Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников
Педагогическийпроект “Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования”На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции, которые заключаются в ориентации на формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребенка согласно “Концепции содержания непрерывного образования”.
Познавательная деятельность формируется у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении “открытия” мира путем его исследования, преобразования и т. п. Согласно “Концепции содержания непрерывного образования” в познавательной деятельности “происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у неговопросы, решения проблемных ситуаций”.
Цель: создание условий для формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствамиэкспериментирования.
Задачи:
1. Преобразование развивающей среды образовательного пространства, с целью формирования познавательной деятельности;
2.
Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования;
3. Изучение и апробация методов и приемов по формированию познавательной деятельности;
4. Осуществление педагогической деятельности во взаимодействии с родителями.
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниямии умениями.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
– постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
– целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
– выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
– проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
– анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
– формулирование выводов.
Формы проведения экспериментальной деятельности:
– совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;
– познавательные занятия с элементами экспериментирования;
– демонстрационные опыты (с кипятком, огнем), фокусы;
– долгосрочные наблюдения-эксперименты;
– самостоятельная экспериментальная деятельность детей.
Весь материалразделен на части:
– живая природа;
– неживая природа;
– рукотворный мир;
– измерение.
Составлена картотека опытов.
Способы фиксирования результатов:
– составление устного рассказа об увиденном;
– сравнение, классификация;
– возвращение к воспоминаниям (при длительном опыте).
– фотографирование;
– зарисовывание хода опыта и егорезультата в коллективном дневнике экспериментов;
– схематическое зарисовывание (отражение в рисунке наиболеезначимых деталей);
– макеты
Экспериментальный уголок оснащен:
– приборами – помощниками;
– разнообразными сосудами;
– контейнерами с глиной, землей и песком;
– природным, техническим, утилизированным материалами;
– разными видами бумаги;
– различными красителями
В уголке находятся энциклопедии, схемы, планы, условные обозначения (разработанные совместно с детьми). Так же в уголке есть дневник для фиксации результатов, где Дети схематически зарисовывают начало опыта и его результат, и фотоальбом фиксации результатов.
Для того, чтобы выявить заинтересованность родителей в детском экспериментировании было проведено анкетирование. По результатам выявлено, что родители не в полной мере осознают возможности познавательного развития средствами экспериментирования в домашних условиях.
Для повышения компетентности родителей в области детского экспериментирования были проведены следующие мероприятия:
– родительское собрание “Эксперименты дома”
– консультацияпо организации экспериментирования в домашних условиях
– оформлены папки “Фокусы” и “Проблемные ситуации”
– родительское собрание “Растить любознательных”, с цельюпоказать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника
– оформлены памятки для родителей “Как отвечать на детские вопросы” .Хочу предложить Вашему вниманию, некоторые опыты
“Путешествие по реке”
Цель: знакомство детей со свойствамипредметов.
В ходе опыта дети выясняли, из каких материалов можно сделать кораблики, чтобы переправиться через речку.
По результатам опыта, дети совместно с родителямиизготовили кораблики. Вотнекоторые из них.
“Испытание магнита”
Цель:
– систематизировать знания детей о магните; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Материал: на каждого: магнит, магнетические и немагнетическиепредметы, картон, таблица-схема, письмо.
Ход: Письмо “Привет, ребята! Это я, Почемучка! У моих друзей сломалась машина. Я хотела им помочь ее отремонтировать. Но нужны только железные детали, а как их определить. Помогите, пожалуйста”.
В-ль: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь? Как?
– Как мы сможем отличить железные детали от остальных?
– Где нам взять эти предметы?
Проведение испытания.
– Давайтерезультаты эксперимента занесем в таблицу с помощьюзнаков “+” и “-“.
Вывод: чтобы отделить железные предметы от других нужно использовать…, потому что…
– Как нам сообщить об этом Почемучке? (Предложениядетей).
“Секретное письмо”
В ходе этого эксперимента, познакомила детей, каким способом можно создать секретное послание. Одно письмо, мы написали(молоком) и прочитали(с помощью свечки) в детском саду, а потом дети написали папам письма, а дома с родителями пытались прочитать. Опыт был приурочен к 23 февраля.
“Что нужно растениям дляроста?”
Посадили 4 луковки, совместно с детьми разработали условные обозначения. Поместили лук в разные условия и наблюдали за ростом, зарисовывая изменения в дневник. Конечные результаты зафиксировали с помощью фотографий. На 1 фотографии – лук выросший в условиях – тепло, светлои полив; на 2 – тепло, темно, полив; на 3 – холодно, светло, полив и на 4 – тепло, светло, полива нет.
Вы читаете: Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников