Народ в драме “Борис Годунов”

А. С. Пушкин написал “Бориса Годунова” в 1825 году под свежим впечатлением X и XI томов “Истории Государства Российского” H. М. Карамзина. Ему и посвятил драму. По мнению историка С. Б. Веселовского, изображение летописцами царя Бориса тираном стало традиционной клеветой со времени царствования Михаила Роман (бессмертное произведение)ова. Уверенного ответа на вопрос о причастности Годунова к смерти царевича Димитрия историки не дают.
Но драма А. С. Пушкина является художественным произведением, в котором автор имеет право свободно

распорядиться историческим материалом.
В “Борис Годунов” А. С. Пушкин преодолел традиции русского романтизма. Пушкин сделал одним из основных героев драмы народ. Это было переворотом в литературе. Борис умирает ранее конца драмы. Но драма развивается дальше. И Самозванец исчезает из драмы еще раньше смерти Бориса. Народ в драме “Борис Годунов” присутствует во многих сценах драмы. “Народ” значится как персонаж в списке действующих лиц. В драме рассматривается взаимоотношение власти и народа. А. С. Пушкин не уточняет социальное деление народа. Автору удалось рассказать в драме об основных формах
участия народа в историческом развитии государства.
Действие драмы начинается 20 февраля 1598 года:

Москва пуста; вослед за патриархом
К монастырю пошел и весь народ.

21 февраля 1598 года народ продолжает умолять Бориса:

Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами!
Будь наш отец, наш царь!

Годунов соглашается, народ ликует:

Венец за ним! он царь! он согласился!
Борис наш царь! да здравствует Борис!
(Сцена “Девичье поле. Новодевичий монастырь” )

Через шесть лет правления Годунова в народе созрело недовольство. Борис отменил Юрьев день – единственный день (осенний) в году, когда крестьяне имели право переходить от одного хозяина к другому. Из истории известно, что впервые Юрьев день был отменен еще при Иване Грозном. Годунов вернул старый обычай. В драме имеется в виду вторичная отмена Юрьева дня. Боярин Афанасий Пушкин говорит Шуйскому:

Попробуй Самозванец
Им посулить старинный Юрьев день,
Так и пойдет потеха.
(Сцена “Москва. Дом Шуйского”)

В сцене “Лобное место” Афанасий Пушкин обращается к народу:

Московские граждане!
Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестокого пришельца:
Палу, казнь, бесчестие, налоги,
И труд, и глад – все испытали вы.

Конечно, можно заподозрить в этих словах агитационное преувеличение, потому что Афанасий Пушкин – противник Годунова. Но поддержка народом Самозванца несомненна. Афанасий Пушкин отзывается о войске Самозванца:

…Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только села грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.

Самозванец нужен народу в определенный момент, в конкретной ситуации. В этом основная причина его успеха. Но сам Народ в драме “Борис Годунов” подвержен внушению тех или иных настроений. Шуйский напоминает Борису:

Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.

Боярские интриги без народа бессильны. Шуйский говорит Воротынскому:

Давай народ искусно волновать,
Пускай они оставят Годунова,
Своих князей у них довольно, пусть
Себе в цари любого изберут.

Басманов подтверждает, что народ всегда “к смятенью тайно склонен”. В сцене “Ставка” Афанасий Пушкин констатирует, что “воевод упрямых чернь вязала”. Народ в драме “Борис Годунов” ненавидит и царских приставов. Так, в сцене “Корчма на литовской границе” хозяйка говорит, что она хотела бы от них спрятаться, что они “проклятые”.
Народу безразлично, является ли Самозванец в действительности Димитрием. В сцене “Севск” происходит такой диалог между Самозванцем и пленником?

Самозванец
Ну, обо мне как судят в вашем стане?

Пленник
А говорят о милости твоей,
Что ты, дескать (будь не во гнев), и вор,
А молодец.

Годунов делает вывод:
…Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.

Восстание докатилось до Москвы ранее прихода Самозванца с войском. Но Народ в драме “Борис Годунов” не умеет воспользоваться своей победой. Характерна в этом смысле сцена “Лобное место”:

Мужик на амвоне
Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!
Ступай! вязать Борисова щенка!

Народ
(несется толпою)
Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!

Избавившись от одного царя, Народ в драме “Борис Годунов” сам же призывает другого, который в Москву еще не прибыл.
В это время в Москве даже нет охраны Кремля. Вместе с четырьмя боярами из дома Бориса в Кремле выходят только трое стрельцов. Автор драмы показывает нам, что Народ в драме “Борис Годунов” не созрел для революции.
В заключительной сцене автор отмечает мягкость, добродушие одних и жесткость других людей из народа:

Один из народа
Брат да сестра! бедные Дети, что пташки в клетке.

Другой
Есть о ком жалеть? Проклятое племя!

Концовка драмы символична; снова подозрения в насильственной смерти наследников престола. “Народ в ужасе молчит”.
Что касается народного языка, то нельзя не вспомнить о народном юморе в сцене “Корчма на литовской границе”. Многие фразы из драмы широко используются и ныне: “А пьяному рай…”, “Не нужна тебе водка, а нужна молодка”.
Одна из основных концепций драмы заключается в том, что не поддержанная народом власть обречена на гибель. Поведение Народа в драме “Борис Годунов” – сложный процесс, на который влияют различные обстоятельства: классовые, международные, экономические и другие.

Сочинение: Народ в драме Борис Годунов



Народ в драме “Борис Годунов” - Новые сочинения


Народ в драме “Борис Годунов”