Система уроков по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

“Капитанская дочка” А. С. Пушкина – одно из первых по-настоящему сложных произведений школьной программы. Восьмиклассникам предстоит трудная работа: им нужно разобраться в перипетиях неоднозначных исторических событий XVIII века; взглянуть на историю глазами писателя, а не ученого, а значит, увидеть в художественном пространстве повести как факты, так и вымысел; нужно разобраться в сложнейших вопросах взаимодействия долга и чести, закона, власти и милосердия, так философски тонко решаемых в позднем пушкинском творчестве. Кроме того, у учеников восьмого класса еще нет достаточного опыта анализа больших по объему произведений литературы, не выработаны умения и навыки написания Сочинения по такому сложному литературному материалу. Все эти задачи учитель должен решить в процессе работы над “Капитанской дочкой”.

Поэтому, по моему глубокому убеждению, нужно уделить этой работе как можно больше времени, не торопиться. Количество пройденного за год материала далеко не всегда говорит о качестве обучения, а чаще всего совсем наоборот. Я отвожу на изучение пушкинской исторической повести 15 часов. Но подготовка ребят к восприятию этого произведения начинается заранее.

Буквально на первом уроке в новом учебном году мы беседуем о том, чем художественное творчество отличается от исследования ученого, задачи писателя – от задач историка. Вспоминая хорошо известное ученикам стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино”, я предлагаю им подумать над вопросом: с какой целью поэт обращается к недавнему историческому прошлому России. Рассказать о событиях 1812 года? Но память о них еще очень свежа, живы участники войны, знающие ее лучше молодого автора. Напомнить юношеству о подвигах отцов? Но “Бородино” написано к пышно отмечавшемуся двадцатипятилетнему юбилею битвы, внимание к которой было действительно велико. В результате беседы восьмиклассники приходят к выводу, что Лермонтов смотрит на известное историческое событие другими глазами: не благодарного потомка, не хладнокровного исследователя истории, а участника сражения, солдата. Поэту важно не сообщить известные каждому факты, а прожить, прочувствовать этот острый момент вместе с очевидцем и участником битвы.

На уроках, посвященных историческим песням, разговор об изображении истории в литературе продолжается. На сей раз мы рассматриваем соотношение литературного исторического персонажа и реального исторического лица. Читая песни, героями которых являются предводители крестьянских войн, ученики отмечают, что народное художественное сознание рисует скорее желаемый образ, нежели достоверный. Важна не историческая правда, а правда характера. В процессе изучения “Капитанской дочки” мы вспомним и о фольклорном Пугачеве.

Итак, к моменту начала работы над повестью Пушкина у восьмиклассников уже есть представление о художественном историческом произведении и изображении в искусстве исторических лиц.

Первый урок по творчеству писателя традиционно посвящается биографии. Я предлагаю не заострять внимание восьмиклассников на фактах жизненного пути Пушкина, так как с начальной школы вплоть до девятого класса этому материалу ежегодно уделяется пристальное внимание. Впереди у восьмиклассников детальное изучение биографии поэта в программе историко-литературного курса в старших классах. Поэтому можно начать цикл уроков, посвященных творчеству А. С. Пушкина, с продолжения разговора об исторической теме в литературе, начатого в сентябре. Учитель, рассказывая об обращении Пушкина в 30-е годы к теме истории, предлагает ученикам вспомнить известные им пушкинские исторические произведения. Год назад, семиклассниками, ребята знакомились с фрагментами драмы “Борис Годунов”, поэмой “Медный Всадник”, еще раньше – с описанием боя из поэмы “Полтава”. Чем особенно интересует поэта историческая тема? Мы вспоминаем о проблеме власти и “маленького человека”, о роли личности в исторических событиях, об ответственности государственного лица перед историей и современниками, о законе и милосердии. Конечно, не все смогут вспомнить и сформулировать сами ребята, но с помощью учителя такой разговор возможен и необходим для подготовки восприятия и анализа повести “Капитанская дочка”.

Ко Второму уроку ученики получают задание: перечитать I главу повести и ответить на вопросы: Смысл эпиграфа. Семья Гриневых. Найдите в тексте слова, которые можно назвать девизом этой семьи. Можно ли назвать Петрушу продолжателем семейных традиций? Петруша и Савельич. Найдите в тексте примеры иронии.

Готовясь дома по данным вопросам, восьмиклассники должны учиться работать с закладками, находить нужные цитаты, делая карандашные пометки на полях. Этому учитель обязательно должен уделять внимание на каждом уроке, так как без этого умения впоследствии, в старшей школе, ребятам будет трудно работать с большими по объему произведениями.

Первый вопрос обычно вызывает недоумение. Какой у эпиграфа может быть смысл кроме того, который очевиден: решается судьба молодого человека, будущего офицера. Но на уроке начинаем обращать внимание на каждое слово эпиграфа. В чем разница между гвардией и армией? Читаем сноску, сделанную Г. И. Беленьким в учебнике-хрестоматии: гвардия – это отборные полки. А значит, где они могут располагаться? Конечно, не в захолустье, вдали от цивилизации, а наоборот – поближе к столицам. Следовательно, и характер службы в гвардии освещен блеском и роскошью петербургских театров, балов, салонов. Совсем не такая служба в обычных армейских частях. Но только там и можно “понюхать пороху”, то есть стать настоящим солдатом. Чтобы чего-то добиться, кем-то стать, надо “потужить”. Интересна последняя реплика эпиграфа: “Да кто его отец?” Ребята обычно считают, что здесь имеется в виду материальное положение семьи будущего офицера. Но важно обратить их внимание на то, что решение отдать сына на службу в армию, а не гвардию характеризует родителей как людей, стремящихся вырастить достойного и честного человека и офицера.

После этих слов логично, отвечая на второй вопрос, прочитать слова, которые можно назвать девизом семьи Гриневых: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Так прожил свою жизнь Андрей Петрович Гринев, этого же он ждет и от сына. Отметим, что эта пословица стала эпиграфом ко всей повести. Это значит, что в ней заключена главная мысль произведения, что понятие чести – самое важное в “Капитанской дочке”.

Ну а юный Петруша – таков же он, как его умудренный опытом отец? Найденные ребятами цитаты противоречат этому предположению. Учение шло кое-как, трудиться не хотелось, зато мечты о службе в Семеновском гвардейском полку сладко кружили голову недоросля. И если бы не мудрое решение Андрея Петровича, кто знает, кем стал бы впоследствии юноша.

И взаимоотношения Петруши с преданным дядькой Архипом Савельичем подтверждают наши выводы. Ребята приводят примеры грубого обращения с верным слугой вырвавшегося из-под родительской опеки юнца. Проигрыш в 100 рублей – сумма очень внушительная. Поэтому гнев и возмущение Савельича вполне объяснимы. Но и твердое намерение юного проказника отдать долг Зурину свидетельствует о его, хотя еще по-детски понимаемой, честности. А слова: “Мне было жаль бедного старика” – говорят о добром сердце Петруши, о том, что в душе его дремлют и доброта, и чуткость, и, что особенно важно, способность быть судьей самому себе.

Об этом последнем качестве героя говорит и иронический взгляд его на свое детство и первую пору юности. Ироничен рассказчик к учителю Бопре, к рассерженному Андрею Петровичу, Савельичу, Зурину, но прежде всего к самому себе. Почему? Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что тот Гринев, который пишет эти записки, уже совсем другой. Пройдя через многочисленные испытания, он изменяется настолько, что по-другому и не может вспоминать о своей юной поре.

Вывод урока: “Капитанская дочка” – не только повествование о событиях русской истории, но и история взросления души, сохраняющей честь и достоинство при любых, даже самых страшных обстоятельствах.

Задание к Третьему уроку по второй главе : Как и почему Гринев попал в буран? Почему вожатому удалось вывезти кибитку из беды? Что читатель узнает о вожатом во второй главе? Есть ли противоречия в его облике? Составьте его внешний и “внутренний” портрет. Переведите разговор вожатого и хозяина постоялого двора. Попробуйте объяснить сон Петруши.

Мальчишество Гринева, его неумение, но желание быть взрослым отмечают восьмиклассники, работая с первым заданием. Интересно спросить у ребят, чем отличается взрослый от ребенка. Из разнообразия ответов “собираем” портрет взрослого человека. Взрослый – это тот, кто берет на себя ответственное решение, тот, кто способен предугадать последствия своих действий, тот, кто несет ответственность за других. Решение ехать вперед, наперекор предупреждениям ямщика и опасениям Савельича, – это решение взрослого человека? Ответ очевиден.

Вожатый же, вывезший путников из бурана, не только хорошо знает местность (ямщик, надо полагать, тоже с ней неплохо знаком), но прежде всего – человек, способный ответить за других, взять на себя непростое решение, связанное с жизнью других людей. Это не просто взрослый человек, он – лидер, потому что ему верят, за ним идут.

Интерес к этому персонажу возрастает в эпизоде на постоялом дворе. Рисуя портрет вожатого, рассказчик указывает на противоречия в его облике: “живые большие глаза так и бегали”. Большие глаза, широко распахнутые в мир, обычно свидетельствуют об открытой душе, а вот бегают чаще хитро прищуренные, что-то скрывающие и высматривающие. Лицо “приятное, но плутовское”. Плуты скорее должны насторожить, чем понравиться. “Худощав и широкоплеч”. Широкие плечи – сила, основательность, худощавое телосложение указывает на гибкость и подвижность. Даже цвет бороды – черная с проседью – контрастен. Портрет этого человека скорее ставит вопросы, а не отвечает на них. Ясно одно: как неоднозначен, контрастен портрет, так же загадочен и непредсказуем сам герой.

Двойственный характер этого персонажа подтверждает и зашифрованный разговор с хозяином постоялого двора. Перевод его на общепонятный язык – непростая, но увлекательная задача для восьмиклассников.

И вновь Петрушино представление о чести заставляет его совершить поступок, не одобряемый Савельичем. Подарив странному своему спасителю детский заячий тулупчик, юноша благодарит его, как и положено честному человеку. Знал бы он, какую службу сослужит ему этот поступок.

Ответ на последний вопрос станет выводом всего урока. Трактуя сон Петруши, приходим к следующему. Отныне жизнь юного Гринева переменится, а возможно, и перевернется. Теперь уже не только родители будут его покровителями и духовными руководителями, но и страшный “мужик с черной бородою”, который, размахивая топором и наполняя все вокруг кровью и смертью, почему-то “ласково кликает” нашего героя.

Четвертый урок будет посвящен третьей главе – “Крепость”. Домашнее задание к нему: Опишите Белогорскую крепость. Кто, по-вашему, является в ней настоящим комендантом и почему? Сравните Василису Егоровну и Машу. Какое впечатление произвели на Гринева капитан Миронов и Швабрин?

Начинаем разговор с того, что понимают школьники под словом “крепость”, какой она должна быть, по их представлениям. Сразу же звучат слова: ров, неприступные стены, бойницы, сторожевые башни и так далее. Уместно вспомнить реальные крепости, известные ребятам. Мои ученики, москвичи, конечно, описывают Кремль. Можно ли Белогорскую крепость назвать крепостью? Разумеется, нет. Единственная несерьезная пушечка и бревенчатый забор не смогут уберечь ее даже от слабого и малочисленного противника. О чем это говорит? Кто здесь служит? Скорее всего, добропорядочные обыватели, но беспечные воины. Описание крепости подтверждает это предположение. Все здесь устроено как-то по-домашнему. “Войди, батюшка, наши дома”, – говорит вновь прибывшему в крепость ветеран, приглашая к коменданту. Ребята отмечают, что кажется, будто Гринев приехал не на службу, а в гости в милую, но абсолютно не официальную обстановку.

Приглядевшись, замечаем, что делами в крепости заправляет не комендант, а комендантша, Василиса Егоровна. Она принимает и расквартировывает нового офицера, разбирается в драке капрала Прохорова с Устиньей Негулиной в бане из-за шайки воды, и даже в присутствии посторонних скептически высказывается о деловых качествах их коменданта: “И, полно! Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь”. Словом, комендант в юбке полностью оправдывает характеристику, данную ей Швабриным: “Василиса Егоровна прехрабрая дама”.

Другой женский образ, появляющийся в третьей главе, напротив, контрастирует с предыдущим. В отличие от матери, Маша нерешительна. Василиса Егоровна бойка, Маша стеснительна, краснеет и смущается, когда речь заходит о ней. Первая говорит без умолку, вторая молчит во все время обеда. Да и внешне ничего в “круглолицей румяной девушке” не напоминает мать – “старушку в телогрейке и с платком на голове”. Восьмиклассники уже знают, что такой прием называется антитезой. Запомним это первое впечатление рассказчика и вернемся к нему позднее, проверим, не обманчиво ли оно.

И, наконец, обратимся к офицерам крепости. Рассказчик вновь ироничен. Комендант крепости, обучающий “человек двадцать стареньких инвалидов”, одетый в колпак и китайчатый халат, вызывает улыбку. Так же, впрочем, как и другой офицер, Иван Игнатьич, который, “сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира”. Почему иронизирует Гринев? Да потому, что вовсе не о такой службе он мечтал. Где блестящие, остроумные красавцы-офицеры, каких он хотел бы видеть в роли своих полковых товарищей и каким сам мечтал быть? Все здесь слишком просто, если не сказать убого. Но есть один человек, над которым не смеется наш рассказчик. Это Швабрин. Он, сосланный из заманчивых столиц в далекий гарнизон после романтичной и загадочной дуэльной истории, говорящий красиво и по-французски, молодой и смуглый, – почти романтический герой, во всяком случае, реальное воплощение грез юного Петруши. Вместе с ним, умным и острым на язык, смеется герой и над семейством коменданта, и над обществом Белогорской крепости, и над краем, куда завела их судьба.

Вывод урока. Гринев, попавший на службу в захолустный гарнизон, находит себе единственного товарища – Швабрина. Все же остальные вызывают лишь если не насмешку, то иронию. Это первые впечатления, посмотрим, что будет дальше.

Задание к пятому уроку по четвертой главе : Расскажите о ссоре Гринева и Швабрина. В чем истинная ее причина? Сравните Швабрина с другими обитателями крепости. За что его не любят? Почему после примирения поединок все-таки состоялся?

Отвечая на первый вопрос, ученики обычно не разделяют понятия повод и причина. Повод – насмешку Швабрина над стихами Гринева – считают они причиной ссоры. Поэтому стоит разобраться в том, зачем Гринев читает свои вирши товарищу и зачем он вообще написал их. Он мнит себя поэтом? Мечтает издать свои поэтические произведения, прославиться? Конечно, нет. Петруша не претендует на высокую оценку своего творения взыскательными литературными критиками. Он написал стихи, потому что влюблен, а лирика – выражение чувств автора – лучший способ излить свои эмоции. Стихи, несомненно, слабые. Их недостатки можно найти с ребятами в классе: высокий штиль соседствует с низким, церковнославянизмы (“мя”, “тщусь”, “мышлю”) с просторечием (“напасти”), фразы построены беспомощно и неумело (“И ах, Машу избегая…”). Все это так, но разве строгий и беспощадный разбор нужен сейчас незадачливому поэту? Он принес Швабрину не стихи, а чувства, поделиться которыми ему здесь больше не с кем, но и таить их в душе не под силу семнадцатилетнему мальчику. Гринев ждет от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику неопытного пера. Но возможно, Швабрин не понял своей роли? Нет, мы уже имели возможность убедиться в его уме, кроме того, он знает жизнь и прекрасно должен понимать состояние юного Петруши. Дело в том, что Швабрин сам влюблен в Машу, дочь капитана Миронова, которую, дабы не досталась сопернику, он еще и оскорбляет, на которую клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев.

Таким образом, единственный товарищ Гринева и, как ему кажется, единственный из его сослуживцев достойный уважения человек так скоро становится его противником. Первое впечатление оказалось обманчиво. Приглядевшись, замечаем, что Швабрин противопоставлен всем обитателям Белогорской крепости. Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…” Отметим, что мало знакомого им Гринева белогорцы считают своим, а Швабрина выделяют, инстинктивно чувствуя в нем другого, чужого человека. Что настораживает их в Швабрине? В нем нет той теплоты, домашности, родственности, которая сближает всех живущих в этой крепости-деревушке. А милый, добрый, открытый Петруша – свой, такой же, как и они. И пусть оба героя насмешничали, но мягкая усмешка Гринева – совсем не то, что желчная ирония Швабрина. Гринев улыбается – Швабрин издевается.

Конфликт между героями слишком острый, он должен разрешиться, и вмешательство посторонних, формальное примирение противников только оттянули момент поединка. Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринев же должен защитить оскорбленное достоинство ни о чем не подозревающей Марьи Ивановны. Здесь впервые понятие чести становится для него не словом из наставления батюшки, а реальной жизнью. Ему нельзя отказаться от дуэли, не уронив при этом чести мужчины, чести порядочного, благородного человека. А вот Швабрин, более сильный и опытный, по чести должен был примириться. Недостойно офицера сражаться с тем, кто слабее, недостойно человека подвергать серьезной опасности жизнь столь юного существа, почти ребенка. Обязательно нужно прочитать вслух на уроке эпизод дуэли. Дуэль, по определению, – честный поединок. Но как ранен Гринев? “Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча…” Противник ранит его в нечестном бою.

Начиная с этой главы школьники получают задание составить сравнительную цитатную характеристику Гринева и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости, в) пугачевщина, г) взаимоотношения с Пугачевым, д) отношение друг к другу. Цитаты подбираются постепенно, по мере прочтения повести, и к концу работы становятся материалом для написания сочинения на одну из предложенных тем.

На Шестом уроке предстоит работа с пятой главой. Домашнее задание к ней: Смысл эпиграфов. Опровергает ли поведение Марьи Ивановны мнение, которое высказал о ней Швабрин? Почему отец Гринева отказал сыну в благословении? Свяжите эпиграф к повести с пятой главой.

Мы вновь уделяем пристальное внимание эпиграфу. К главе “Любовь” Пушкин предпосылает два отрывка из народных песен. Обратим внимание восьмиклассников, что эпиграфы взяты не из авторских литературных произведений, а из фольклора. Почему? Гринев и Маша, в отличие от “романтического” Швабрина, просты, гармоничны, поступки их определяются не капризной прихотью противоречивой натуры, а народным опытом, накопленным веками и переданным им уже на генетическом уровне. Отсюда и песня. Оба эпиграфа предвещают влюбленным разлуку. Но первый только предостерегает девушку: “Не ходи, девка, молода замуж”, а второй вносит интонацию тревоги, ожидания трагических событий. Вот еще одна роль эпиграфа: он может не только нести в себе идею произведения (в нашем случае – главы), но и создавать эмоциональный настрой.

Трепетное и бескорыстное внимание Марьи Ивановны к раненому Гриневу сразу же доказывает и ему самому, и читателю, что слова Швабрина (“…вместо нежных стишков подари ей пару серег”) были только наветами. Восьмиклассники находят в тексте фрагменты, это подтверждающие. Но еще раньше “Швабрин описал… Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою”. Глупа ли она в действительности? Наблюдая за тем, как Маша отнеслась к предложению Гринева обвенчаться без благословения его родителей, мы убеждаемся в обратном. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь взрослее и умнее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки, так и ее верность народной морали (эпиграф).

Почему родители Гринева настроены так категорично? Они видят в его поступках только удальство и мальчишество, потому что помнят сына таким, каким он был до отъезда на службу. Дуэль, желание жениться – все это кажется им продолжением проказ. Откуда им знать, что поединок и любовь к Маше изменили их сына, он вступился за честь дамы, не посрамил свою, повзрослел и возмужал. Он смог ответить не только за себя, но и за другого. Таким ли видели мы Петрушу совсем недавно, проигравшего 100 рублей в бильярд или безрассудно отправившегося в буран?

Разговор о чести часто возникает на этом уроке, когда речь заходит о Гриневе и Швабрине. А Марья Ивановна? Ее ведь тоже касается этот разговор. И она сохраняет свою честь, отказывая Гриневу, не желая строить свое счастье на боли других. Как это типично для русского национального женского характера! По чести поступают и родители Гринева, стремясь выполнить свой долг и вырастить достойного сына. Отстаивает свою честь преданного слуги и Савельич: “…я не старый пес, а верный ваш слуга”.

Итак, все персонажи, честно исполняя свой долг, понимают его каждый по-своему. Именно осмысление Машей своего долга перед миром и людьми заставляет ее преступить через свое счастье и приводит к унынию и хандре Петра Андреевича: “Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал”.

Задание к Седьмому уроку по главе шестой – “Пугачевщина”: Смысл названия главы. Сразу ли понимают обитатели крепости, насколько велика опасность? Какой художественный прием использует автор, рассказывая о военном совете и его подготовке? Что нового мы узнаем о характере супругов Мироновых? О чем думает Гринев накануне приступа? Как это его характеризует?

Мы впервые уделяем пристальное внимание заглавию. Что значит слово “пугачевщина”? Почему автор не назвал главу, к примеру, “Нападение Пугачева”? Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом – щин: военщина, боярщина, разинщина. Они обозначают общественные явления под стать стихийным. Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой. Военной вылазки, набега Пугачева можно избежать, пугачевщины – нет.

Сразу ли понимают это белогорцы? “Солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил, – говорит Иван Игнатьич. – Авось дадим отпор Пугачеву”. “Каков мошенник!” – возмущается комендантша и удивляется командирам, “которые послушались разбойника”. Осторожен только Иван Кузьмич: “А слышно, злодей завладел уж многими крепостями”. Никто пока не чувствует неотвратимости и ужаса пугачевщины. Но в конце главы, когда приходит известие о взятии ближайшей крепости Нижне-Озерной, о том, что “комендант и все офицеры перевешаны” и “солдаты взяты в полон”, обитатели крепости понимают, что дни их и крепости сочтены.

Здесь меняется тон повествования. А первую половину главы рассказчик с грустной иронией рисует подготовку крепости к нашествию, смешные маневры коменданта по удалению жены с военного совета, да и сам военный совет. Восьмиклассникам уже не сложно найти в тексте примеры иронии.

Но когда рассказчик становится серьезным, читатель начинает замечать в этих нелепых милых людях совсем не смешные черты. “Вместе жить, вместе и умирать” решают супруги Мироновы. Василиса Егоровна, любопытствующая комендантша, эдакий офицер в юбке, оказывается героически верной женой.

Все понимают, что крепости не выстоять, и грядущая судьба каждого тоже известна. О чем может думать в такие минуты человек? О прожитом, о том, что совершил в жизни. А если этому человеку всего семнадцать? Жизнь должна оборваться в самом ее начале, на взлете! Кто не пожалеет себя в такой момент? “Участь Марьи Ивановны живо представилась мне” – это единственная мысль, владеющая Гриневым. Думать в самую страшную минуту не о себе, а о любимой – показатель нешуточности, серьезности чувства. История взросления души подошла к своей кульминации.

Глава седьмая рассматривается на Восьмом уроке. К нему восьмиклассники получают всего один вопрос, требующий, однако, объемного ответа:

– Как связан эпиграф к повести с событиями, происходящими в главе? По чести или нет поступают здесь все персонажи?

Вновь проблема чести. О ней нельзя забывать, ведь Пушкин сам указывает на нее как на основную в повести. Седьмая глава особенная, кульминационная. То, что произойдет в ней, перевернет жизни одних, лишит жизни других, представит в новом свете третьих.

Обратимся к сцене казни. Тот самый Иван Кузьмич, неумелый военный, муж, находящийся под каблуком у жены, объект иронических насмешек Гринева и Швабрина, перед смертью вырастает в героическую, трагическую фигуру. “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!” – выкрикивает изнемогающий от раны храбрый комендант свои последние слова. Офицер, солдат присягает только раз в жизни. Жизнь потеряна, но честь сохранена. И его подчиненные вслед за своим капитаном повторяют эти слова. Иронии больше нет, на смену ей приходит героический пафос.

Гринев ни на минуту не поколебался “повторить ответ своих великодушных товарищей”. Но судьба распорядилась иначе. Означало ли чудесное спасения Гринева его бесчестие? Нет, он не присягнул самозванцу, а значит, не предал ни своей офицерской чести, ни погибших товарищей.

Савельич, спасший Гринева и рьяно убеждавший его поцеловать у злодея ручку, тоже выполняет свой долг. Он верен любимому воспитаннику до самозабвения: “…а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!”

Героически погибшая Василиса Егоровна становится символом женской преданности и верности.

Может быть, бесчестен злодей, по чьей воле вершится расправа с беззащитными белогорцами? Но у Пугачева свое представление о долге и чести. Он, предводитель крестьянского освободительного движения, должен беспощадно бороться с дворянством, с армейскими офицерами, не пожелавшими изменить данной раз присяге. Это его честь и его правда. Поступается ли он ими, пожалев мальчишку, подарившего ему когда-то заячий тулупчик? На первый взгляд да. Но человеческая честь требует вернуть долг. Как Гринев, отблагодарив вожатого, отнесся к нему гуманно и честно, так и самозванец взамен тулупа дарит ему жизнь. В этот момент им руководит милосердие.

Есть лишь один герой, выкупивший свою жизнь ценой бесчестия: “…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане”.

Задание к Девятому уроку по восьмой главе повести: Какие противоречивые мысли о дальнейшем пути овладевали Гриневым? Объясните символический смысл песни, которую поет Пугачев со своими сподвижниками. Почему Гринев, говоря с Пугачевым, не боится его? Почему Пугачев так милостив к Гриневу?

Гринев оказывается на распутье, и, как в былинах, все дороги опасны, всякий путь, всякое решение грозит смертью ему или его близким. Как офицер, он должен явиться “туда, где бы его служба могла еще быть полезна отечеству”, то есть в ближайшую военную часть – в Оренбург. Но как человек, как мужчина, он не может оставить под властью пугачевцев лежащую в беспамятстве Марью Ивановну. Впервые два понятия о долге вступили в противоречие в душе героя. Какое решение принять? Любое будет неверным, достойного выхода из положения Петр Андреевич не видит. Да и положение его в мятежной слободе двойственно: помилованный дворянин и офицер сидит за одним столом с мятежниками, беседует с убийцей своих товарищей.

В сцене пугачевского пира особенно важна песня, которую поют бунтовщики. Пушкин не просто упоминает об этой песне, но и приводит полный ее текст. Почему? Ребятам несложно прийти к выводу, что именно в этих словах заключена история жизни самих поющих. Пугачев знает, что ждут его “среди поля хоромы высокие, что двумя ли столбами с перекладиной”. Когда-нибудь его “царствование” оборвется, восстание потерпит поражение. Зачем же ему такая жизнь? В песне ответа нет, дадим возможность восьмиклассникам самим ответить на этот вопрос. Кто-то считает, что Пугачеву важна власть и ради нее он готов прожить короткую жизнь, но царем. Другие думают, что Пугачеву нужна слава. Ближе всех к истине, пожалуй, те, которые считают, что только свобода может дать герою истинное счастье и ощущение жизни. Натура Пугачева требует широты и размаха и не терпит подневольной, зависимой, рабской жизни (все сказанное относится и к его соратникам).

Удивительно, но юный офицер, чья жизнь в любую минуту может оборваться по мановению руки самозванца, совсем не боится своего грозного собеседника. Говорит с ним спокойно и открыто, не юлит и не лукавит, хотя речи произносит очень и очень крамольные: “Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?” Вероятно, Гринев так смел потому, что независим и говорит правду: “Моя искренность поразила Пугачева”. Ему ничего не нужно от Пугачева, он не ищет себе покровителя в его лице. Гринев, как и Пугачев, внутренне абсолютно свободен, это и выделяет его из толпы завистливого и раболепного окружения самозванца.

И совершенно логично предположить, что Пугачев милостив к юноше по той же причине. Сошлись два свободных человека: один – дворянин, другой – неграмотный казак; один – защищающий закон и императрицу, другой – государственный преступник и самозванец; один – юный, другой – зрелый. Но им есть за что уважать друг друга.

Обычно при работе над этой главой я предлагаю ученикам самостоятельно сравнить образ Пугачева из “Капитанской дочки” с тем Пугачевым, который предстает перед читателем на страницах “Истории Пугачева”, и составить свои выводы и наблюдения. В качестве учебного пособия для этой работы мы берем очень удачную, на мой взгляд, рабочую тетрадь Н. Кулагиной.

Следующий Десятый урок посвящен девятой главе повести. Работаем по плану: Что указывает на нецарское происхождение Пугачева? Чем вы объясните поступок Савельича? Как развиваются отношения Гринева и Швабрина?

Оставленная было из-за трагических событий ироническая манера повествования вновь появляется в девятой главе. Сцена предъявления Савельичем счета Пугачеву освещена улыбкой рассказчика. Пугачев, неумело скрывающий свою неграмотность, выглядит здесь почти по-детски милым: “Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать”. Но не только этот эпизод неоспоримо подтверждает нецарское происхождения “государя Петра Федоровича”. Обратимся к речи героя, привлекая цитаты и из других глав повести. Ребята приводят многочисленные доказательства того, что Пугачев говорит так же, как и остальные казаки, его речь пестрит обилием просторечных выражений, элементами казачьего фольклора, но в ней полностью отсутствуют, например, иноязычные слова и редка абстрактная лексика. Да и поведение его в кругу своих товарищей, несмотря на “мы” и “светлые очи”, далеко от сложного придворного этикета. Интересно, понимают ли это сами казаки? Однозначного ответа нет. Может быть, понимают, но привычней и надежней идти за царем, а не за своим братом казаком. А может быть, и нет, ведь они никогда не видели и не слышали, как должны говорить и действовать настоящие цари, потому и верят. Но, наверное, не это главное. Главное – та сила, которая исходит от новоявленного “императора”, воля, умение увлечь и подчинить, которые делают сильную личность лидером.

Вернемся к эпизоду с Савельичем. Поступок старого слуги довольно рискован. Как бы ни благоволил Пугачев его молодому барину, но дерзость Савельича может навлечь беду на Гринева. Савельич, самозабвенно преданный своему делу – беречь барское дитя и имущество, вероятно, даже не задумывается об опасности. Смешно и грустно читать о нанесенном разбойниками ущербе в размере “штанов суконных на пять рублей” и даже “шубы лисьей на 40 рублей” после трагической картины казни героев Белогорской крепости и неразрешимых вопросов, мучающих Гринева. Но у каждого героя свой долг, и добрый Савельич не щадит себя, исполняя его.

И вновь тревожная интонация. Петру Андреевичу больше нельзя оставаться в крепости, он должен покинуть как место своей недавней службы, так и Марью Ивановну, чья дальнейшая судьба беспокоит и мучит героя. Назначение Швабрина начальником крепости означает серьезную опасность для остающейся без покровителя девушки. Между Гриневым и Швабриным после падения крепости не было сказано ни слова, но диалог все-таки ведется: “Взоры наши встретились; в моем он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости”. Всего одна фраза, но сколько за ней стоит! Презрение – чувство, испытываемое к тому, кто нравственно пал, кого нельзя даже пожалеть. Злоба же Швабрина обещает месть такую, как и он сам, бесчестную и беспощадную, а притворная насмешливость как бы говорит: “Я бесчестен, но я сильнее”.

На этом уроке продолжается работа по подбору материала к сравнительной характеристике этих героев.

Домашнее задание к одиннадцатому уроку по десятой главе: Сравните Оренбургскую крепость с Белогорской. Чем объясняется обилие архаизмов и книжной лексики в речи оренбургских военных? Ошибался ли Андрей Карлович, запретив Гриневу вернуться?

Покидая милую Гриневу и читателю Белогорскую крепость, мы с рассказчиком снова в дороге. Но как изменились и путешественник, и дорожные впечатления! Теперь ему встречаются колодники с лицами, “обезображенными щипцами”, в воздухе витает тревога. Как и в главе “Крепость”, рассказчик прежде всего уделяет внимание самому укрепленному поселению. Очевиден контраст: вокруг каменных стен Оренбурга вырыт ров, у ворот стоят часовые, кипит работа по подготовке к обороне. Какие выводы может сделать наш герой из увиденной картины? Какие надежды могут вспыхнуть в нем? Раз Оренбург – действительная крепость, а не номинальная, то, вероятно, и силы ее значительны, и командование квалифицированное. А следовательно, возможна не только оборонительная, но и наступательная операция. Эта мысль греет сердце, страдающее о судьбе оставленной девушки.

Следующий вопрос как будто уводит школьников от сюжета и обращает их внимание на речевую характеристику персонажей. Но эта работа позволит нам понять, что надежды Петра Андреевича на помощь в освобождении любимой тщетны. Речь оренбургских чиновников и военных оторвана от реальной жизни, сегодняшнего дня. Архаизмы, канцеляризмы, излишние в такой острый момент церемонии свидетельствуют о том, что перед нами не пылкие боевые генералы, смело идущие в бой с открытым забралом, а осторожные старички-чиновники, хорошо знающие теорию, но абсолютно исключающие риск и авантюризм: “Я не смею взять на себя столь великую ответственность, когда дело идет о безопасности вверенных мне провинций ее императорским величеством, всемилостивейшей моей государыней”.

Понятно отсюда, что комендант Оренбурга, сочувствуя бедному влюбленному, не мог ответить на его просьбу о предоставлении роты солдат и полсотни казаков кроме как: “Эта экспедиция была бы неблагоразумна”. Ошибается ли осторожный генерал? Мнения восьмиклассников обычно разделяются. Гринев храбрый и пылкий, любовь придает ему силы, и, несомненно, рискуя, он все-таки смог бы освободить белогорцев. Или наоборот. Комендант отвечает за жизни людей, доводы его неоспоримы, а военные планы Гринева слишком авантюрны. И вновь правы и те и другие. Честь и чувство долга коменданта Оренбурга заставляют его принять разумное решение, но мужская честь Гринева не может ему позволить смириться с ним. Вновь наш герой на распутье. Он, как честный офицер, не смеет покидать расположение части и самовольно предпринимать рискованные и неоднозначно воспринимаемые начальством действия, тем более контактировать с “разбойником”, “вором и мошенником”, погубившим множество достойных людей. Но сможет ли уважать себя мужчина, не откликнувшийся на такой призыв: “Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную”?

Следующий Двенадцатый урок посвящен главам “Мятежная слобода” и “Сирота” . Задание к одиннадцатой главе: Смысл эпиграфа к главе. Сравните отношение к Гриневу Пугачева и его “генералов”. В чем смысл жизни Пугачева? Ответьте словами повести.

Аллегорический смысл эпиграфа (кстати, стилизованного Пушкиным под Сумарокова) ясен. Кто скрывается под маской льва, очевидно. Но почему именно “лев”? Во-первых, он царь зверей. Во-вторых, грозен. В-третьих, непредсказуем. “”Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?” – спросил он ласково”. Ласковый хищник обманчив, заманит, приласкает, а потом поди и съест… Все возможно. Пушкин постоянно с помощью эпиграфов (других возможностей разговора с читателем у него нет, ведь перед нами записки Гринева) указывает на опасность, создает напряжение, усиливает тревогу.

Действительно, Гринев, оказавшийся вновь в пугачевском “вертепе”, играет с огнем. Хозяин ласков с гостем, а вот его “енералы” настроены отнюдь не так благосклонно: “Коли ты Швабрина хочешь повесить, то на той же виселице повесь и этого молодца”. А разве Пугачеву выгодно ссориться с ними? Без своего войска он – ничто. Предложим ребятам вспомнить народную песню о Степане Разине. Как поступил другой крестьянский вождь, когда казаки стали роптать? Без промедления выбросил за борт несчастную пленную княжну, и народ, судя по пафосу песни, его одобряет. То же самое может произойти и с Петром Андреевичем. Как бы ни симпатизировал ему Пугачев, Гринев чужой, а “енералы” – его приближенные, ну а переворот может произойти и в бревенчатом “дворце”.

Так что Пугачев тоже рискует и, конечно, не только странной для окружающих симпатией к молодому оренбургскому офицеру, но и всей своей жизнью. Еще раньше, анализируя песню, говорили мы о том, что герою известна его дальнейшая судьба – два столба с перекладиной. Тогда наш разговор о том, зачем же тогда он избрал себе такую жизнь, был отложен. Каждый составил свое мнение, но ответа в повести мы тогда не нашли. Сейчас Пугачев сам отвечает на этот вопрос притчей об орле и вороне. Смысл его жизни заключается в морали сказки: “Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!”

На этом же уроке работаем над двенадцатой главой по плану: Какую роль играет Марья Ивановна во взаимоотношениях Гринева и Швабрина? Что помогло Гриневу в очередной раз избежать смерти?

В главе “Сирота” конфликт между Гриневым и Швабриным доходит до высшей точки развития и разрешается. Кульминацией является открытие Швабриным происхождения Маши. Швабрин играет ва-банк, жертвуя Марьей Ивановной: “Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова…” Оба героя любят Машу. В любви Гринева не приходится сомневаться, все его бесстрашные и рискованные поступки совершены ради нее. Любовь превратила его из безответственного проказника в настоящего мужчину, благородного взрослого человека. Но любит ли Машу Швабрин? Наверное, да. Только это совсем другая любовь. Она подняла в натуре Алексея Ивановича все тайное, глубоко спрятанное, неприглядное. Это любовь во имя себя самого. Девушка, послужившая когда-то причиной ссоры двух молодых людей, становится мерилом чести и благородства героев, обнажает их души, развивает то, что заложено в них. Может быть, поэтому повесть названа в честь этого персонажа?

Конфликт вновь разрешается с помощью “ласкового льва”. Развязка почти сказочная: зло побеждено, впереди свадьба счастливых героев. Но жизнь их в какое-то мгновение висела на волоске: “Пугачев устремил на меня огненные свои глаза: “Это что еще?” – спросил он меня с недоумением”. И вновь искренность Гринева подкупает его. Логичные доводы собеседника обескураживают разозлившегося было “хищника”.

В конце урока заканчиваем работу над сравнительной характеристикой героев, конфликт между которыми достиг развязки.

На Тринадцатом уроке мы заканчиваем работу над текстом повести. Вопросы к двум последним главам следующие: Виноват ли, по-вашему, Гринев? Справедливо ли он арестован? Почему, по вашему мнению, Екатерина II помиловала Гринева? Почему Пушкин представил свое произведение в форме записок Гринева?

Задавая эти вопросы, подчеркиваю, что жду от учеников их собственного решения. Виноват ли Гринев? Как все не просто в этой повести, так не прост и ответ на этот вопрос. По закону да, виноват: самовольно покинул Оренбургскую крепость, находился в приятельских отношениях с государственным преступником, принимал от него подарки и дарил сам. Но это только по закону, так сказать, со стороны. Но мы-то видели, слышали, знаем, что эти обстоятельства, действительно подозрительные на первый взгляд, вовсе не связаны с потерей чести героя, с предательством. Опять противоречие между законом и человечностью.

Почему спасение Гринева приходит не из органов правосудия, а от Екатерины? Марья Ивановна не оспаривает приговор, а просит милости. Интересно, что свою историю Маша рассказывает не императрице, а милой даме, случайно встреченной ей в царскосельском саду. Дама поняла ее как женщина женщину, как человек человека. И закон может отступить, когда вступает в силу гуманность и милосердие. Екатерина не оправдала, а именно помиловала Гринева. По пушкинскому замыслу, этому герою повести оказывают милость два императора – настоящий и самозванец, два носителя власти, являющиеся непримиримыми врагами друг другу. Перед честностью и человечностью отступает даже беспощадный, но слепой закон.

Мы чувствуем правоту Гринева, переживаем, взрослеем вместе с ним еще, может быть, и потому, что смотрим на описанные события его глазами. Пушкин, выбрав для своей повести форму записок главного героя, делает читателя сопричастным всему, что происходит с ним. И если “Капитанская дочка” – история взросления души, то кто лучше самого персонажа расскажет об этом? Напоследок, оглядываясь назад, еще раз вспоминаем, каким был Петруша в первых главах и каким стал в последних, тем, кого в последнюю минуту своей жизни Пугачев “узнал в толпе и кивнул ему головою”.

Последние два урока, Четырнадцатый и пятнадцатый (предполагается, что они пройдут в один день и друг за другом) проводим в форме ролевой игры “Суд над Гриневым”. Я предлагаю ребятам провести свое судебное разбирательство по обвинению Гринева Петра Андреевича в измене. Заседание ведет судья, образуются группы обвинения (прокурор, свидетели Зурин, Швабрин, Андрей Карлович) и защиты (адвокат, свидетели Марья Ивановна Миронова, крепостной Архип Савельев, попадья Акулина Памфиловна, Емельян Пугачев). Остальные ученики выполняют роль присяжных заседателей. Роли распределяются заранее, но никаких рекомендаций, кроме отличного знания текста, разумеется, я не даю.

Произносят свои речи прокурор и адвокат, допрашивают свидетелей, слушают последнее слово подсудимого. Что победит: закон или милосердие? В каждом классе вердикт свой. Где-то более убедительна и красноречива была защита, где-то обвинение. Присяжные выносят приговор при закрытых дверях. Но каким бы ни было решение высокого суда, во время этой игры сводится воедино все, что пережито и осмыслено за долгое время проникновения в эту удивительную историческую повесть, такую острую и актуальную для тех, кто взрослеет.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Система уроков по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” - Сочинения по русскому языку


Система уроков по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”