Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью “кейс – метода”

Учебно-методическая разработка “Формирование универсальных учебных действий на уроке математики с помощью “кейс – метода” Автор: Кунавина Ольга Михайловна, учитель математики МКОУ Верхнехавской СОШ №1 Верхнехавского муниципального района Воронежской области

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию описание опыта применения “кейс-метода” на уроках математики в 6 классе. Статья может быть полезна учителям математики, работающим в общеобразовательных учреждениях, являющихся “пилотными” площадками по опережающему

введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В Концепции модернизации Российского образования приоритетом обозначен переход к новым образовательным стандартам. С 2012г. школа, в которой я работаю учителем математики, стала региональной инновационной площадкой введения ФГОС ООО.

Стандарты второго поколения подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить

учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

В настоящее время учителю не приходится жаловаться на техническое оснащение рабочего места, “методический голод” и отсутствие профессионального общения с педагогами не только иных муниципалитетов, но и регионов. Однако качество образования не растет.

Было установлено, что большинство учащихся 5-х классов испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях, т. е. имеют недостаточный уровень сформированности умений.

Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать школьникам за время обучения, побуждают искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов и значительное увеличение активных форм работы, т. е. интенсификации обучения.

Интенсификация может быть достигнута за счет изменения форм изучения материала, а также за счет применения активных методов.

Всесторонний анализ учебных достижений моих учеников привел меня к мысли о необходимости приведения в соответствие требований ФГОС к качеству образования выпускников школы и результатов образования, используя иной подход к обучению, позволяющий перевести количество предлагаемой или получаемой учеником информации в качество подготовки школьника, уверенно применяющего свои умения в разных ситуациях и способного достигнуть результатов в направлении личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях.

Так родилась идея использовать на уроке математики “кейс-метод”, который довольно давно используется за рубежом в преподавании в бизнес-школах. На уроке предлагаю учащимся “кейс”- некий чемоданчик опыта, а на самом деле – набор учебно-методических материалов, на основании которых ученик в контексте проблемной ситуации определяет математическую задачу и решает ее вместе с одноклассниками. “Кейс”-задача предполагает множественное решение. А осознанный выбор готового к использованию в жизни творческого продукта делают сами учащиеся в процессе делового общения. При этом они учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

На уроке использую трехуровневую модель организации учебной деятельности Устиновой, которую тремя словами можно условно представить так: “приобретение – демонстрация – применение”. Путем многоуровневой переработки информации происходит более прочное усвоение теоретического материала, и формируются необходимые универсальные учебные действия.

Значительно повышается мотивация учащихся, так как происходит обмен результатами познавательной деятельности. Появляется чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.

Схема организации урока по теме “Масштаб” в 6 классе с применением интенсивных технологий выглядит так:

– погружение (постановка учебной задачи, до 5 минут);

– теоретическое обучение (работа с понятием “масштаб”, прямые и обратные задачи на расчет масштаба);

– активная часть (работа по группам для решения “кейс-задачи”, решение практических и сюжетных задач в процессе поиска решения основной задачи);

– групповая дискуссия (обоснование решения “кейс-задачи”, применение знаний в новой ситуации);

– самоконтроль, подведение итогов, рефлексия.

Анализ использования “кейс-метода” показал, что не все учащиеся активно включаются в работу вследствие своих особенностей темперамента и познавательной активности, вследствие чего уровень формирования универсальных учебных действий остается низким. Но освоение технологии организации самостоятельной работы и свобода в творчестве формируют умение учиться, применять свои навыки за пределами урока математики и ориентироваться во все возрастающем потоке информации.

Остается проблемной ситуация подбора материала для “кейса”, который бы соответствовал возрастным особенностям учащихся и в то же время предполагал множественное решение. Но независимая оценка показала результативность метода: все учащиеся уверенно преодолевают пороговое значение при решении комплексного задания.

Кроме того, применение “кейс-метода” очень эффективно в профориентационной работе, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью “кейс – метода”