Конспект урока истории по теме “Пакт о ненападении между СССР и Германией в контексте международных отношений 1930-х гг”
Учитель истории и обществознания
Герасимов Александр Сергеевич ГБОУ гимназии
№ 155 Центрального района Санкт-Петербурга,
Asgerasimov @ Yandex. Ru
Конспект урока истории по теме Пакт о ненападении между СССР и Германией в контексте международных отношений 1930-х гг .
Задачи урока:
Образовательные: Выяснить политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории;
Развивающие: развитие умения анализировать исторические документы, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в группе;
Воспитывающие: воспитание патриотизма, толерантности, трудолюбия, определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.
Тип урока: Лабораторно-практическое занятие по изучению и закреплению материала.
Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.
Основные понятия: Секретные протоколы, Мюнхенское соглашение, “линия Маннергейма”, система коллективной безопасности.
Персоналии: Молотов, Риббентроп,
Оборудование: ПК, мультимедиа оборудование, листы для индивидуальной работы, документы в виде раздаточного материала.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: Учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.
УУД, которые формируются в ходе урока:
– регулятивные: целеполагание, планирование;
– познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей;
– коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый этап урока построен по схеме: задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения .
I этап – мотивационно-целевой.
Вступительное слово учителя. Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой Отечественной войны все еще остается много нерешенных вопросов.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выясним, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как наша страна готовилась к войне.
Работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание.
Работа групп в течение 10-12 минут. В процессе работы группы используя полученные раздаточные материалы должны подготовить выступление по своей проблеме и составить опорный конспект.
II этап – операционно-деятельностный. Работа ведется по группам. Организация групповой работы обучающихся.
Задания для групп
I) Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников. ( Приложение 1)
– Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г. г.?
– В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?
– Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?
После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:
– сравните предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии.
– в чем, по вашему мнению, принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?
– какую позицию занимала в международных отношениях Польша? Как вы думаете, почему?
II) Мюнхенское соглашение, его последствия. Восточный вопрос СССР в 1939 г.
( Приложение 2).
– Каково было содержание Мюнхенского соглашения?
– Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?
– Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?
После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:
– уточните, на ком лежит политическую ответственность за Мюнхенское соглашение?
III) Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны.
( Приложение 3).
– Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?
– Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?
– Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?
– В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?
После выступления группы, учащиеся вместе с учителем делают вывод, о том, что конечно, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть до сих пор вызывает горячие споры и не имеет однозначной оценки. Но в политике, особенно во внешней политике, далеко не все действия следует оценивать с точки зрения морали.
Вопрос: – Как вы считаете, был ли иной выход? В отличие от участников мирового кризиса 1938-1939 гг., мы смотрим на события ретроспективно. Мы знаем, что Германия напала на Польшу, что Великобритания и Франция объявили ей войну. Мы знаем, каковы были действия СССР, прибалтийских и восточноевропейских стран, знаем, чем закончилась германо-польская война. Это мешает нам воспринимать события так, как воспринимали их непосредственные участники событий.
Германия напала на Польшу – однако до 1 сентября никто не мог поручиться, что это произойдет. Варшава могла согласиться на нацистский диктат, Германия могла прибегнуть не к войне, а к дипломатическому нажиму, как с Чехословакией. И после того, как война началась – кто мог поручиться, что в нее вступят Великобритания и Франция, что они не пойдут на второй, польский Мюнхен ?
IV) Советско-финская война: причины, ход, итоги. Войны. ( Приложение 4) .
– Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г. г.?
– Был ли Советский Союз готов к войне?
Работая в группе, обучающиеся заполняют таблицу. “Советско-финская война 1939 – 1940 гг.”
После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:
– Какие последствия имела советско-финская война для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений?
– Были ли советским руководством извлечены уроки из этой войны?
Учитель: В середине 30-х начале 40-х г. г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику обеспечения безопасности западных границ (во многом не совпадающую с целями других держав), введя войска в восточную часть Польши и начав военные действия против Финляндии. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее.
Домашнее задание:
– оформить конспект урока;
– по материалу учебника подготовить ответ на вопрос: Был ли готов СССР готов к войне? .
Проводится тест. После выполнения теста обучающиеся осуществляют самоконтроль. ( Приложение 5).
III этап – оценочный.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 5-бальной шкале.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 5 баллов.
Усвоил новый материал частично – 3-4 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать – 1-2 баллов.
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 5 баллов.
Допустил ошибки – 3-4 баллов.
Не справился – 1-2 баллов.
Как работала группа?
Дружно, совместно разбирали задания – 5 баллов.
Не все активно участвовали в обсуждении – 3-4 баллов.
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 1-2 баллов.
IV этап – рефлексивный. Учитель организует процедуру рефлексии. Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности.
Приложение 1
ЗАДАНИЕ для I группы. Используя раздаточный материал, ответьте на вопросы:
– Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г. г.?
– В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?
– Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?
Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.
Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления таким действиям.
Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939 г. 1. Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.
2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.
Из меморандума английского правительства правительству Французской Республики от 22 мая 1939 г. Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине… что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.
Из заявления министра иностранных дел Польши от 14 мая 1939 г. Наша позиция по вопросу об англо-франко-советских переговорах не может быть ни отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участия не принимаем… Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что договор о взаимной польско-советской помощи ускорил бы конфликт.
Приложение 2
ЗАДАНИЕ для II группы. Используя раздаточный материал, ответьте на вопросы:
– Каково было содержание Мюнхенского соглашения?
– Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?
– Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?
Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское и французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы заставить ее капитулировать перед Германией.
Сначала Сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том, как оформить передачу Германии Судетской области.
22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось добиться согласия на передачу Германии Судетской области не только от собственного, но также от французского и чехословацкого правительства.
Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации чехословацкого государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26 сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше и Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для существования чехословацкого государства. В случае отклонения его требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен, по его словам, оказался от этих новых требований в состоянии шока. Но он все же заверил фашистского канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения.
29-30 сентября В Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы территории вдоль всей германо-чехословацкой границы.
Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию.
В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную часть своей территории и населения, в том числе исключительно важные в экономическом отношении районы.
При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве Р. Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение особенно сильно угрожает Советскому Союзу . Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в США, отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других европейских столиц, полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер… двинется на Украину .
Мюнхенское соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой применения силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло все положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть Чехословакии, Германия серьезно укрепила свои позиции.
Захват фашистской Германией Австрии. Между тем в Западной Европе события также лавинно нарастали. Еще не закончилась гражданская война в Испании, а В марте 1938 г. Германия без единого выстрела произвела аншлюс Австрии.
Аншлюс (нем Anschlus – присоединение), империалистическая политика насильственного присоединения Австрии к Германии, проводившаяся герм. империализмом после 1-й мир. войны. Завершилась захватом Австрии фашистской Германией 11-12 марта 1938 . Независимость Австрии восстановлена в Апреле 1945 , после ее освобождения в ходе 2-й мир. войны, и узаконена Государственным договором (1955), запрещающим Аншлюс.
Еще В июле 1936 г. правительство Австрии заключило навязанный ей гитлеровским правительством договор с Германией, по которому Австрия объявлялась вторым германским государством и фактически обязывалась следовать политике гитлеровской Германии. В феврале 1938 г. Гитлер потребовал полной свободы деятельности австрийским гитлеровцам. В ночь С 11 на 12 марта немецко-фашистские войска вступили в Австрию. Страна была оккупирована, после чего было провозглашено ее присоединение к Германии. Единственной великой державой, протестовавшей против захвата Австрии, был Советский Союз (нота от 17 марта 1938 г., выступление советских представителей в Лиге Наций).
Германские фашисты активно действовали также среди 3-миллионного немецкого населения в соседней Чехословакии, поддерживая местных нацистов и поднимая шум в случае привлечения их к ответственности за уголовные преступления.
Осенью 1938 г. (29 сентября) в Мюнхене премьер-министры Великобритании (Н. Чемберлен) и Франции (Э. Даладье) подписали с Гитлером и Муссолини договор о передаче Германии чехословацкой пограничной области Судеты с преимущественно немецким населением, половиной военного потенциала страны и богатыми рудными ресурсами. Это было полным отрицанием жизненности Версальского мирного договора 1919 г.
Мюнхенское соглашение предусматривало отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области, а также удовлетворение территориальных притязаний к Чехословакии со стороны правительств Венгрии и Польши. Предопределило захват Германией всей Чехословакии (1939) и способствовало развязыванию 2-й мировой войны.
Согласия чехословацкого правительства при этом даже не спрашивали. Оно вынуждено было 30 сентября 1939 г. заявить, что подчиняется решениям, принятым накануне в Мюнхене.
Как и в отношении аншлюса Австрии, СССР оказался единственной страной, которая протестовала против насильственного присоединения Судетской области к Германии. Советское правительство обратилось к президенту Чехословакии Бенешу с предложением оказать поддержку на основании советско-чехословацкого договора 1935 г. о взаимопомощи. СССР был готов помочь, несмотря на отказ Франции выполнить условия своего договора о взаимопомощи Чехословакии. Однако чехословацкое правительство не пожелало принять советскую помощь, а правительство Польши заявило, что оно не пропустит советские войска через свою территорию в Чехословакию.
Ободренный успехом своих притязаний на Судетскую область Чехословакии, Гитлер вскоре (в том же году) захватил уже всю Чехословакию и разделил ее: Чехия и Моравия вошли в состав Германии как протектораты, Словакия составила марионеточное государство, зависимое от Германии.
Приложение 3
ЗАДАНИЕ для III группы. Используя раздаточный материал, ответьте на вопросы:
– Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?
– Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?
– Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?
– В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?
Московские переговоры 1939 г. По инициативе советской дипломатии В июне-июле 1939 г. в Москве проходили Советско-англо-французские переговоры. В переговорах участвовали со стороны СССР нарком иностранных дел (с 1939 г.) Вячеслав Михайлович Молотов, с английской и французской сторон – послы этих стран.
Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986), сов. гос. и парт. деятель. В Окт. революцию чл. Петрогр. ВРК. С 1919 пред. Нижегородского губисполкома, секр. Донецкого губкома РКП(б). В 1920 секр. ЦК КП(б) Украины. В 1921-30 секр. ЦК ВКП(б). В 1930-41 пред. СНК СССР. В 1939-49 нарком иностранных дел СССР. Будучи председатель Совнаркома СССР в 30-е гг., играл одну из главных ролей в развязывании массовых репрессий. Ближайший помощник Сталина, неизменно старавшийся предугадать его мнение, сохранил верность ему даже после ареста своей жены в 1949. После смерти Сталина (март 1953) снова вошел в высшее руководство. Выступал против разоблачения культа личности Сталина. Догматик, исполнительный чиновник, до самой смерти сохранивший свои взгляды в неизменном виде.
Целью переговоров, по мнению советской стороны, было заключение пакта о взаимопомощи в связи с нарастающей опасностью со стороны фашистских государств. Переговоры закончились безрезультатно. Хотя они не дали положительных итогов, Советский Союз, ввиду явно обозначившейся опасности новой войны в Европе, предложил провести новый раунд согласования позиций по военно-политическим проблемам. Эти переговоры состоялись также в Москве В августе 1939 г. на уровне военных делегаций СССР, Великобритании и Франции. В делегацию СССР входили высшие военные руководители во главе с членом Политбюро ЦК ВКП (б), наркомом обороны СССР ( С 1934 г.) К. Е. Ворошиловым, западные делегации были сформированы из второстепенных чиновников, не имевших полномочий на подписание соглашения. Характерный пример. Если английский премьер-министр и министр иностранных дел летали на свидание к Гитлеру на самолетах, то английскую военную делегацию во главе с отставным адмиралом отправили в СССР тихоходным пароходом.
Переговоры сразу же привели к разногласиям. Советская делегация выразила готовность Красной Армии выступить в случае агрессии всей своей мощью. Западные делегации предлагали смехотворные размеры своей помощи: “две дивизии сразу и еще четыре – потом”. Второй пункт разногласий – нежелание западных держав воздействовать на правительство Польши, по-прежнему отказывающееся пропустить советские войска (в случае необходимости) через свою территорию. Переговоры выявили нежелание западных держав сотрудничать с СССР, несмотря на все обострявшуюся международную обстановку.
Одновременно с идущими московскими переговорами правительство Англии Летом 1939 г. вступило в тайные переговоры с Германией, имевшие целью широкое соглашение по спорным вопросам. Переговоры не увенчались успехом из-за непримиримости противоречий между обеими сторонами. В этих условиях Гитлер предложил советскому правительству заключить советско-германский договор о ненападении.
Советско-германский пакт о ненападении. Оказавшись перед выбором невозможности достичь соглашения с западноевропейскими странами и стремясь хоть как-то обезопасить свою безопасность, советские руководители приняли предложение германского руководства заключить предлагаемый Гитлером пакт о ненападении. Советско-германский пакт о ненападении (в истории он получил название ″пакт Молотова-Риббентропа″ ) был подписан 23 августа 1939 г. Советский Союз вынужден был подписать этот пакт ввиду безрезультатности своих попыток добиться организации коллективной безопасности против агрессии, сорванных Англией и Францией в 1939 г.
В быстротечных московских переговорах с Германией главную роль играл Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, председатель Совнаркома и нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп.
Риббентроп Иоахим фон (1893-1946), один из гл. немецко-фашистских воен. преступников; в 1938-45 мин. ин. дел. Казнен по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге.
Пакт о ненападении был выгоден прежде всего Германии, готовившейся напасть на Польшу, однако и Советскому Союзу он сулил возможность остаться в стороне хотя бы на время от близкого мирового конфликта.
К тому же польское руководство не скрывало своей враждебности к Советскому государству, на территории Польши долгое время открыто действовали антисоветские группы. Польское правительство заигрывало с Гитлером, оно поддержало Мюнхенский сговор, захват и расчленение Чехословакии, отказалось пропустить советские войска в случае, если бы чехословацкое правительство в соответствии с договорами с СССР и Францией попросило у СССР военной помощи. За это фактическое пособничество агрессору оно получило от Гитлера часть уничтоженной Чехословакии – Тишинский край.
В год подписания Советско-германского пакта о ненападении мировой общественности не сообщили о том, что одновременно с Пактом был подписан Секретный протокол с картой к нему, по которому Эстония, Латвия, Западная Украина и Западная Белоруссия признавались сферой советского влияния, а Польша и Литва – сферой интересов фашистской Германии (через месяц с небольшим после этого был согласован еще один документ – приложение к договору – т. н. “Договору о дружбе и границах” от 28 сентября 1939 г. , по которому Литва перешла в сферу интересов СССР).
Секретные протоколы 1939 – приложения (тексты и карты) к пакту о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 и Договору о дружбе и границах от 28 сентября 1939 , устанавливавшие разграничение сфер интересов двух сторон, по которому территория с польским населением отходили к Германии, а Западная Украина, Западная Белоруссия и республики Прибалтики – к СССР. В отличие от текстов договоров они не были опубликованы и не прошли процедуры ратификации, т. е. являлись незаконными с момента подписания.
Советская сторона десятилетиями отрицала их существование даже после обнародования текста протоколов на Западе, используя тот факт, что в германских архивах, попавших после войны в руки западных союзников, имелись лишь их фотокопии. Не сказал правды и член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев в докладе о них на II съезде народных депутатов в ноябре 1989 г. Только после развала СССР подлинники, хранившиеся в секретом архиве Политбюро ЦК КПСС в Кремле, были опубликованы.
Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939 г. При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату.
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Писса, Нарев, Висла и Сан (текст дан в редакции от 28 августа 1939 г.).
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Приложение 4
ЗАДАНИЕ для IV группы. Используя раздаточный материал, ответьте на вопросы:
– Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г. г.?
– Был ли Советский Союз готов к войне?
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ: “Советско-финская война 1939 – 1940 гг.”
Направления главного удара |
Причины неудач советских войск |
Реакция мирового сообщества на войну |
Итоги войны |
СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА 1939-1940 ГОДОВ, Военный конфликт между СССР и Финляндией в преддверии Великой Отечественной войны 1941-1945. Истоки конфликта ведут свое начало с советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г. и секретного дополнительного протокола к нему, согласно которому Германия признала Финляндию сферой советских интересов. В октябре 1939 г. состоялись советско-финляндские переговоры, завершившиеся отказом финской стороны отодвинуть от Ленинграда границу и предоставить СССР в аренду полуостров Ханко под военную базу для прикрытия морского входа в Финский залив (взамен финнам предлагались участки советской территории на севере). Финское правительство считало, что принятие советских требований ослабит стратегические позиции государства, приведет к утрате Финляндией нейтралитета и ее подчинению СССР. Советское руководство, в свою очередь, не желало отказываться от своих требований, необходимых, по его мнению, для обеспечения безопасности Ленинграда.
Война началась 30 ноября 1939 г. В этот день нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов выступил с заявлением об объявлении войны, Красная Армия пересекла финскую границу и вступила в бои с финской армией, развернутой к тому времени на оборонительных рубежах.
К началу войны, в Москве, было сформировано, так называемое, народное правительство Финляндии во главе с известным финским коммунистом и деятелем Коминтерна О. В. Куусиненом. 1 декабря 1939 г. это правительство, местом пребывания которого стал финский пограничный поселок Териоки, провозгласило своей целью свержение тирании палачей и провокаторов войны и призвало финский народ приветствовать Красную Армию, как освободительницу. Днем позже советское правительство подписало с правительством Куусинена Договор о дружбе и взаимопомощи. Согласно секретному протоколу к этому договору, предусматривалась передача Советскому Союзу в аренду Полуострова Ханко и размещение там до 15 тысяч советских войск. Этот договор означал также, что Москва отказывалась от каких-либо контактов с законным правительством в Хельсинки во главе с Р. Рюти.
С самого начала войны перевес в силах был на стороне СССР. В наступательной группировке Красной Армии насчитывалось От 450 до 500 тысяч человек, в финской армии – 295 тысяч бойцов . Превосходство советской стороны в авиации, танках и артиллерии было подавляющим. У финнов недоставало боевой техники, особенно средств противовоздушной обороны. Однако советские войска оказались слабо подготовленными к наступательной войне зимой, в трудных условиях преодоления защитных укреплений так называемой линии Маннергейма (построенные финнами мощные фортификационные сооружения, расположенные в основном на Карельском перешейке). В свою очередь финские войска, защищавшие независимость своей страны, проявили высокую стойкость в обороне. В результате вместо двух-трех недель, в течение которых советское военное командование рассчитывало одержать победу, борьба на фронте приняла затяжной характер. За первые два месяца боев, понеся огромные потери, советские войска сумели вклиниться в оборону финнов лишь на 25-65 километров.
В то время Германия, с одной стороны, и Англия и Франция – с другой, находились в состоянии войны. Лондон и Париж, считавшие СССР после заключения советско-германских договоров 1939 г. союзником Германии, приняли решение подготовить к высадке на Скандинавском полуострове десант с тем, чтобы не допустить захвата Германией месторождений шведской железной руды и одновременно обеспечить пути будущей переброски своих войск в Финляндию. Однако Швеция и Норвегия, стремясь сохранить нейтралитет, категорически отказались принять на своей территории англо-французские войска. Финляндия, учитывая позицию соседних скандинавских стран, не обратилась к западным союзникам с официальной просьбой об участии их войск в войне против СССР, хотя принимала от них военно-техническую и материальную помощь.
Постепенно СССР увеличил численность войск на финском фронте До 1 млн. человек . Из-за недостаточных материальных и людских резервов Финляндия таких возможностей восполнить растущие потери не имела. В конце Февраля – начале марта 1940 г. Красная Армия осуществила прорыв линии Маннергейма, заняла Выборг. В этих условиях Хельсинки проявили готовность начать мирные переговоры с Москвой и пойти на выполнение территориальных и других требований СССР.
В ночь На 13 марта 1940 г. в Москве был подписан Мирный договор, по которому Финляндия уступила СССР около десятой части своей территории и обязалась не участвовать во враждебных СССР коалициях (это обязательство не было выполнено, и в Великой Отечественной войне 1941-1945 Финляндия выступила на стороне Германии).
Приложение 5
Тест.
1. Направления советской внешней политики в 1933-1938 г. г.:
А) прорыв дипломатической изоляции;
Б) план создания системы коллективной безопасности;
В) соглашение с Японией о взаимном уважении интересов.
2. Укажите дату подписания Пакта о ненападении между СССР и Германией (число, месяц, год): ________________________.
3. Укажите, кто подписывал Пакт о ненападении со стороны СССР (Ф. И. О., должность)
4. Мюнхенское соглашение (выберите несколько вариантов ответа):
А) позволяло отторгнуть от Чехословакии Судетскую область;
Б) было заключено между Чехословакией и Германией;
В) не признавалось Францией и Англией;
Г) было подписано в 1938 г.;
Д) привело к международной изоляции СССР.
5. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций? А) введение советских войск на территорию Польши;
Б) нападение СССР на Финляндию;
В) заключение СССР договора с Германией.
Вы читаете: Конспект урока истории по теме “Пакт о ненападении между СССР и Германией в контексте международных отношений 1930-х гг”