Сергей Есенин: материалы для школьной хрестоматии

Природа

ДЕРЕВО ЖИЗНИ. В своей книге “Поэтический мир Есенина” Алла Марченко пишет: “От этого “вечного”, “неколеблемого” фольклорного древа, имя которому жизнь, и берут начало есенинские “древесные” образы: если человек уподоблен дереву, то душа его – безбрежному, заросшему розовыми кустами полю, руки – сучьям, глаза – листьям и т. д. И это не просто психологический параллелизм, характерное для народного творчества сопоставление действий и переживаний человека с внешне сходными явлениями природы, как для Анны Ахматовой, например, а философия, миро­ощущение, ибо Есенин действительно всерьез убеж­ден, что “древо – жизнь””.

Есенин. Репродукция с рисунка художника
Н. А. Бенуа. Петроград. Ноябрь 1915 г.

“Каждое Утро, – пишет поэт в “Ключах Марии”, – встав от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения и крещение во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель. Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего день труду на плодах своих. Они являются как бы апофеозом… жизненного смысла крестьянина”.

Можно, конечно, спорить о деталях, но в главном Есенин, безусловно, прав: “древо” действительно занимало в “религии мысли” наших предков очень важное место, ибо за ним – языческое поклонение дереву.

Одна из характерных особенностей есенинской поэзии – антропоморфизм. В частности, деревья в своих произведениях он уподобляет людям. Именно об этом пишет М. Н. Эпштейн: “Береза, какой она предстает у поэта, похожа на майское деревце русских народных обрядов: ветки заплетены в косы, ствол обряжен в холщовый сарафан или в белую юбку. Но это не ритуальное, а метафорическое перевоплощение. Сама березовая крона и ствол делают ее похожей на молодую женщину, заглядевшуюся в пруд, как в зеркало”.

На основе ряда есенинских произведений (“Зеленая прическа…”, “Мой путь”, “Мелколесье. Степь и дали…”, “Ты запой мне ту песню, что прежде…”) покажите правоту исследователя. Докажите, что в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” встречаются древесные образы.

В своей книге “Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина” Л. Л. Бельская показывает, что в этом стихотворении сосредоточены многие мотивы, характерные для есенинской поэзии: “…Мотив бродяжничества (“бродягой пойду по Руси”), буйной молодости и утраченной юности (“Еще как будто берегу в душе утраченную юность”), бесследно пронесшейся на “бешеной тройке” жизни (“Наша жизнь пронеслась без следа”) и отоснившегося счастья (“Отоснилась ты мне навсегда”), сердечного холода (“сердцем я продрог”); контраст цветения и тления (“Вот так же отцветем и мы, // И отшумим, как гости сада”) и благословение всему земному (“земную будут славить гладь”, “вовек благословенны на земле сиреневые ночи”), образы “серенького ситца” небес, матери-яблони (“Ведь яблоне тоже больно терять своих листьев медь”), клена, сторожащего Русь на “одной ноге””.

Найдите соответствия в стихотворении тем есенинским строкам, которые приведены в книге. На основе “древесных” образов раскройте характер соотнесения человека и природы в этой элегии.

НЕБО И ЗЕМНАЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ. Прочитайте еще один фрагмент из статьи С. А. Есенина “Ключи Марии”: “Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице “Я еду к тебе, в твои лона и пастбища”,- говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что “здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего””.

Человек воспринимал себя как часть природного, космического единства. Не об этом ли и следующие есенинские строки: “Живя, двигаясь и волнуясь, человек древней эпохи не мог не задать себе вопроса, откуда он, что есть солнце и вообще что есть обстающая его жизнь? Ища ответа во всем, он как бы искал своего внутреннего примирения с собой и миром Примирение это состояло в том, что кругом он сделал, так сказать, доступную своему пониманию расстановку. Солнце, например, уподобилось колесу, тельцу и множеству других положений, облака взрычали, как волки, и т. д. Сие заставление воздушного мира земною предметностью существовало еще несколько тысяч лет до нас и в Египте Создать мир воздуха из предметов земных вещей или рассыпать его на вещи – тайна для нас не новая…”?

Ниже приводятся примеры загадок, построенных по принципу “заставления воздушного мира земною предметностью”. Отгадайте их.

1. Синенька шубенка покрыла весь мир.
2. Красная девушка по небу ходит.
3. За бабиной избушкой висит хлеба краюшка; собаки лают, а достать не могут.
4. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.
5. Крашеное коромысло через реку повисло.
Указанный выше принцип действует в поэзии С. А. Есенина.

Прочитайте цитатный материал и подготовьте его анализ по следующему плану:

Характер соотнесения небесного с земным (предметный мир, мир растений, мир животных и людей). Можно ли обнаружить интерес поэта к тому или иному типу соотнесения при образной характеристике определенного объекта природы?
Средства соотнесения (сравнения, метафоры, олицетворения). Покажите справедливость следующего суждения И. Эвентова: “Одни и те же явления природы могут раскрываться через разные предметы”.
Степень точности поэта при образной характеристике объектов природы. Встречаются ли неудачные соотнесения?

Небо

1. Голубеет небесный песок.

2. До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

3. Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

4. Отелившееся небо
Лижет красного телка.

Тучи и облака

1. Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.

2. Как холстины, ползут облака.

3. Вяжут кружева над лесом
В желтой пене облака.

4. Тучи с ожереба
Ржут, как сто кобыл.

5. На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.

6. По тучам иду, как по ниве, я…

7. Тучи с севера сыпались каменной грудой.

8. Значит, небо тучами изглодано.

9. О эта ночь! Как могильные плиты,
По небу тянутся каменные облака.

Звезды

1. На синих окнах накапан лик:
Бредет по туче седой Старик.
Он смуглой горстью меж тихих древ
Бросает звезды – озимый сев.

2. Синюю звездочку свечкой
Я пред тобой засвечу.

3. Листьями звезды льются
В реки на наших полях…

4. Как взглянули звезды-ласточки.

Радуга

Натянул на небе
Радугу, как лук.

Солнце

1. Как белка на ветке, у солнца в глазах
Запрыгала радость.

2. Ныне
Солнце, как кошка,
С небесной вербы
Лапкою золотою
Трогает мои волоса.

3. И, как жерди златые, вытянет
Солнце лучи на дол.

4. А солнышко, словно кошка,
Тянет клубок к себе.

5. Я понял, что солнце из выси –
В колодезь златое ведро.

6. Лижут сумерки золото солнца.

7. Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло.

8. В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот…

9. Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.

10. Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

11. По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
12. Младенцем завернула
Заря луну в подол.

13. Над тучами, как корова,
Хвост задрала заря.

14. С небес через красные сети
Дождит молоко.

15. Оренбургская заря
красношерстной верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко.

16. Где заря красным всадником мчится.

17. Сумрак голодной волчицей
выбежал кровь зари лакать…

Луна

1. Ягненочек кудрявый месяц
Гуляет в голубой траве.

2. Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна.

3. Словно яйцо, расколовшись,
скользнул
Месяц за дальним холмом.

4. Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.

5. И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

6. Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

7. Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

8. Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

9. Месяца желтые чары
Льют по каштанам в пролесь.

10. Сверху озябшая светит луна.

11. Тонкий лимонный лунный свет.

12. Там лунного хлеба
Златятся снопы.

13. Небо – как колокол,
Месяц – язык…

14. Дай мне твои волосья
Гребнем луны расчесать.

15. Подыму свои руки к месяцу,
Раскушу его, как орех.

16. Мойте руки свои и волосы
Из лоханки второй луны.

17. Лошадиную морду месяца
Схватить за узду лучей.

18. Луна, как желтый медведь,
В мокрой траве ворочается.

19. Колокол луны схватили ниже,
Он, словно яблоко увянувшее, мал.

20. Месяц, желтыми крыльями хлопая,
Раздирает, как ястреб, кусты.

21. Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывая колесами,
Как киргиз с повозкой.

22. Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.

23. Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

“БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ”. В стихотворении 1924 года “Мы теперь уходим понемногу…” встречаются слова: “И зверье, как братьев наших меньших, // Никогда не бил по голове”. Соответствие этих строчек действительности обнаруживается при чтении воспоминаний М. Горького о Есенине: “Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.

– Да, я очень люблю всякое зверье, – молвил Есенин задумчиво и тихо… пощупал голову обеими руками и начал читать “Песнь о собаке”. И, когда произнес последние строки, на его глазах тоже сверкнули слезы.

После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия…”

На основе стихотворений “Корова” и “Песнь о собаке” докажите, что Есенин в своей лирике раскрывал внутренний мир животных.
Не удивляет и то, что картина прошлого, возникающая в сознании героя “Исповеди хулигана” (1920), как бы символизирует собой единение человека и животного, единение душевное.

А ты, любимый,
Верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери и где хлев.
О, как мне дороги все те проказы,
Когда у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы с тобой ее по разу,
Ни капельки друг другом не погребав.

Близко знавший Есенина актер В. И. Качалов вспоминал: “Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца.
Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что это за лапа, я сроду не видал такой”. Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. “Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться”, – бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой”.

Потрясающее стихотворение! Человек в нем хочет оказаться в той же ситуации, что и животное: милое желание – полаять вместе с собакой на бесшумную погоду. С другой стороны, эта ласковая собака, никогда не теряющая своей именно собачьей красоты, сравнивается с человеком, с пьяным другом. Мало того, Джим должен включиться в человеческую жизнь: ведь лирический герой стихотворения хочет, чтобы собака дала ему лапу на счастье и даже просит лизнуть нежно руку женщине, с которой у него связано столько воспоминаний. Любопытная деталь – автор использует один и тот же эпитет при характеристике человека и собаки: “хозяин твой и мил и знаменит” – “милый Джим”, “с такою милою доверчивой приятцей”. То есть автор преднамеренно ослабляет границу, отделяющую человека от животного, как и в “Исповеди хулигана”.

Есенин сначала принял революционные изменения в жизни России, но затем восторг сменился разочарованием: новое жестоко наступало на милую сердцу поэта патриархальную, деревенскую Русь: “Трогает меня… только грусть за уходящее милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого, механического. Вот Вам наглядный случай из этого. Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали Конь стальной победил коня живого”. Следствие этих впечатлений – поэма “Сорокоуст” (1920). Прочитаем третью главу поэмы.

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.

1. Почему жеребенок красногривый? Вспомните о розовом коне из стихотворения “Не желаю, не зову, не плачу…”.

2. Как показана противопоставленность жеребенка поезду?

3. Сорокоуст – служба по умершему, совершаемая в церкви в течение сорока дней после его смерти. Почему Есенин так назвал свою поэму?

4. С. А. Есенин относился к группе новокрестьянских поэтов. Один из крупнейших представителей этого направления – Николай Клюев. Прочитайте его стихотворение и покажите его связь с “Сорокоустом”.

Братья, мы забыли подснежник,
На проталинке снегиря,
Непролазный мертвый валежник
Прославляют поэты зря!
Хороши заводские трубы,
Многохоботный маховик.
Но всевластней отрочьи губы,
Где живет исступленья крик!
Но победней юноши пятка,
Рощи глаз, где лешачий дед!
Ненавистна борцу лампадка,
Филаретовских риз глазет.
Полюбить гудки, кривошипы –
Снегиря и травку презреть…
Осыпают церковные липы
Листопадную рыжую медь.
И на сердце свеча и просфорка,
Бересклет, где щебечет снегирь…
Есть Купало и Красная Горка,
Сыропустная блинная ширь.
Есть Россия в багдадских монистах,
С бедуинским изломом бровей…
Мы забыли о цветиках чистых
На груди колыбельных полей.

4. Напишите сочинение-сопоставление на тему “Мотив движения в “Сорокоусте” С. А. Есенина и в стихотворении А. А. Блока “Река раскинулась. // Течет, грустит лениво…””.

5. В. В. Маяковский также относился к животным с любовью. Об этом свидетельствует его стихотворение “Хорошее отношение к лошадям” и другие произведения, фрагменты которых приводятся ниже. Сопоставьте подходы Маяковского и Есенина к раскрытию темы.

Ода революции

Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.

Про это

Я люблю зверье.
Увидишь собачонку –
тут у булочной одна –
сплошная плешь, –
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая, ешь!

Любовь

“ТЫ ТАКАЯ Ж ПРОСТАЯ, КАК ВСЕ…” Цикл “Любовь хулигана” был посвящен актрисе Камерного театра А. Л. Миклашевской, которая познакомилась с поэтом в августе 1923 года после его возвращения из зарубежной поездки.

“Целый месяц мы встречались ежедневно, – вспоминает Августа Миклашевская. – Очень много бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. Была ранняя золотая осень. Под ногами шуршали желтые листья…

– Я с вами, как гимназист… – тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался…

Чаще всего встречались в кафе, каждое новое стихотворение он тихо читал мне. В стихотворении “Ты такая ж простая, как все…” больше всего самому Есенину нравились строчки:

Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?..

Он радостно повторял их…

Мы встречались с Есениным все реже и реже. Увидев меня однажды на улице, он соскочил с извозчика, подбежал ко мне.

– Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение:

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?..

Как всегда, тихо прочитал все стихотворение и повторил: “Наша жизнь, что былой не была””.
1. Прочитайте стихотворение “Ты такая ж простая, как все…”. Покажите антитезу прошлого и настоящего в стихотворении. Как тема любви смыкается в стихотворении с темой России?

2. Прочитайте другие стихотворения цикла: “Заметался пожар голубой…”, “Пускай ты выпита другим…”, “Дорогая, сядем рядом…”, “Мне грустно на тебя смотреть…”, “Ты прохладой меня не мучай…”, “Вечер черные брови насопил…”. Определите место в цикле стихотворения “Ты такая ж простая, как все…” (оно второе), обратив внимание на образы лирического героя и его возлюбленной, характер образности, интонацию. В размышлениях вам могут помочь суждения Л. Бельской о последнем стихотворении цикла: “Последнее стихотворение начинается и заканчивается вопросами, обращенными к недавнему прошедшему (“Не вчера ли…?” – “Голова ль ты моя удалая, // До чего ж ты меня довела?”), то есть не дается логического и интонационного завершения. Но в то же время цикл, как эмоционально-художественное целое, завершен: рассказана до конца “повесть любви”, стянуты в конечный узел главные смысловые и образные нити; хулиганство осознано как “мрачные силы”, а “своя” жизнь как “наша”, совместная; конкретные штрихи портрета героини (глаза, волосы, стан, поступь, губы) складываются в “облик ласковый, облик милый”; готовность во имя любви забыть самое дорогое – родной край и поэзию – перейдет в свою противоположность – отказ от всякого забвения. Сходят на нет осенние образы и появляются весенние (шум молодой лебеды, “песни дождей и черемух”). А герой “уходит” из цикла с верой в свое возвращение”.

Жизнь и смерть

“ПРОЩАЙ, СКАЗКА”. “27 декабря 1925 года Сергей Есенин покончил с собой в гостинице “Англетер” Из окон этой гостиницы видны: направо за Исаакием дворец из черного мрамора – Дом Зубовых. Налево, по другую сторону Мойки, высится здание Государственного Контроля. В обоих этих домах, в предреволюционные годы, бился пульс литературно-артистической петербургской жизни, в обоих – частым гостем бывал Есенин

Общество почти то же, как и в зубовском дворце, однако не совсем. Здесь вперемежку с лощеными костюмами мелькают подрясники, волосы в скобку и сапоги бутылками.

Есенин сидит на почетном месте. С ним нараспев беседует, вернее, поучает его, человек средних лет, одетый “под ямщика”. На его лице расплывается сахарная улыбочка, но серые глаза умны и холодны. Это тоже мужицкий поэт – “олонецкий гусляр”, как он сам себя рекомендует, – Николай Клюев

Поздно вечером в день самоубийства Есенин неожиданно пришел именно к Клюеву Вид Есенина был страшен. Перепугавшийся Клюев, по-стариковски лепеча – “Уходи, уходи, Сереженька, я тебя боюсь…” – поспешил выпроводить своего бывшего друга в декабрьскую ночь. От Клюева Есенин поехал прямо в отель “Англетер”.

Есенин покончил с собой на рассвете Кровью же, из неудачно вскрытой вены, Есенин написал предсмертное восьмистишие…” (Г. Иванов).

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый друг, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Почему Есенин покончил жизнь самоубийством? А. М. Марченко так отвечает на этот вопрос: “После провала надежд на всероссийский триумфальный успех “Анны Снегиной” Есенину представилось, что молчание критики – не обычное небрежение, а свидетельство того, что его поэзия не нужна новой, индустриальной России:

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Как многие последние вещи Есенина, эти стихи тоже написаны и опубликованы на Кавказе – летом 1925 года поэт предпринял еще одну попытку убежать, “чтоб еще сделать что-нибудь”… И убежал, и сделал, но избавиться от тоски, от мучительного чувства своей ненужности уже не мог. “Милый друг мой Коля! Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом”

А кроме всего прочего, Есенин был очень-очень болен. Многие годы его преследовала бессонница. Врачи подозревали туберкулез горла, болезнь, которой Есенин после смерти друга детства Гриши Панфилова панически боялся. Начались галлюцинации, обострилась мания преследования. Помножьте все это на бесприютность, на невезение. Словом, образовался такой тугой узел, что распутать его казалось невозможным, легче было оборвать

“У меня ничего не осталось. Мне страшно. Нет ни друзей, ни близких. Я никого и ничего не люблю. Остались лишь одни стихи. Я все отдал им, понимаешь, все””.

Какое отношение к жизни и смерти выражено в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, которое цитирует А. М. Марченко?

Прочитайте фрагменты статьи Ю. В. Мамлеева “О Есенине”.

“Поэзия Есенина – это контакт с сокрытым миром изначальных качеств русской души и русского бытия.

…За ее образами и за ее символикой стоят такие реалии, как “безграничность”, “тоска”, “бесконечное пространство”, “обездоленность”, “тайна”, “сказочность бытия России”, “природа как сторона русской души”, “нежность”, “русская незавершенность, составляющая пространство для тайны и для грядущего”, “грусть всего живого”… Все они вместе уходят в “макрокосм” русской души и являются отблеском подлинной его сущности. Даже предметы русского быта в есенинской поэзии, благодаря их связи со всей остальной русскостью, становятся фактически внутренними символами и потому такими драгоценными. Здесь нет ничего незначительного, все бьет в самые древние тайники сознания

Это сравнение – Есенин и Достоевский – несомненно, нуждается в дальнейшем углублении. На первый взгляд это странное сравнение, но на самом деле наш величайший писатель-урбанист, певец Петербурга, надломов и взлета городских душ, и наш величайший поэт деревни родственны друг другу. Это две стороны одной и той же медали, имя которой – русская душа. Как в том, так и в другом случае мы видим предельную, чисто русскую искренность и обнаженность, ведущую в конечном итоге к феномену полного неотчуждения, – неотчуждения не только от читателя, но и главное, от первоначального источника, от самого источника бытия

Сергей Есенин. Репродукция с рисунка
Виктора Ардова. 1923 г.

“Прощай, сказка”, – кажется, сказала о Есенине какая-то женщина, которая увидела его мертвым во время похорон. Но сказкой, то есть чудом, является в данном случае русская душа.

У Достоевского все бездны, которые он изобразил, и есть откровение этого чуда, т. е. русской души. Он подошел к ней с иной стороны, чем Есенин. Но ясно, насколько это переплетено, связано во единое.

…Через всю русскую патриотическую лирику проходит восприятие России как страны фантастической, как страны чудес, как страны невидимого града Китежа. Клюев пишет: “И страна моя, белая Индия, преисполнена тайн и чудес”. У Есенина мы читаем:

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль.

…Удивительным образом он сочетал в себе видение России, в котором фантастическое и реальное соединялись воедино. Это было возможно потому, что в действительности эта “фантастическая” Россия, о которой говорилось выше, отнюдь не была фантастической. Она содержалась как некое внутреннее зерно в любом самом обычном русском проявлении.

Надо было только уметь это видеть, видеть даже в “шепоте” ковыля”.

1. Подтвердите рассуждения Ю. В. Мамлеева о реалиях есенинский поэзии цитатным материалом.
2. Согласны ли вы с соотнесением Есенина с Достоевским? Приведите развернутую аргументацию в пользу своей точки зрения.
3. Помогла ли вам эта статья в постижении мира есенинской поэзии?

Мстислав Исаакович Шутан,
Заведующий кафедрой филологии в нижегородской гимназии № 13; кандидат филологических наук, заслуженный учитель РФ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Сергей Есенин: материалы для школьной хрестоматии - Новые сочинения


Сергей Есенин: материалы для школьной хрестоматии