Людмил Стоянов писатель, поэт, драматург

Людмил Стоянов писатель, поэт, драматург и публицист (настоящее имя – Георгий Златаров). Он родился в семье учителя в небольшом селе на юге Болгарии. В 1905 г. молодой поэт приехал в Софию, где впервые приобщился к серьезной литературе, и уже в 1906 г. стал активным сотрудником популярного тогда журнала ” Художник“. В 1914 г. из печати вышел первый поэтический сборник Стоянова “Видения на распутье”, а в 1917 г.- сборник “Меч и слово”. Написанные под несомненным влиянием символизма, первые стихотворения Л. Стоянова отличались отточенностью

поэтического языка, музыкальностью. Для них характерны мотивы скорби и одиночества, таинственные предчувствия, культ печали, “неутоленной души”. Вместе с тем уже в первых книгах Людмила Стоянова – участника 2-й Балканской и Первой мировой войн – отразились результаты его жизненных наблюдений и раздумий о человеке, о своем народе, о судьбах Болгарии. Окончание Первой мировой войны, крах милитаристской политики правящих кругов Болгарии, приведших страну к национальной катастрофе, влияние Октябрьской
революции – все это в корне изменило общественно-политическую и литературную жизнь страны. Поэту стало ясно, что по-старому больше нельзя ни жить, ни писать.

После окончания Первой мировой войны и вплоть до конца 20-х гг. Л. Стоянов переживает процесс эволюции от абстрактного гуманизма к идеям социальной борьбы и антифашистского движения, от символизма к реализму. Этот процесс был намечен уже в поэтических сборниках “Праматерь” (1925) и “Святая святых” (1926), но окончательное отрешение от прежней замкнутости произошло только в сборнике “Земная жизнь” (1939), где поэт провозгласил свое духовное родство с людьми труда. Таким же путем развивалось драматургическое творчество Стоянова – от символистской пьесы “Аполлон и Мидас” (1922) к народным драмам “Гибель Раковицы” (1924) и “Антигона” (1926), к антифашистским пьесам “Волки пасут стада” (1939) и “Желтая звезда” (1952). Особенно ярко этот процесс отразился в прозе Людмила Стоянова. Начиная с 1919 г. писатель публикует ряд антивоенных рассказов: “Отмщение Рафаила Давидова”, “Милосердие Маркса”, “Хатидже” и другие, которые в 1927 г. составили сборник “Бич Божий”. Показывая ужасы войны, эти рассказы в то же время были направлены против реакционной военщины, в защиту гуманистических идей.

Еще ярче демократические и реалистические позиции выявились в сборнике “Женские души” (1929). Конец 20-х и 30-е гг.- период активной публицистической деятельности Л. Стоянова. Его статьи “На борьбу с фашизмом”, “Скованный Прометей”, “Вера в победу” и многие другие, направленные против милитаризма, реакционной идеологии, были необычайно популярны у прогрессивной болгарской интеллигенции и широких масс читателей. Антифашистская и антивоенная деятельность Стоянова вскоре приобрела известность и за пределами Болгарии. В 1935 г. он представлял литературную общественность своей страны на Международном конгрессе писателей в Париже, где был избран членом Постоянного бюро Международной ассоциации писателей в защиту культуры, а в 1937 г. участвовал в работе Международного конгресса в Испании. Чрезвычайно разнообразно в этот период и его литературное творчество.

Он создает романизированные биографии Г. Бенковского (1930) и А. Стамболийского (1931), публикует сборники рассказов “Больное сердце” (1938) и “На передовой” (1939). Но наибольшей художественной выразительности писатель достигает в повестях “Серебряная свадьба полковника Матова” (1933), “Холера” (1935), “Махмед Синап” (1936). Все они прочно вошли в основной фонд классической болгарской литературы XX в. Социалистическая революция в Болгарии 1944 г. ознаменовала новый подъем творческой и общественной деятельности писателя. Он вошел в состав Всемирного Совета Мира, в 1948 г. был избран председателем Союза болгарских писателей, более десяти лет возглавлял Институт литературы АН НРБ. Среди его последних произведений – Роман “На рассвете” (1945), цикл стихотворений об освобождении Болгарии (“Русскому народу”, “Великий день”, “Товарищ” и др.), автобиографическая трилогия “Детство. Юность.

Война” (1962-1970). Холера одно из наиболее ярких антивоенных произведений болгарской литературы. Оно написано в форме дневниковых записей солдата 2-й Балканской войны, взволнованно и очень достоверно повествующего о фронтовых буднях, о нравах, царящих в тыловых частях. Писатель создает запоминающуюся картину трагических событий в истории болгарского народа. Солдаты, оставленные командованием на произвол судьбы, бессмысленно гибнут от снарядов противника, голода, холеры. Постепенно этим обреченным людям открывается смысл происходящего, и они начинают понимать, кто является настоящим виновником их мук и страданий. Повесть завершается внушительной картиной антивоенного солдатского митинга в Софии, на котором недовольство масс выливается в гневное требование повесить царя Фердинанда как главного виновника всех бедствий.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Людмил Стоянов писатель, поэт, драматург