Сценарий урока для 1 класса “Люблю березку русскую”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад комбинированного вида №36 “Жемчужинка”
Сценарий урока для 1 класса
“Люблю березку русскую”
Иванова Екатерина Сергеевна,
2015г.
Цель: Воспитание любови к Родине, к русской березке через художественно – эстетическое восприятие.
Задачи:
Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
Показать экопозитивное отношение человека к природе.
Оборудование и материалы: Аудиокассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин; стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовый веник, сок, веточки, цветные ленточки, раздаточный материал для аппликации.
Ход занятия:
Дети сидят на индивидуальных подушечках на ковре.
Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. Послушайте стихотворение Владимира Степанова “Родина”.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
Как вы думаете, что такое Родина?
)
У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.
А вы знаете, как называется наша Родина? (Россия)
Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Пустыню, пальмы, джунгли…)
А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине” (бескрайние снега, северное сияние, стада оленей…)
Что представляете вы, когда говорят о России? (поля с пшеницей, леса с грибами и ягодами, березки….)
Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете, почему? Почему именно березку? (Потому что она везде растет в нашей стране, она как русская девушка скромная и красивая)
Ребята, а какие красивые слова можно сказать о березке?
– Давайте, поиграем с вами в Игру “Комплимент березке” (воспитатель кидает мяч ребенку, который должен сказать слово и вернуть мяч).
– Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глубокой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу. О нее говорят: словно девица русская, кудрявая, белоствольная, ненаглядная, нарядная, стройная…
– Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов.
– На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Из нее делают поделки)
– Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – Это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются Чечевички, Через них береза дышит.
– Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Рассматривают). Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты (Рассматривают).
А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали, фотографы снимали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах и фотографиях здесь изображена красавица – березка.
Многие поэты воспевали красоту русской березы в своих стихах. И сейчас я предлагаю послушать лишь некоторые из них
С. Есенин “Береза”.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
А. Прокофьев “Люблю березку русскую”.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
Т. Шорыгин “Береза”
Березка белый
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!
Березка не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.
Посмотрите, вот веточка с почками (Рассматривают). Вели заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека.
– А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу.
– Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху.
– Весной, когда деревья просыпаются, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
– Березовые дрова в деревне, где есть печки, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.
Сейчас мы с вами поиграем в Игру “Какие предметы можно назвать словом “березовый, березовая, березовые” (лес, дрова, роща, лист, полено, веник).
Люди любят ходить в березовый лес (березовая роща), чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Представим, что мы с вами находимся в таком лесу. Вдохнем аромат берез. Замечательно! Выдохнем. Несколько раз подышали… Молодцы!
В июне на Руси праздновали день русской березки. Утром яркая красочная толпа людей направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязывали к веткам цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, пляски устраивали, заводили игры.
Давайте подойдем к березке, встанем вокруг и нарядим цветными ленточками.
Итог: Что интересного узнали про березку? Что запомнили? Что понравилось больше всего?
Вы читаете: Сценарий урока для 1 класса “Люблю березку русскую”