Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук
Автор: Суханова Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад “Ивушка “, город Абакан, Республика Хакасия
Всем известно, что чем больше ребенок работает руками, тем лучше его речь.
Но формируя и совершенствуя мелкую моторику руки, мы способствуем не только развитию речи, но и развитию творческого воображения, мышления, зрительной памяти. Через игры и упражнения на развитие мелкой моторики кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность, ловкость, гибкость, что в дальнейшем помогает детям овладеть навыками письма.
Конечно же, если детей попросить, просто поиграть с горохом, палочками и т. д., что-то выложить – они это сделают, но это будет не так интересно и увлекательно. А вот если предложить путешествие, да еще в сказку – это Дети очень любят. Ведь сказка сопровождает нас всю жизнь. Она забавляет, трогает, увлекает, дает ту необходимую гамму чувств, переживаний, которые учат нас бескорыстию, великодушию, умению помочь другому.
Тема: Путешествие в сказку.
Цель :Развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.
Задачи:
Образовательные:
Решение задач коррекции (математические представления,
ознакомление с окружающим миром, классификация обобщенных понятий).
Развивающие:
Развивать навыки речевого общения.
Развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение.
Совершенствовать координацию речис движением, плавность и силу голоса.
Воспитательные:
Воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь друг другу, умение видеть пользу от совместного труда.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура.
Материалы и оборудование: фасоль, горох, счетные палочки, бусинки, шнурки, лекала – трафареты одежды (или просто геометрические фигуры); голубая или белая бумага (12 квадратов 5/5 см, два круга диаметром 5 см), клеевой карандаш.
Предварительная работа: чтение сказок
Содержание совместной деятельности воспитателя и детей.
Воспитатель:
– Ребята, а вы любите сказки? А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать?
– А я всегда мечтала стать феей. Ведь при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь ее героям.
– У нас с вами тоже есть волшебная палочка. Хотите попасть в сказку?
– А какие волшебные слова или заклинания вы знаете? (ответы детей, выбираются одни слова, например: симсала – симсала – симсала – грин)
– Как называется сказка, в которой чудеса прекращаются, когда часы показывают полночь?
“ЗОЛУШКА ” Ш. Перро.
– Говорим волшебные слова: СИМСАЛА – СИМСАЛА – СИМСАЛА – ГРИН!
Раз, два, три – в сказку “Золушка ” попади!
– Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь).
– Давайте мы ей поможем?!
ЗАДАНИЕ № 1. Перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).
-А чтобы не было скучно – вспомним с вами считалки. Кто какие знает? (дети по очереди рассказывают считалки).
– Золушке помогли, отправляемся в другую сказку.
-А в этой сказке все герои крепко-крепко держались друг за друга и сделали одно общее доброе дело.
(Русская народная сказка “РЕПКА “, дети говорят волшебные слова)
ЗАДАНИЕ № 2. Нанизывание бусинок.
– Вы должны взять столько бусинок, сколько героев было в сказке. И обязательно, чтобы первая бусинка была – желтая, а третья – красная.
– А кому можно подарить бусы?
– Положите бусы на стол. У тебя какая бусинка по цвету после красной? а у тебя… Какого цвета бусинка между синей и зеленой? И т. д.
– Пора в следующую сказку отправляться.
– А в этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармонике, а другой их охраняет.
(Русская народная сказка ” ТЕРЕМОК “, дети говорят волшебные слова).
ЗАДАНИЕ № 3 . Каждый должен построить теремок из счетных палочек.
– Чей теремок выше? Ниже?
Чей теремок шире? Уже? И т. д.
4. – Герой следующей сказки не человек и не животное. Узнаете, если отгадаете загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался наш дружок. (Колобок).
(Русская народная сказка “КОЛОБОК “).
– Поможем Колобку убежать от лисицы?
(дети говорят волшебные слова).
ЗАДАНИЕ № 4 . Сказка на пальчиках. (Приложение 1).
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Первым встретил он зайчишку, (показ зайчика кистью руки)
Маленького шалунишку.
Песню спел – не поленился, (сжимание – разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)
Волчок – серенький бочок.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Встретил мишку на пути, (показ медведя кистью руки)
От него он смог уйти.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
А потом в густом лесу (показ кистью руки лисы)
Встретил кумушку – лису.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Еле – еле укатился! (быстрые круговые движения кистями рук)
– В сказке “КОЛОБОК ” дикие или домашние животные упоминаются?
– Может ли действие этой сказки происходить зимой?
– А почему у зайца уши длинные?
(ответы детей)
5. – В этой сказке девочка упала в колодец, но не утонула.
( ” МОРОЗ ИВАНОВИЧ ” В. Одоевского, дети говорят волшебные слова)
– Вспомните, что Мороз Иванович наказал Рукодельнице сделать?
(сварить обед, убрать в доме, взбить перину, белье починить.)
– Поможем Рукодельнице?
ЗАДАНИЕ № 5 . Обвить шнурком фигуры (починим белье).
– Какое время года у Мороза Ивановича, а какие вы еще знаете? (ответы детей).
-Мороз Иванович ни разу не видел лето. Как бы вы ему объяснили, что это такое?
( признаки и приметы лета).
-А какие стихи вы знаете про осень? (чтение знакомых стихов).
– Я думаю, девочка бы вам спасибо сказала.
6. Слышится песенка – фонограмма из сказки “Снежная королева “.
– А что это за песенка и кто ее поет?
– А как называется сказка?
( “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА ” Г. Х. Андерсен, дети говорят волшебные слова).
-Я предлагаю вам сделать волшебную снежинку, она поможет Герде отыскать Кая.
ЗАДАНИЕ № 6. Снежинка (Приложение 2).
– Какие замечательные снежинки у нас с вами получились.
7. – Где мы с вами только не бывали, что только не делали, всем старались помочь.
А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться? Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.
– Скажем все вместе волшебные слова: раз, два, три в группу “СМЕШИНКА ” попади!
СИМСАЛА – СИМСАЛА – СИМСАЛА – ГРИН!!!!!!
Приложение 1
Изображение животных пальцами рук.
“Колобок “. Пальцы соединить в замок.
“Зайчик ” Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони.
“Волк “. Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь указательные пальцы, мизинцы опустить вниз, большие поднять вверх.
“Медведь “. Пальцы соединить в замок, указательные поднять вверх, затем опустить вовнутрь. Большие пальцы согнуть и подсоединить к указательным пальцам.
“Лиса “. Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.
Приложение 2.
Снежинка оригами
Сложить из каждого квадрата базовую форму “воздушный змей “, соединить детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой. Подклеить детали. Получатся 6 лучей снежинки.
Приклеить к кружку 2 луча-сверху м снизу, затем поочередно слева и справа, располагая их на одинаковом расстоянии. Затем приклеить остальные лучи и сверху второй кружок.
Снежинка готова.
Вы читаете: Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук