Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе. Краткое изложение текста

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В процессе обновления содержания учебников по литературе можно выделить два этапа. Первый – с начала 90-х годов до 1998 года, с которого начинается новый этап обновления содержания учебников в связи с утверждением обязательного минимума содержания образовательных программ в 1998 году.

На этом этапе в связи с профильной и уровневой дифференциацией общеобразовательных учреждений созданы вариативные учебники для общеобразовательной школы и школ с углубленным изучением предмета.

Для школ естественно-математического профиля нет специальных учебников, и, возможно, их не следует создавать. Количество часов на литературу в этих школах такое же, как и в общеобразовательных, кроме того, если ставить задачу гуманизации и гуманитаризации образования и всей жизни общества, то литература, как один из основных гуманитарных предметов, не должна быть в школах естественно-математического профиля ниже уровня общеобразовательной школы.

Для учебников, созданных на этом этапе и действующих в настоящее время, характерно включение нового пласта художественных произведений: поэзии “серебряного века”, так называемой возвращенной литературы, литературы русского зарубежья, расширены фольклор, древнерусская и в 5, 6, 7-м классах – зарубежная литература.

В современные программы и учебники включены дополнительно следующие имена русских классиков XIX-XX веков, которых не было в традиционных учебниках: В. Жуковского, П. Вяземского, И. Козлова, А. Кольцова, А. Дельвига, К. Батюшкова, Н. Лескова, Я. Полонского, Е. Баратынского, И. Никитина, А. Майкова, А. К. Толстого, Л. Андреева, Н. Карамзина, Г. Успенского, Н. Помяловского, К. Бальмонта, И. Анненского, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Булгакова, А. Платонова и некоторых других.

Это означает, что в школу пришли значимые произведения русской литературы с их гуманистическим пафосом. Включение этих произведений осуществлено частично за счет сокращения темы революции и снятия ленинской темы. В современные учебники не вошли такие произведения, представленные в традиционных учебниках, как: “Жизнь Ленина” М. Прилежаевой; “Ленин и печник” А. Твардовского; “Дума о Ленине” М. Исаковского; В. И. Ленин о трех этапах освободительного движения в России (статьи “Памяти Герцена”, “Из прошлого рабочей печати в России”); “В. И. Ленин”, “Мать” М. Горького; “Чапаев” А. Фурманова; “Разгром” А. Фадеева; “Как закалялась сталь” Н. Островского; статьи В. И. Ленина “Лев Толстой как зеркало русской революции”, “Л. Н. Толстой и современное рабочее движение”, “Партийная организация и партийная литература”, “О пролетарской культуре”.

Определенная замена художественных произведений в курсе литературы связана прежде всего с изменением целей литературного образования.

В стабильных учебниках, издаваемых до 1989 года (“Родная литература” М. Д. Пушкаревой, 5-й кл., изд. 16-е; “Родная литература” Т. С. Зепаловой, Н. Л. Мещеряковой, 6-й кл., изд. 15-е; “Родная литература” М. А. Снежневской, 7-й кл., изд. 16-е; “Русская литература” Г. И. Беленького, 8-й кл., изд. 18-е и другие), на первый план выдвигалось “усвоение школьниками существа ленинской политики партии в области литературы и искусства, приобщение учащихся к искусству слова… и формирование на этой основе марксистско-ленинского мировоззрения учащихся, идейно-политических принципов, духовных потребностей, нравственных убеждений, художественного вкуса” (Программа “Литература”, 5-11-й кл., 1988).

Действующие учебники ориентируют на освоение гуманистических национальных и общечеловеческих ценностей, воплощенных в произведениях словесного искусства, на отказ от тенденциозных подходов к рассмотрению художественных произведений, связанных с политической конъюнктурой. Их основные воспитательные цели: приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе высоких нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения (Программы 1990-1997 годов).

В настоящее время в практике школы используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе:

– учебник-хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики и включены художественные тексты как основа литературы (действует в основной школе);
– учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (действует в старших классах);
– хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником);
– пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется для всех классов);
– учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется начиная с 9-го класса и далее);
– сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе – все это находит применение в современной школе.

В школах действуют три вариативные системы учебников по литературе.

Учебники к программе Т. Ф. Курдюмовой:

Т. Ф. Курдюмова. “Литература”, 5-й кл. Ч. 1, 2. “Просвещение”, 1990-1997.
В. П. Полухина. “Литература”, 6-й кл. “Просвещение”, 1991-1997.
В. Я. Коровина. “Литература”, 7-й кл. “Просвещение”, 1990-1998.
Г. И. Беленький. “Литература”, 8-й кл. “Просвещение”, 1992-1998.
Т. Ф. Курдюмова и др. “Литература”, 9-й кл. “Просвещение”, 1996-1998.
М. Г. Качурин. “Русская литература XIX века”. 10-й кл. Ч. 1, 2. “Просвещение”, 1998.
Ф. Ф. Кузнецов. “Русская литература XX века. Очерки. Воспоминания. Эссе”. 11-й кл. “Просвещение”, 1992-1996.

Эти учебники в 5-8-м классах строятся на проблемно-тематической основе. В каждом классе материал представлен от древней литературы до современной, так что у учащихся складывается представление об историко-литературном процессе. В 9-м классе дается краткий историко-литературный курс, завершающий литературное образование в основной средней школе. В 10-м классе изучается более полный, систематический курс русской литературы XIX века на историко-литературной основе, а в 11-м классе – систематический курс русской литературы XX века, построенный таким же образом.

Учебники к программе Г. И. Беленького:

М. А. Снежневская, О. М. Хренова. “Литература. Начальный курс”. 5-й кл. Ч. 1, 2. “Мнемозина”, 1997.
О. М. Хренова, М. А. Снежневская. “Литература”. 6-й кл. Ч. 1, 2. “Мнемозина”, 1998.
Г. И. Беленький и др. “Литература”. 7-й кл. – находится в печати.
Г. И. Беленький “Литература”. 8-й кл. “Просвещение”, 1992-1998.
Г. И. Беленький и др. “Русская классика. Избранные страницы”. Учебник-практикум. 9-й кл. “Мнемозина”, 1997-1998.
Г. Н. Ионин и др. “Русская литература XIX века”. 10-й кл. Ч. 1, 2. “Мнемозина”, 1997.
Ю. И. Лыссый и др. “Русская литература XIX века”. Практикум. 10-й кл. “Мнемозина”, 1998.
Ю. И. Лыссый и др. “Русская литература XX века”. Практикум. 11-й кл. “Мнемозина”, 1998.

Эти учебники в 6, 7, 8-м классах построены на проблемно-тематической основе, материал дается от древней до современной литературы в каждом классе. В 8-м классе используется тот же учебник Г. И. Беленького, что и к программе Т. Ф. Курдюмовой.

В 9-м классе предлагаются вопросы и задания для анализа художественных произведений, включены биографические справки о писателях и статьи, например, о классицизме, романтизме, реализме. Такой вид (жанр) учебной книги получил название учебник-практикум. Авторы этой системы считают, что в старших классах учащиеся могут изучать литературу по художественным текстам, вопросам и заданиям к ним. Эта точка зрения разделяется не всеми.

Учебник под редакцией Г. Н. Ионина для 10-го класса представляет собой систематический курс, построенный на историко-литературной основе. Кроме того, для 10-го и 11-го классов подготовлены практикумы, в которых содержатся вопросы, задания, критические материалы для анализа художественных произведений.

Учебники к программе А. Г. Кутузова:

А. Г. Кутузов и др. “В мире литературы”. 5-й кл. Ч. 1, 2. “Дрофа”, 1995-1998.
А. Г. Кутузов и др. “В мире литературы”. 6-й кл. “Дрофа”, 1996-1997.
А. Г. Кутузов и др. “В мире литературы”. 7-й кл. “Дрофа”, 1997.
А. Г. Кутузов и др. “В мире литературы”. 8-й кл. “Дрофа”, 1998.
А. Г. Кутузов и др. “В мире литературы”. 9-й кл. – находится в печати.
А. Г. Кутузов и др. “Литература”. 10-й кл. – разрабатывается.
В. В. Агеносов и др. “Русская литература XX века”. 11-й кл. Ч. 1, 2. “Дрофа”, 1996-1997.

Структурообразующим принципом этих учебников для основной средней школы являются теоретико-литературные понятия, например: в 5-м классе – жанры; в 6-м классе – роды и жанры; в 7-м классе – характер и герой; в 8-м классе – литература и традиция; в 9-м классе – автор, образ, читатель. Учебники написаны живо и интересно, в форме диалога – например, профессора Калиныча и мальчика Прошки (5-й класс).

В издательстве “Дрофа” издаются учебники для углубленного изучения литературы под редакцией М. Б. Ладыгина. В 1996-1998 годах вышли в свет учебники для 5, 6, 7, 8-го классов.

У всех перечисленных учебников можно отметить следующие общие недостатки:

В реализации информационной функции:

– учебная информация часто превышает требования программ, много внимания в старших классах уделяется обзорам литературы с включением многочисленных имен и произведений;
– материал излагается без учета познавательных возможностей учащихся;
– в учебники-хрестоматии для 5, 6, 7-го классов и для углубленного изучения литературы включается неоправданно много переводной (зарубежной) литературы;
– в учебный материал недостаточно вводятся знания о приемах и способах учебной деятельности и получения знаний;
– часто изложение материала страдает многословностью и сухостью;

В реализации воспитательной и мировоззренческой функций:

– литературный процесс не всегда дается в контексте культуры, часто Дети в среднем звене обучения убеждены в линейном характере литературного процесса (то есть умер А. С. Пушкин и на смену ему пришел Н. В. Гоголь и тому подобное), что отрицательно сказывается на формировании у учащихся целостной картины мира;
– иногда основное внимание в учебнике уделяется формальной стороне художественных произведений, теоретико-литературным понятиям (метафорам, эпитетам и так далее) в ущерб идейно-нравственной проблематике;

В реализации мотивационной функции:

– действующие учебники слабо воспитывают познавательный интерес к учебному предмету: преобладает наукообразный стиль изложения, в целях экономии бумаги дается сплошной текст, шрифт, как правило, однообразный, нет специальных выделений, мало иллюстраций;
– не всегда учитывается, что учебник автономный, самостоятельный источник знаний, ученик должен использовать его для индивидуальной работы, поэтому практически отсутствует материал для самоконтроля усвоенных знаний;

В реализации методической и справочной функций:

– вопросы и задания носят в основном репродуктивный характер, иногда они не учитывают возраста учащихся и невыполнимы;
– недостаточно осуществляется преемственность в обучении, то есть материал излагается без учета имеющихся знаний учащихся;
– практически не используется прием повторения (в разных формах) основных понятий, доказательств для лучшего усвоения материала.

Действующие учебники подвергаются критике в периодической печати.

Так, в 1996 году во многом справедливо критиковались книги, подготовленные и изданные институтом “Открытое общество”, например “Русские ночи” В. Турбина, “История русской поэзии: 1730-1980. Компедиум” В. Баевского и другие. Они причислялись к учебникам, хотя таковыми не являются. Впоследствии книги, подготовленные по проектам института “Открытое общество”, были рассмотрены Управлением общего среднего образования, и то, что заслуживало внимания, прошло экспертизу Федерального экспертного совета и только после доработки предложено школе.

Критика учебников связана также со стремлением отдельных учителей, методистов, ученых сохранить традиционный курс литературы, с их неприятием процесса обновления содержания литературного образования, вызванного демократизацией общества.

В 1998 году необоснованной критике в статье М. Постола “Насморк” в газете “Советская Россия” от 22 августа подверглись учебник под редакцией В. В. Агеносова “Русская литература XX века” (“Дрофа”, 1997) и пособие для учащихся под редакцией Ф. Ф. Кузнецова “Русская литература XX века. Очерки. Воспоминания. Эссе” (“Просвещение”, 1996).

Критика, с нашей точки зрения, основана на фальсификации материала учебника и пособия. М. Постол признает только литературу социалистического реализма. Никаких других направлений он не принимает и резко отрицательно к ним относится и только с таких позиций рассматривает учебник и пособие. Авторы же указанных книг не отрицают соцреализма, но представляют литературный процесс вполне объективно, включая произведения и “серебряного века” русской поэзии, и литературы русского зарубежья, и возвращенной литературы, в которых находит отражение идея нравственного совершенствования человека.

Основная тема ряда критических статей – критерии отбора художественных произведений, включаемых в учебники, по-разному их авторы видят соотношение русской и зарубежной, классической и современной литературы.

Встречается также точка зрения, что учебники по литературе вообще не нужны. Учащиеся должны читать художественные произведения и анализировать их с помощью учителя.

В 1998 году утверждено обязательное минимальное содержание литературного образования, и разрабатываются требования к уровню подготовки выпускников основной школы – документы, являющиеся определенным шагом к будущим стандартам и открывающие новый этап в развитии содержания литературного образования и школьных учебников.

Они способствуют:

– установлению единого образовательного пространства при сохранении определенной вариативности, что важно для литературы как искусства, где личные предпочтения в выборе тех или иных художественных произведений играют важную роль;
– установлению приоритета русской литературы (зарубежная представлена только вершинными произведениями, имеющими мировое значение: Шекспира, Гете, Бальзака и других);
– выдвижению на первый план чтения и изучения учащимися художественных произведений и формированию на этой основе гуманистического мировоззрения, воспитанию нравственности, эстетического вкуса, гражданско-патриотической позиции;
– снятию перегрузки учащихся (перечень произведений соответствует реальному учебному времени, выделенному на литературу).

В связи с этим первоочередными задачами в области совершенствования учебной литературы являются:

– переработка действующих учебников в соответствии с обязательным минимальным содержанием литературного образования;
– утверждение обязательного минимума содержания литературного образования в 10-11-м классах;
– подготовка нового поколения учебников литературы с учетом современного опыта и отечественных традиций, задач нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания учащихся.

‹ Предмет синтаксиса. Владимир Андреевич Звегинцев Вверх Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике ›

Учебники


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе. Краткое изложение текста - Сочинения на заданную тему


Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе. Краткое изложение текста