Изображение русского национального характера, тема народа (по произведению Н. С. Лескова “Очарован­ный странник”)

Все творчество писателя так или иначе было связано с темой народа, стремлением раскрыть сущность характера и души русского человека. Н. С. Лескову удается представить широкий тематический спектр, в котором отразились различные социальные типы и характеры: “Левша”, “Тупейный художник”, “Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник” и др.

Образ главного героя повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”. В 70-80-е гг. XIX в. Н. С. Лесков отправляется “искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не

найду хотя то небольшое число тех праведных, без которых “несть граду стояния”…”. Наиболее подробно в ярчайших красках и со всеми противоречиями раскрывается русский национальный характер в повести “Очарованный странник”. Главным героем произведения становится простой русский человек – Иван Флягин, крестьянин с неуемной, увлекающейся натурой, напоминающий своим внешним видом русского богатыря. Жизнь персонажа представляет собой последовательный, но где-то интуитивный духовный поиск. Основными
вехами жизненного пути героя и его духовной эволюции становятся: убийство монаха (поражает легкость, с которой отнесся герой к совершенному преступлению), спасение хозяев во время поездки в Воронеж (Флягин не ищет выгоды и не ждет награды), история с голубями и кошкой (любовь к птицам соседствует в сердце Ивана с крайней жестокостью – расправа над кошкой), пребывание в разбойниках и “няньках” (в душе героя рождается сострадание к трагедии матери), ярмарка коней (при полном отсутствии собственной выгоды добровольно идет на истязание), годы плена (в сердце Флягина соединяются тоска по родине и безразличие к судьбе своих жен и детей, просыпается религиозное сознание: “Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещенную землю и заплачешь”), пьянство и растрата чужих денег, любовь к Груше (герой постигает счастье в жизни не для себя, а для другого, тонко чувствует красоту), жизнь в солдатах (осознание и искупление греха через страдание за другого человека: “Я, ваше благородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. Я на своем веку много неповинных душ погубил”), монастырь (аскетическое самоочищение, обретение дара пророчества).

Основная идея повести заложена уже в ее названии. “Странничество”, мотив дороги – это путь поиска и обретения истины: жизнь должна быть посвящена благу других людей, добро должно быть деятельным. “Очарованность” героя раскрывается в предрешенности его дороги, отсюда и своеобразие композиции (молельный сын в конце жизни приходит к Богу и служению людям).

Высшей точкой духовного искания, по Н. С. Лескову, становится стремление к самопожертвованию во имя других, что характеризует национальный характер в финальной фразе главного героя: “Мне за народ очень помереть хочется”. Л. К. Долгополов отмечал: “Вся народная Россия стоит за его (Ивана Флягина) спиной. И все испытания она проходит спокойно, без суеты, с сознанием своего достоинства и значительности совершающегося”.



Изображение русского национального характера, тема народа (по произведению Н. С. Лескова “Очарован­ный странник”)