Урок педагогики на тему “Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать”
МКОУ “Начальная общеобразовательная школа №13” п. Бобровский
Сысертский городской округ
Урок педагогики на тему
“Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать”
Исполитель::Корниенко Любовь Аркадьевна
Заместитель директора по УВР
Стаж в данной должности: 6 лет
Педагогический стаж: 32 года
Тема “Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать”
Цель: Выявить основные причины нежелания учиться школьников, меры профилактики и способы решения данной проблемы.
ЗАДАЧИ: – Обсудить ситуацию нежелания обучающихся учиться и их причины;
– Выделить отдельные методические находки и формы учебной деятельности, которые позволяют учителям активно вовлекать в учебно-воспитательный процесс слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся;
– определить характерные признаки неуспешного ученика
Повестка
Результаты окончания I полугодия 2015-2014 учебного года. (Корниенко Л. А.)
Мотивация обучающихся – основное условие успешного бучения.
( Бухтоярова И. М., Емельянова З. П.)
Определение характерных признаков неуспешного ученика.(работа в группах)
Как преодолеть трудности в обучении. ( Корниенко Л. А.. презентация, Петрова Л. П.)
Ход совещания
Вступительное слово заместителя директора на тему “Анализ успеваемости обучающихся
За I полугодие 2015-2014 учебного года”
Слайд 1. Уважаемые коллеги! Начиная наше сегодняшнее совещание, я хотела бы, чтобы по его окончании каждый для себя решил, что он будет делать с детьми, которые не хотят учиться и являются неуспевающими или слабоуспевающими обучающимися.
Такие ученики есть в каждом в классе и были во все времена. Вот только работу с ними каждый учитель строит по-разному. Трудно учить детей, которые не хотят ничего делать и не делают. И часто приходится таким детям ставить “3”. Куда интереснее работать с успевающими детьми и добиваться хороших результатов.
В. А. Сухомлинский говорил
Слайд 2 ” Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. И
“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”.
От желания ребенка учиться зависит и качество его образования.
Я хочу представить вам результаты окончания 1 полугодия этого учебного года.
За первое полугодие аттестовано 189 обучающихся 2-4 классов.
Успеваемость по школе составляет 98.9%,что по сравнению с первой четвертью понизилась на 1,0%( со 100% до 99,0%), т. к. 2 обучающихся закончили 2 четверть с “2”. Каковы же результаты по параллелям:
Слайд 3 Из общего количества классов повысили показатели успеваемости:
2-а класс с 63,1% до 89,5% на 26,4%( Классный руководитель: Комельских М. Г.),
2-в класс с 47,4% до 63,1% на 15,7% (классный руководитель: Казимян О. Г.),
Стабильный результат по показателю качество успеваемости во 2-б классе 63,6% (учитель: Панова Н. В.).
Большие проблемы с успеваемостью в этом классе у Ануфриевой Насти, которая закончила 2 четверть с “2”: по русскому языку, математике и литературному чтению;
Наталья Владимировна регулярно в течение первого полугодия уделяла ученице особое внимание на уроке: дифференцированные задания, работа консультантов, индивидуальная помощь. Наталья Владимировна занималась с Настей индивидуально после уроков по русскому языку, математике и литературному чтению. Родителям девочки было рекомендовано обследование ПМПК, но родители не захотели пройти данное обследование.
Слайд 4.
3-а класс в 1 и 2 четверти качество одинаковое – 41,7%, но появилась 1 отличница
3-б класс с 52,2% до 65,2% на 13,0% ( классный руководитель: Морозова С. А.),
3-в класс с 63,6% до 68,2% на 4,6%( Классный руководитель: Демина О. М.),
В этом классе Калугарь Максим закончил с “2” по русскому языку и математике.
Одной из причин неуспешности является пропуски уроков учеником (по причине болезни -81 час, без причины – 35 часов). Ольга Михайловна на уроке использует индивидуально-дифференцированный подход к нему. Предлагает индивидуальные занятия после уроков, но его Мама (Оксана Фаратовна) категорически против дополнительных занятий. Ольга Михайловна посещала семью на дому с целью налаживания контакта с мамой мальчика, но мама не переживает за успеваемость сына.
Слайд 5.
4-а класс с 45,0% до 55,0% на 10,0% (классный руководитель: Емельянова З. П.),
4-б класс с 36,8% до 45,0% На 8,2 % ( классный руководитель:Петрова Л. П.)
4-в класс с 57,9% до 60,0% на 2,1%( Классный руководитель: Краюхина С. А.)
Слайд 6.
Школа с 52,4% Повысила качество до 60,8% , т. е. на 8,4%
Слайд 7. Качество знаний выше школьного уровня 60,8% показали:
2-а класс 89,5%, учитель: Комельских М. Г.;
2-б класс 63,6%, учитель: Панова Н. В.;
2-в класс 63,1%, учитель: Казимян О. Г.;
3-б класс 65,2%, учитель: Морозова С. А.;
3-в класс 68,2%, учитель: Демина О. М.;
Показатели успеваемости за вторую четверть выросли по сравнению с первой четвертью на 8,4%, т. к. произошло повышение количества обучающихся, окончивших 2 четверть на “5” – на 5 человек ( с 18 человек до 23 человек) и на “5 и 4”- на 12 человек (с 80 до 92 человек).
– по одной “3” имеют – 5 обучающихся (2-а – Слухаев Костя по русскому языку, 2-в – Перевозкина Настя по английскому языку, 4-а – Колесникова Саша по математике, 4-б – Шамсудинов Илья по литературному чтению, 4-б – Вернигора Паша по математике).
– по две “3” имеют 5 человек по таким предметам как: русский язык, математика, английский язык и литературное чтение.
Слайд 8. Наряду с этими результатами у нас вызывают большую проблему неуспевающие обучающиеся, про которых я уже говорила. По школе неуспевающих – 1,0%, из них: по математике – 1,0% , русскому языку – 1,0% , литературному чтению -0,5%
Слайд 9. Также у нас почти в каждом классе имеются и слабоуспевающие обучающиеся. По школе 8,6% от всех обучающихся. Из них по предметам:
Математике – 4,8%
Русскому языку – 6,0% (наибольшее количество)
Окружающему миру – 0,7%
Литературному чтению – 2,2%
Наибольшее количество слабоуспевающих по параллелям:
В 1 классах – по литературному чтению
Во 2 классах – по русскому языку
В 3 классах – по русскому языку
В 4 классах – по математике.
Слайд 10. Мы с вами провели анкетирование среди обучающихся 2,3,4 классов на тему “Любимые предметы” (вопросы)
Каковы же результаты анкетирования?
По 1-му вопросу :
Слайд 11 . 2-е классы – почти все обучающиеся с удовольствием учатся в школе, кроме 1,7%
В 3 – 4 классах – видим понижение желания учиться в школе и повышение нежелания учиться – 11,1% в 3 классах и 10,9% в 4 классах,
По школе : с удовольствием учатся в школе – 92,0%, А 8,0% без удовольствия, нам необходимо этим обучающимся повышать мотивацию успешного обучения.
Слайд 12 . Какие предметы детям легко даются и нравится изучать?
2 классам – математика, окружающий мир, литературное чтение, русский язык…
Слайд 13.
3 классам – математика, литературное чтение, технология, физическая культура..
Слайд 14.
4 классы – математика, физическая культура, русский язык, технология…
Во всех параллелях на первом месте легко даются и нравится изучать – математика. Хотя в четвертых класса по этому предмету наибольшее количество слабоуспевающих обучающихся.
Слайд 15. Неинтересные предметы и даются с трудом:
У 2 классов – на первом месте русский язык и слабоуспевающие обучающиеся в большинстве по русскому языку;
Слайд 16.
У 3 классов – на первом месте русский язык и слабоуспевающие обучающиеся в большинстве по русскому языку;
Слайд 17.
У 4 классов – на первом месте русский язык
Слайд 18. Предметы с интересными заданиями:
У обучающихся 2 классы на первом месте – русский язык, хотя легко даются и нравится изучать – математику, слабоуспевающие в большинстве по русскому языку.
Слайд 19.
У 3 классов – математика и им легко дается и нравится изучать – математику; слабоуспевающие в большинстве по русскому языку.
Слайд 20.
У 4 классов – ОРКСЭ, окружающий мир и т. д., математика на 7 месте, по которой большинство слабоуспевающих обучающихся.
Слайд 21. Дополнительное время на изучение любимого предмета тратят:
Обучающиеся 2 классов – 70,7%;
3 классов – 68,2%
4 классов – 70,9%
В общем в 2-4 классах – 69,9%
Не так уж мало обучающихся тратят дополнительное время на любимые предметы, но все же не все. И нам с вами следует над этим поработать.
Слайд 22 . Что бы хотели изменить обучающиеся, чтобы им интереснее было учиться мы видим на слайде.
Слайд 23. Что же нам делать для повышения мотивации обучения школьников?
Слайд 24. Мотивационная сфера
В чем причина неуспеваемости наших обучающихся и причина нежелания учиться? Все ли мы делаем, что от нас зависит? Сейчас мы попробуем разобраться в этих вопросах и найти способы их преодоления.
2.Мотивация обучающихся – основное условие успешного бучения.
По этому вопросу подготовились наши коллеги 3-а, и 4-а классов. Им слово.
3. Определение характерных признаков неуспешного ученика
А) Учителя называют характерные признаки и записывает их в левый столбик.
Перед вами характерные признаки неуспевающего ученика.
А теперь назовите противоположные значения критериев неуспеваемости.
Противоположное значение |
Теперь пусть каждый из вас напишет на листочке фамилии учеников, которых Вы считаете неуспевающими по данным признакам. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. Попробуем рассмотреть причины неуспеваемости данных учащихся, поработав в группах.
Б). Работа в группах
Для каждой группы выдается задание, которое необходимо выполнить в течение 10-15 минут. Затем один из представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе.
Задание группе “Диагностика”: Ответить на вопросы:
1. Что такое “неуспеваемость” с Вашей точки зрения?
2. Назовите причины неуспеваемости школьников.
Задание группе “Терапия”: Ответить на вопросы:
1. Какие способы преодоления неуспеваемости школьников Вы можете предложить?
2. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?
Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
При изложении нового материала |
В ходе самостоятельной работы |
При организации самостоятельной работы вне класса |
При организации повторения пройденного |
Задания группе “Профилактика”: Ответить на вопросы:
1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы?
2. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников.
В). Определение характерных признаков неуспешного ученика.
У нас в школе, к сожаленью, нет психолога, который оказывал бы помощь обучающимся в преодолении трудностей в поведении обучении детей. Я вам предлагаю посмотреть презентацию психолога на тему “Определение характерных признаков неуспешного ученика.
4. Презентация на тему “Как преодолеть трудности в обучении”
(Причины неуспешности на уроке по разным предметам и упражнения по их преодолению)
Кто еще готов выступить по данному вопросу?
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.
(Петрова Л. П.)
6. Игра – синквейн к слову
“Успешность”
Проект решения:
Совершенствовать план работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися. (Ответственные: учителя Срок: в течение учебного года)
Активнее использовать различные методы и приемы для формирования мотивации успешного обучения школьников.
(Ответственные: учителя Срок: в течение учебного года)
Своевременно доводить до сведения родителей причины низкой успеваемости и выработать действия по устранению перечисленных недостатков. (Ответственные: учителя Срок: по мере необходимости)
Продолжить работу по плану внутришкольного контроля, с целью повышения качества знаний обучающихся. (Ответственные: заместитель директора по УВР Срок: по плану)
Исполнитель: Корниенко Любовь Аркадьевна, заместитель директора по УВР
МКОУ “Начальная общеобразовательная школа №13” п. Бобровский
Вы читаете: Урок педагогики на тему “Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать”