Конспект урока окружающего мира “Птички – невелички”
МДОУ ” Детский сад №178″
Г. Саратов
Конспект урока окружающего мира
“Птички – невелички”
Воспитатель: Гусева
Татьяна Александровна
Программное содержание:
-. Закрепить знания детей о признаках весны, о жизни птиц в весенний период, об особенностях внешнего вида, повадках.
– Продолжать расширять представление, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
– Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей.
– Учить понимать образный смысл загадок.
– Воспитывать чувство любви к родной природе; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
Активизировать в речи детей слова: грач, ласточка, солнечная, радостная, звонкая, гнездо, скворечник, чирикают, щебечут.
Предварительная работа : Наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы: С. Городецкий “Как птицы учились строить гнезда”, А. Шевченко “Гнезда”, Т. Нужина “Воробьи”, “Ласточка” и др.
Загадывание загадок, рассматривание книжных иллюстраций,
Дидактический материал.
Подвижные игры Воробушки и кот”, дидактические игры “Назови птичку, которой не стало”, “Угадай, какой наш дом”, “Угадай по описанию”, “Чьи детки” и др.
.
Оборудование и наглядные пособия:
Плоскостные фигурки птиц.
.
Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
Макеты птичьих гнезд
Организация и методика проведения занятия
– Дети сидят на стульях полукругом. Раздается стук в дверь. Входит воспитатель в костюме Матрешки.
Матрешка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
Загадка:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрешка : Правильно! Я – Матрешка.
Сегодня я проснулась от веселого перезвона капели за окном и птичьего концерта. Расчирикались, расщебетались на солнышке птицы. А как вы думаете, о чем поют птицы?
Дети : О весне, о солнышке.
Матрешка : Весна. Какая она?
Дети : Солнечная, теплая, радостная, звонкая.
Матрешка: Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко?
Дети : тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы.
Матрешка: – А чем пахнет весна?
Дети : цветами, талым снегом.
Матрешка: Какие звуки у весны?
Дети : журчание ручья, капель, щебет птиц.
Матрешка: Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной – это то, что
Именно весной к нам из теплых стран прилетают пернатые
Друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: “Крак! Крак! Весна! Весна!”. Есть еще такая примета: ” Если грач на горе, то весна во дворе”.
Матрешка : Ребята, я принесла вам волшебную шкатулку. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда внимательно слушайте.
1.Вот вещунья – белобока,
А зовут ее:
Дети : сорока
Матрешка: – Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Дети: ласточка
Матрешка :- Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг “ку-ку”
Дети : кукушка.
Матрешка : – Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук-тук, тук-тук”
Дети: дятел
Матрешка :- На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его?
Дети: скворец
После каждой правильно отгаданной загадки, Матрешка вынимает фигурку птицы соответствующей отгадке и прикрепляет ее на магнитную доску.
Матрешка : Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно.
– Ребята, обратите внимание, какой красивой получилась весенняя картинка.
Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.
Дети перечисляют птиц : сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач.
Матрешка: Ребята, сейчас я хочу поиграть с вами в игру: “Какая птица улетела”. Вы Закройте глаза, я уберу одну из птиц. А теперь Откройте глаза, внимательно посмотрите и назовите ту птицу, которой не стало.
Проводится игра: “Какая птица улетела”
Матрешка: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками?
Ответы детей: Да
Матрешка: Для этого вам нужно взять волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова.
. Повторяйте за мной:
Раз, два, три
(хлопают в ладоши)
(поворачиваются вокруг себя)
Быстро в птичку превратись!
Матрешка: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке).
Вы знаете, сколько у птички лапок? А глаз, крыльев?
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
А теперь ребята расправьте свои крылья и полетайте как птички.
Дети: бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Матрешка сопровождает движения детей словами:
Прилетали птички,
Птички – невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали.
Матрешка: Как вы думаете, куда могли полететь птички?
Ответы детей: В домик
Матрешка : Правильно, в свой домик. А как называется Дом птицы?
Дети : гнездо
Матрешка : вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные..
Где строит свое гнездо дятел, сорока?
Дети : на дереве.
Матрешка : А где живет скворец?
Дети: В скворечнике.
Матрешка: где строит свое гнездо ласточка?
Дети: под крышей дома.
Матрешка: Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц.
Давайте поиграем с вами в игру ” Найди свое гнездышко”
Под веселую музыку птички летают, с окончанием музыки летят в свое гнездышко.
Раз, два, три
Птичка в гнездышко лети.
Дети – “птички” должны найти свое гнездышко.
Детям предлагается изображения 4 гнезд.( гнездо ласточки, дятла, скворца, сороки). Каждый ребенок занимает свое гнездо.
Матрешка: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? Вы все ребята молодцы, быстро, правильно справлялись со всеми заданиями. Ну а теперь нам пора прощаться.
Вы читаете: Конспект урока окружающего мира “Птички – невелички”