Сатира в произведениях. М. Е. Салтыкова-Щедрина



Острая Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина и в сегодняшнее время весьма актуальна. Ведь столько лет назад он писал о том, что сегодня можно увидеть сплошь и рядом. Это бюрократия, чинопочитание, казнокрадство.
Яркими примерами такой сатиры Щедрина являются произведение “История одного города” и несколько сказок.
Во-первых, по поводу “Истории одного города” и ее сатиры существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что “История одного города”, в сущности, Сатира на русскую историю конца XVIII – начала XIX века. Отсюда многие исследователи стремились “расшифровать” аллегорические образы градоначальников, найти им аналоги в русской истории.
Вторая точка зрения содержит мысль, что произведение Салтыкова-Щедрина – сатира на современность, но с использованием исторических реалий.
Повод для этой точки зрения подавал сам Щедрин. Он говорил: “Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее”.
В своем произведении Салтыков-Щедрин поставил вопросы, которые актуальны и ныне. В решении же этих вопросов он опирался и на исторические материалы, и на современную ему жизнь. Отсюда видно совмещение времен в произведении. “История одного города” явилась сатирой на государственное устройство России, хотя писатель раскрыл закономерности существования не только российского самодержавия,


но и тоталитарного режима вообще.
В произведении охвачены самые различные сферы государственной власти: судопроизводство, законодательство, бюрократический аппарат. И везде присутствует единая и полная Сатира автора.
Взять хотя бы знаменитую галерею градоначальников города Глупова, даже то, как Салтыков-Щедрин их классифицировал на откровенных деспотов – Брудастый и Фердыщенко, на либеральных градоначальников, которые в конце концов также оказываются деспотами,- Двоекуров, майор Прыщ.
Видна авторская ирония по отношению к Двоеку-рову, Бородавкину, которого он называл “пустой СОСУД”.
Самый яркий образ, конечно, образ Угрюм-Бур-чеева – “идиота”, облеченного властью. Даже в портрете этого градоначальника видна жестокая Сатира автора. “Он был ужасен; но, сверх того, он был кроток и с изумительной ограниченностью соединял непримиримость, почти граничившую с идиотством”. Следует отметить и жанровое своеобразие произведения. Сатира В форме исторической хроники – примерно так можно определить жанр “Истории одного города”. Необычно построена и композиция произведения.
Основной художественный принцип, используемый Салтыковым-Щедриным в “Истории одного города”,- гротеск.
Во-первых, гротеск предполагает совмещение несовместимого, соединение несоединимого и сочетание в одном художественном явлении реальных и фантастических черт.
У Салтыкова-Щедрина в произведении есть несколько видов гротеска – временной гротеск, который выразился, например, в случае когда архивный Пимен защищает свой труд от беллетристов или когда в главе о Грустилове “Гомоид” читает статьи Страхова, затем это пространственный гротеск, который нашел свое выражение в том, что город у автора то на болотах, то на двух холмах, или то это уездный городишко, а то губернский город.
Еще один вид гротеска связан с образами градоначальников, например “органчик” в голове у Брудасто-го.
В итоге автор пытается показать, что факты, относящиеся к далекому прошлому, имеют прямое отношение к жизни, современной писателю.
Очень важны черты, которые носит гротеск в “Истории одного города”. Например, образ градоначальника у Салтыкова-Щедрина не образ-характер, а образ, персонифицирующий историческое поведение. Например, у человека не может быть фаршированной головы, а у градоначальника может.
С помощью гротеска Салтыков-Щедрин говорит о том, что даже не нужно быть человеком, чтобы быть градоначальником. Характерно и наличие в произведении образов-символов. Это Угрюм-Бурчеев, который выражает идею деспотизма, образ смерча – в конце произведения – символ божьей кары.
Сатира Салтыкова-Щедрина нашла свое выражение также и в его сказках, где основным художественным приемом автора стал гротеск.
Как известно, сказки – итог творчества писателя. Жанр он выбрал и из цензурных соображений, дабы скрыть истинную подоплеку своих произведений.
В своих сказках Салтыков-Щедрин освещает такие темы, как обличение самодержавия, критика гос-
Подствующих сословий, критика либерализма и тему народа.
Сказки Щедрина явились острой и актуальной сатирой. Сам по себе жанр сказок – емкий, лаконичный, новаторский. Писатель опирается на две традиции – сказочную и басенную.
Сказочная традиция выразилась в форме сказок с ее неизменными атрибутами – зачин, концовка, а также сказочные персонажи с традиционными амплуа. Басенная традиция выразилась в том, что его сказки называли баснями в прозе.
Очень ярко гротеск проявился в таких сказках, как ” Дикий помещик“, где последний превращается в животное, “Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Богатырь”, “Орел-меценат”.
Итак, Сатира играла огромную роль в произведениях Салтыкова-Щедрина. Пользуясь таким художественным приемом, как гротеск, писатель обличает все существенные недостатки и государственного строя России, и бюрократического аппарата.


(No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Сатира в произведениях. М. Е. Салтыкова-Щедрина