Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве А. С. Пушкина

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

А. С. Пушкин

В лирике Пушкина с особенной полнотой раскрывается его личность, внутренняя сила и богатство восприятия жизни. Но при этом она откликается на все многообразие действительности, на все голоса окружающего его мира.

В своих стихах поэт стремился осмыслить мир и место в нем человека. С особой полнотой этот пафос познания, эта вера в постоянное развитие природы и общества звучат в элегии “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” Здесь убежденность в бренности жизни отдельного человека сочетается с мыслью о бесконечности и разнообразии бытия вообще:

И пусть у гробового входаМладая будет жизнь игратьИ равнодушная природаКрасою вечною сиять.

Мировоззрение Пушкина оптимистично, проникнуто верой в человека. Гимном радости, человеческому разуму, дружбе, любви стала его “Вакхическая песня”. Борьба света, солнца, разума с “тьмой”, с “ложной мудростью”, со всем, что мешает прогрессу человечества, – вот основная мысль этого искрящегося дифирамба:

Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеетПред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеетПред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Поэт верит в победу человека над жестокостью и несправедливостью. В своем раннем творчестве он был глашатаем идей декабристов. “Вольность”, “Чаадаеву”, “Деревня”, “Кинжал” и другие стихотворения звучали прямым призывом к свободе, гневным протестом против рабства и самодержавия. Пушкин с горячей симпатией следил за борьбой греческого народа за национальную независимость, откликаясь взволнованными стихами на события этой войны (“Гречанка верная…”, “Дочери Карагеоргия”).

Поэт тяжело пережил разгром восстания декабристов. Он сохранил свое сочувствие к ним, свою веру в правоту и торжество их дела:

Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.

О верности прежним идеалам говорит поэт и в стихотворении “Арион”:

Погиб и кормчий, и пловец! – Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою…

Ратуя за свободу, Пушкин прежде всего имел в виду свободу политическую. Политическая тема неизменно занимает в его лирике большое и важное место. От “Вольности” и “Деревни” он приходит к таким стихотворениям, как “Клеветникам России”, “Бородинская годовщина”, “Мирская власть”, “Памятник”. Он обращается к истории России, и на ее примерах показывает, что главная надежда на перемены – не в подвиге бунтарей-одиночек, а в мощи и духовном здоровье русского народа.

Даже в тяжелую пору безвременья, последовавшую за поражением восстания на Сенатской площади, Пушкин продолжал верить в силу человеческого разума и духа. Порой его одолевали сомнения, трагическое сознание собственного одиночества и одиночества художника в его разладе с толпой, проявившееся в произведениях “Не дай мне бог сойти с ума…” (1833), “Когда за городом, задумчив, я брожу…” (1836) и особенно – в стихотворении “Поэт и толпа” (1828):

Толпа холодная поэта окружалаИ равнодушные хвалы ему жужжала, Но равнодушно ей, задумчив, он внималИ звучной лирою рассеянно бряцал…

Разочарование в существующем порядке вещей особенно сказалось в лирике последних лет жизни. Пушкин отстаивает личную свободу, независимость как от произвола царя, так и от агрессивного невежества толпы (толпа – это не народ, это та ее темная, реакционная, злобная часть, которая есть среди представителей каждого класса):

Иные, лучшие, мне дороги права;Иная, лучшая, потребна мне свобода:Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними. НикомуОтчета не давать, себе лишь самомуСлужить и угождать; для власти, для ливреиНе гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи… (“Из Пиндемонти”, 1836)

Неудовлетворенность собственной судьбой, горечь от предательства “друзей”, любовные разочарования не мешали поэту верить в конечную победу положительного, жизнеутверждающего начала, в творческие силы народа. Он страстно защищает светлое, разумное начало жизни. В элегии “Безумных лет угасшее веселье…” (1830) Пушкин говорит о своей приверженности жизни, несмотря на всю ее сложность:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и гореГрядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать;Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Оптимизм и гуманизм Пушкина рождались в страдании, сопутствующем жизни и облагораживающем душу человека. Поэтому его поэзия – земная, жизнеутверждающая. И в этом поэт видел свое вечное, высокое предназначение:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал.


Вы читаете: Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве А. С. Пушкина