Если
Я
Чего написал,
Если
Чего
Сказал –
Тому виной
Глаза-небеса,
Любимой
Моей
Глаза.
В. Маяковский
В. Маяковский – поэт гениальный. Его наследие многотемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то воспринимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Описание событий в романах и других произведениях этого человека было целостным, оно было неотъемлемо от его жизни. Слово Маяковского – реакция на происходящее внутри и вокруг него, а поскольку он был человеком решительных поступков, неукротимым бунтарем, то и в своих произведениях стремился, чтобы слова стали общественно значимым делом. Но мне на этот счет не хотелось бы обманываться, ведь стоит только прочитать многие из его произведений (“Лиличке!” “Люблю!”, “Облако в штанах”, “Про это”, “Человек” и др.), и образ поэта-бунтаря превращается в многоцветный образ тончайшего лирика, всю жизнь проведшего на “несгораемом костре немыслимой любви”. И сразу понимаешь, что этот человек не только способен быть бесконечно нежным и жертвенным,
но и готов отстаивать свои чувства, для которых основную угрозу представляет обывательский быт.
Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, поскольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что “любовь – это сердце всего”, всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто “выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев какое-то варево”. Это глубокое человеческое чувство Маяковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоистичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до горизонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:
…любовная лодка разбилась о быт. С тобой мы в расчете – и не к чему переченьВзаимных болей, бед и обид. Ты посмотри, какая в мире тишь! Ночь обложила небо звездной данью;В такие вот часы встаешь и говоришьВекам, истории и мирозданью.
Быт, обывательская среда – главные враги всех человеческих чувств и любви в том числе. В обстановке равнодушия, пошлости, самолюбования “любовь поцветет, по – цветет и скукожится”, да и “между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва”. Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: “Маяковский выдернул любовь из альковов… и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавистной и родной ему улице”.
Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, раскрывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, который “душу цветущую любовью выжег”, которому “кроме любви твоей… нету моря”, “кроме любви твоей… нету солнца” и “ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени”. Чувства поэта огромны, сильны – это и “громада-любовь” и “громада-ненависть”. И в то же время – бесконечная трепетность отношений:
Дай хотьПоследней нежностью выстрелитьТвой уходящий шаг.
Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что “каждый за женщину платит”. Но оплата эта совершается не деньгами, не вещами и даже не всегда – временем, а душой, сердцем, часто – непереносимой мукой, страданием.
Любовь мою, Как апостол во время оно, По тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, А в короне слова мои – Радугой судорог.
Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовершенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь – бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она способна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чувство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.
Может быть, от дней этих, Жутких, как штыков острия, Когда столетия выбелят бороду, Останемся толькоТы
И я, Бросающийся за тобой от города к городу.