Конспект занятия по познавательно-исследовательскому виду деятельности в средней группе
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе.
Тема: “Куда ушли снеговики?”
Автор: Галлямутдинова Гюзель Нуримановна
Место работы : МАДОУ Детский сад №6 “Светлячок”, г. Лесосибирск
Назначение : Конспект занятия будет интересен воспитателям ДОУ.
Цель : Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств снега.
Задачи:
1. Образовательные:
– Закреплять представление детей о свойствах снега (цвет, форма, температура, превращение в воду).
– Рассказать о разнообразии состояний снега в окружающей среде (снежинка, снегопад, снеговик, снежки и т. д.).
2. Развивающие:
– Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
– Активизировать и обогащать словарь детей.
– Закреплять правильное четкое звукопроизношение детей.
3. Воспитательные:
– Воспитывать у детей чувство уважения к старшим и сверстникам.
– Воспитывать любовь к природе.
– Понимать значимость превращения снега в воду для всего живого на земле.
Материал и оборудование:
– Снеговик из снега, саночки, мешочек со снегом, салфетки, следы (животных, птиц, людей), вырезанные из бумаги.
Предварительная работа:
– Лепка с детьми на участке снеговиков, снежков.
– Рассматривание различных следов на снегу, земле, песке.
–
Продуктивная деятельность на тему: “Снеговик” (лепка, рисование, аппликация).
– Заучивание считалок, стихотворений, пальчиковой гимнастики о Снеговике.
– Чтение сказок: “Заюшкина избушка”, “Снегурочка”, рассказа Н. Калининой “Снежный колобок”.Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель приглашает детей войти в группу:
– Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
– Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
– Поздоровайтесь, ребята.
Дети: – Здравствуйте!
2. Беседа о зиме.
.
Воспитатель : – Умеете загадки разгадывать?
Дети : – Да!
Загадка: – Забелели все дорожки,
Разукрасились окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
– Кто знает, кто скажет, когда это бывает?
Дети: – Зимой.
Воспитатель : – Какого цвета зимой больше?
Дети : – Белого.
Воспитатель : – Почему?
Дети : – Потому что много снега.
Воспитатель : – А какие вы знаете “снежные” слова, давайте поиграем!
Игра “Доскажи словечко”
– Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю… (
Снег ).
– С неба все скользят пушинки –
Серебристые… (
Снежинки ).
– На поселке, на лужок
Выпал беленький… (
Снежок ).
– Вот веселье для ребят –
Все сильнее… (
Снегопад ).
– Все бегут наперегонки,
Все хотят играть в… (
Снежки ).
– Что за снежная фигурка,
Это девочка – …(
Снегурка ).
– Словно в белый пуховик
Нарядился… (
Снеговик ).
3. Беседа о Снеговике.
Воспитатель: – Ребята, а кто такой Снеговик?
Дети : – Снеговика лепят из снега. Катают три разных по размеру снежных шара. Самый большой – нижний, чуть меньше – средний, самый маленький – верхний. Нос – морковка и т. д.
Воспитатель : – Почему его так называют: “Сне – го – вик”?
Дети : – Потому что лепят из снега.
Воспитатель : – Какого цвета снег? Если Снеговика потрогать, то он какой?
Дети : – Холодный, потому что снег холодный.
Воспитатель : – Давайте вспомним, как мы лепили Снеговика.
Речедвигательная гимнастика “Давай, дружок, смелей, дружок…”
(стоя в кругу):
– Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком
И станет ком Снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла…!
(Дети садятся на стульчики полукругом) .
Воспитатель : – Ой, ребята, кто-то идет к нам.
(Слышен стук у двери) .
4. Вдруг в группу входит Дедушка Ау, везет на саночках Снеговика и мешочек со снегом. Здоровается, знакомится и рассказывает свою весеннюю историю с грустью:
Дедушка Ау :
– Здравствуйте, ребята! Я – Дедушка Ау! Живу в лесу, помогаю птицам, зверушкам, деревьям и растениям. Однажды я встретил в лесу Снеговика, его зовут Снежок. Он плакал, потому что заблудился и потерял своих снежных братьев. Мне его стало жалко, и я его привез сюда к вам. Вы случайно не видели его снеговиков? (Заглядывает за шкаф и т. д. ).
Дети : – Нет.
Воспитатель : – Ребята, как вы думаете, куда подевались его снеговики?
Дети : – Ушли, а его одного оставили. Снежок отстал от них. Растаяли.
Дедушка Ау : – Помогите, пожалуйста, разгадать загадку природы и узнать, куда ушли Снеговики.
Воспитатель : – Ребята, как же найти снеговиков? Может по следам их найдем? А снеговики носят обувь? А какие следы у снеговиков?
Дети : – Круглые. Вода. Круглая лужа.
5. Игра “Чьи следы?”
(Дети ищут следы, подмечают следы животных, птиц, людей, но от Снеговика следов не находят, а обращают внимание на мешок.)
Воспитатель : – Пойдемте, поищем следы снеговиков.
– Ой, ребята, что это?
Дети : – Следы.
Воспитатель : – Чьи это следы?
Дети : – Это след птицы, это след медведя и т. д.
Воспитатель : – А еще чьи следы можно встретить?
Дети : – Белки, лисицы и т. д.
Воспитатель : – Ой, что за мешок? Откуда он здесь взялся?
Дедушка Ау : – А это я вам принес. Угадайте, что в нем?
Дети : – Давайте, потрогаем. ( Дети ощупывают мешок и определяют, что там что – то холодное, твердое и т. д. )
Воспитатель : – Может, нам покажешь, что в мешке?
Дедушка Ау : – Давайте, развяжу мешок.
Дети : – Ой, так это же снег!
Воспитатель : – Ребята, где Дедушка Ау взял снег?
Дети : – В лесу.
Воспитатель : – А почему у нас на улице уже нет снега?
Дети : – Наступила весна, потеплело. Солнце ярче светит и греет. Снег растаял на улице. Дворники расчистили дорожки, трактора счищали снег на дорогах, поэтому снег на улицах быстрее растаял.
Воспитатель : – А почему у Дедушки Ау в лесу до сих пор снег не растаял?
Дети : – Потому что в лесу много деревьев и солнечным лучам трудно пробиться сквозь ветви деревьев.
6. Рассматривание снега, наблюдение за его свойствами.
Воспитатель : – Какой снег?
Дети : – Холодный, мокрый, белый.
Воспитатель : – Чем пахнет снег?
Дети : – Снежинками, без запаха. Ничем.
Воспитатель : – Что можно из него слепить?
Дети : – Комочки, снежки, горку.
Воспитатель : – Давайте, слепим снежные пирожки для Снеговика. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.
(Дедушка Ау помогает, раздает детям снег из мешка и вместе с детьми и воспитателем лепят “пирожки “).
Речедвигательная гимнастика “Я пеку, пеку, пеку…”:
– Я пеку, пеку, пеку,
Пирожок Снеговику.
Пирожочек я слеплю
И в тарелку положу!
(Дети кладут “пирожки” в тарелочки.)
Воспитатель : – Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега?
Дети : – Да!
Воспитатель : – Почему?
Дети : – Снег липкий, потому что подтаял.
Воспитатель : – Какой формы “пирожки”? На что похожи?
Дети : – Круглые, похожи на шарики.
Воспитатель : – Что стало с нашими руками?
Дети : – Замерзли, стали холодными, мокрыми.
Воспитатель : – Почему руки замерзли?
Дети : – Потому что снег холодный.
Воспитатель : – Почему руки мокрые?
Дети : – Снег растаял от теплых ладошек. Превратились в капли воды.
Воспитатель : – Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки ). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные?
( Дети трогают ладони друг у друга, прикладывают ладони к своим щекам.)
Воспитатель : – Что нужно сделать, чтобы согреть руки?
Дети : – Погреть их.
Воспитатель : – 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать.
Дедушка Ау : – Давайте, вместе погреемся!
7. Речедвигательная гимнастика “Погреемся”:
– Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ!
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Руки вверх мы поднимаем:
Выше, выше, выше.
Дедушка Ау : – Ну, что, согрелись!?
Дети : – Да!
8. Беседа о том, почему “снежные пирожки” начали таять.
Воспитатель : – Ребята, что происходит с нашими “пирожками”?
Дети : – “Пирожки” тают.
Воспитатель : – Во что превращается снег?
Дети : – Снег превращается в воду.
Воспитатель : – Почему “пирожки” тают?
Дети : – В группе тепло.
Воспитатель : – А где еще быстро может растаять снег?
Дети : – На батарее, на печке, на солнце, в комнате.
Воспитатель : – Правда, ребята, от любого тепла тает снег. Я начинаю догадываться, куда подевались остальные снеговики. А вы догадались, ребята?
Дети : – Снеговики становились все меньше и меньше и растаяли.
Дедушка Ау : – А у меня в лесу снег растает?
Дети : – Конечно, растает.
Воспитатель : – Да, Дедушка Ау, снег все равно растает, только чуть позже, ведь на дворе какое время года, ребята?
Дети : – Весна.
Воспитатель : – Давайте, ребята, вспомним, что бывает весной.
– 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать!
Чистоговорки:
Ра-ра-ра – весенняя пора.
Ри-ри-ри – улетели снегири.
Ры-ры-ры – ручейки бегут с горы.
Ло-ло-ло – греет солнышко тепло.
Ла-ла-ла – в ручье лодочка плыла.
Ель-ель-ель – с крыш закапала капель.
Дедушка Ау : – Спасибо, ребята. Я все понял. Все снеговики никуда не ушли, они просто растаяли. Но вы не расстраивайтесь, это не плохо. Ведь они превращаются в воду, а вода кому нужна ребята?
Дети : – Вода нужна растениям, животным, птицам и человеку.
Воспитатель : – Не стоит, ребята, грустить, ведь следующей зимой мы обязательно слепим снеговиков. А что же делать со Снежком?
Дети : – Он все равно растает, превратится в воду.
Воспитатель : – А как можно спасти Снежка?
Дети : – Поставить в морозильник. Отправить на Север.
Дедушка Ау : – Я не могу больше здесь задерживаться. Меня ждут в лесу дела. До свидания, ребята!
Дети : – До свидания, Дедушка Ау!
Воспитатель: – Давайте, проводим Дедушку Ау. А Снежка мы отнесем на кухню и поставим в морозильник.
(Выход детей из группы со Снеговиком.)
Вы читаете: Конспект занятия по познавательно-исследовательскому виду деятельности в средней группе