годов XIX века. Именно в это время возникают теоретические манифесты русских романтиков: Вяземского, Кюхельбекера, Рылеева. И в этоRead More...
- Классный час по ОБЖ на тему “ЗДОРОВЫЙ СОН” Здоровый сон Цели и задачи: знакомство с гигиеной сна; расширение кругозора учащихся, их словарного запаса. Оборудование: любимые куклы детей; книжечки с колыбельными песнями; Иллюстрации животных; карточки с загадками, пословицами о сне: Что слаще сладкого? Вроде нету, вроде есть, Слаще меда, а не съесть. Что слаще меда и сильнее льва? На весах не взвесишь, На базаре не продашь, Нет на свете милее его. Не стукнет, не брякнет, Ко всякому подойдет. И рать и воеводу – ВсехRead More...
- Герои “Войны и мира” Продолжаем публиковать главы из нового учебника по русской литературе для 10-го класса Система персонажей Как все в эпопее “Война и мир”, она предельно сложна и очень проста одновременно. Сложна – потому, что композиция книги многофигурна, десятки сюжетных линий, переплетаясь, образуют ее плотную художественную ткань. Проста – потому, что все разнородные герои, принадлежащие к несовместимым сословным, культурным, имущественным кругам, четко делятся на несколько групп. И это деление мы обнаруживаем на всех уровнях, во всех частях эпопеи.Read More...
- Народные приметы в городе Летом я прочитал книгу Константина Паустовского о Мещерском крае, и попалась мне в этой книге глава о народных приметах. Читал я ее, наслаждался языком писателя и вдруг подумал: “А как у нас, в городе, правдивы ли народные приметы, или они верны только для деревни?” И решил я понаблюдать за природой, погодой, чтобы ответить на этот вопрос. Из нашего окна видно трубу котельной, из нее частенько валит довольно неприятный черный дым. Я стал обращать внимание наRead More...
- Урок громадянськості “Україна – наш спільний дім” Урок громадянськості “Україна – наш спільний дім” Мета: ознайомити учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України, вивчити основні засади демократичного та суспільного ладу України; закріпити знання про державну символіку (Герб, Прапор, Гімн, Основний Закон України – Конституцію); зміцнити громадянські якості учнів; іформувати ціннісне ставлення до держави, суспільства, мови, сім’ї, самого себе; почуття особистої відповідальності за долю своєї держави та українського народу. Вчитель: Вишита колоссям і калиною, Вигойдана співом солов’я, Зветься величаво – Україною, ЗемлеRead More...
- Я не волшебник, я только учусь Психотерапевтом работать очень легко. Когда пациент спрашивает вас: “Что мне делать?” – вы отвечаете ему: “И что же вам делать?” Реплика психотерапевта из к/ф “Окончательный анализ” Уважаемые коллеги, друзья! Психология в нашей стране наука молодая и еще развивающаяся, для многих не совсем понятная. Неправильное представление и психологическая неграмотность многих педагогов и родителей о психологической помощи побудили меня написать эту статью. Многие считают психологов “волшебниками”, у которых есть советы на все случаи жизни и рецепты отRead More...
- Love is Группа американских исследователей провела опрос среди детей возраста от 4 до 8 лет: “Что такое любовь?” Ответы, которые они получили, оказались глубже и шире, чем кто-либо мог себе представить. (Ребекка – 8 лет). “Когда у бабушки начался артрит, она не могла больше наклоняться и красить себе ногти на ногах. Тогда дедушка стал делать это для нее – все время, даже тогда, когда у него самого начался артрит на руках. Это любовь”. (Билли – 4 года).Read More...
- Використання комп’ютерно-інформаційних технологій на уроках музики Вступ Одним із завдань реформування освіти, поставленим у державній національній програмі “Освіта. Україна ХХІ століття”, є широке запровадження в навчально-виховній роботі нових педагогічних інформаційних технологій. Музична освіта, яка заснована на нових сучасних педагогічних технологіях, виступає основою творчого розвитку духовної культури особистості Сьогодні в музичній освіті відбувається активний пошук нових педагогічних методик. Музичне мистецтво відкривається перед дитиною як процес становлення художнього образу через різні форми художнього втілення (літературні, музичні, образотворчі). Іде опора на виявлення життєвих зв’язківRead More...
- Уроки по лирике Фета Программа В. Я. Коровиной Изучению лирики А. А. Фета можно посвятить два или три урока. На первом – сообщить интересные факты биографии поэта, почитать его стихи, поучиться читать выразительно и проанализировать стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила…”. На втором (или втором-третьем) уроке – провести практикум по анализу стихотворений “Еще майская ночь”, “Учись у них – у дуба, у березы…”. Первый урок откроет эмоциональный рассказ о поэте, включающий в себя драматическую историю его детства и юности,Read More...
- Правове виховання молодших школярів Перелік основних нормативно-правових документів, якими керуються педагогічні працівники при плануванні роботи з правового виховання : 1. Закон України “Про освіту”. 2. Закон України “Про загальну і середню освіту”. 3. Закон України “Про охорону дитинства”. 4. Загальна Декларація прав людини. 5. Декларація прав дитини. 6. Конвенція про права дитини. 7.Всесвітня Декларація про забезпечення виживання, захисту і розвитку дітей. Тематичні бесіди з правового виховання Права 1. Що таке права? 2. Які права є у тебе? 3. ЧиRead More...