Сценарий внеклассного мероприятия по теме: “Мы тоже имеем права”, 2-4 классы
Сценарий мероприятия для учащихся 2-4 классов на тему “Мы тоже имеем права”
Интеграция образовательных областей
“Познание”, “Социализация”, “Художественное творчество”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”.Цель – систематизировать и закреплять знания учащихся о документах, гарантирующих права ребенка, формировать представления у детей об их обязанностях. Задачи:Образовательные: обогащать, активизировать, расширять словарь, кругозор;
Развивающие: развивать память, мышление, внимание, совершенствовать координацию движений и речи в театрализованных сценках; коммуникативность
Речевые: коррекция речи через высказывания детей, вопросы, ответы, игры
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к другим людям, интерес к законам и их соблюдению.
Оформление:
Выставка книг, законов, кодексов, костюмы для героев из сказок, своих родных, фото с изображением прав детей, игрушка-зайчик, документ Свидетельство о рождении, видеоролик из фильма ” Мама“, плакат с изображением дерева “Моя семья”
Предварительная работа:
Беседы о Правах ребенка; заучивание пословиц, стихов, песен; рисование портретов своих родных; игры “Давай знакомиться”, “Что мы делаем – не скажем”.
Ход мероприятия:
Звучит спокойная музыка, Дети входят в зал, садятся.
Воспитатель: – Добрый вечер друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. Вы граждане России и у вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права и обязанности.
1-ученик читает:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
2-ученик читает:
Рядом мама за руку держала
В путь-дорогу умницу свою сопровождала
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
Воспитатель: – Права человека – определены законами, которые никто не вправе нарушать. Но права ребенка особые. Записаны они в законе “Конвенция о правах ребенка” ( Показ книги ). Этот закон действует во всем мире, а также и в России. Задачи Конвенции – защита прав ребенка от несправедливости, забота о его жизни, развитии, образовании, воспитании. Сейчас мы совершим короткое путешествие в мир прав ребенка по страницам этого документа.
-А что такое право? ( Ответы детей ).
Воспитатель: – Право – это охраняемая государством естественная возможность что-то делать, иметь, осуществлять. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами. Также соблюдать права других людей. И так в путь.
Ученик читает:
Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
Воспитатель: – О каком праве говорится в стихотворении? (о праве на имя, фамилию, отчество)
– Какой документ получает человек при рождении? ( Показ свидетельства о рождении ).
– Имя каждому дано и у каждого оно одно!
– Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права – это рабы, узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер. Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? ( Нет )
– Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? ( Обращаться и называть друг друга по имени ).
Поиграем в игру “Давайте знакомиться” –
Ведущий подходит к ребенку со словами: ” Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи…”, давая при этом игрушку-зайца. Тот называет свое имя и передает зайчика другому ребенку, при этом произнося слова: “Как зовут тебя скажи?” и т. д. повторить 3-4 раза.
Воспитатель: – Молодцы, ребята, это право усвоили.
– Продолжаем путешествие по страницам. Читаем. В Конвенции записано: “Все дети имеют право на жизнь и личную неприкосновенность”.
– Назовите, пожалуйста, сказки, стихи, басни и другие произведения, где это право было нарушено? Наглядность – стенд с книгами. ( ” Колобок”, “Волк и ягненок”, “Муха-Цокотуха”, “Красная Шапочка”, ” Волк и семеро козлят”, “Серая шейка” и другие ).
Воспитатель: – Первое право на жизнь дает мама – это главный человек в жизни каждого ребенка.
Включается видеоролик из фильма “Мама”, звучит песня о маме (слова Ю. Энтина, музыка Ж. Боржоа).
Дети стоя подпевают. Ученик крепит рисунок портрет мамы на дерево-плакат “Моя семья”.
Воспитатель: – Мама это главное слово в каждой судьбе. “Коли есть отец и мать, то ребенку благодать”, – гласит народная пословица. – Скажете, о каком праве пойдет речь? Читаем в Конвенции “Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье”. Часто в семьях живут другие родственники, которые любят детей и заботятся о них.
Дети читают стихи и держат рисунки-портреты подготовленные ранее:
1 ученик:
– Хочу похожим быть на папу
Во всем хочу как папа стать,
Быть сильным, умным, не лениться
И делать все как он на пять.
2 ученик:
– Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя всегда равняться!
3 ученик:
– Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую
Ведь бабуленька моя
Очень, очень добрая!
Дети прикрепляют рисунки на плакат.
Воспитатель: – Вот какая большая семья получилась. Каждому ребенку хорошо в семье.
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
В русском языке много пословиц и поговорок о семье. Вспомним их, ребята.
Дети: – Птица рада весне, а дитя матери.
– Кто родителей почитает, тот счастлив бывает
– Вся семья вместе, так и душа на месте.
– Семья сильна тогда, когда над ней крыша одна.
Воспитатель: – Родные заботятся о вас, и вы имеете обязанности дома? ( Да ) – Вы наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру “Что мы делаем – не скажем”.
Воспитатель: – А что вы умеете делать?
Дети: – Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем. ( Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому ).
Воспитатель: – Неплохо потрудились и заслужили право на…? ( Отдых ).
– А вот девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. Давайте посмотрим.
Сценка.
Входит
Золушка, поет, имитирует уборку:
– Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
И не уж – то никогда
Не уйти мне никуда,
От золы и сажи?!
– Неужели мне не дождаться веселья и радости? Ведь, так и заболеть можно! Хочу, чтобы счастье вдруг пришло ко мне!
Фея: – Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?
Золушка: – Да, крестная, но…
Фея: – Не спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)
Звучит песня “Золушка” (слова И. Резник, музыка И. Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.
Воспитатель: – Какие права были нарушены у Золушки? ( Право на отдых, свободу, заботу )
– Как могут отдыхать дети? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать)
– Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции.
– Без отдыха человек может заболеть.
Ученик:
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмания, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только…( Врач )
Сценка.
Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита.
Доктор Айболит: – Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!
Что такое? ( Трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники ) Неужели ваши дети заболели?
– Что ж, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен
Чтоб здоровыми остаться
Нужно спортом заниматься.
На зарядку становись!
Дети встают и выполняют команды доктора :
– Попрошу сидящих, встать
И команды выполнять
Все дышите, не дышите,
Вместе руки поднимите,
Превосходно. Опустите.
Наклонитесь, разогнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь
И исполним мы сейчас
“Танец маленьких утят” (песня слова Ю. Энтина, дети выполняют движения)
Доктор Айболит:
– Каждый весел и здоров
И к занятиям готов. Прощайте, ребята! Уходит.
Воспитатель: – “Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения”, бережно относится к своему здоровью. Так гласит закон.
– Ребята, Фея оставила волшебный сундучок. Посмотрим что в нем. Показываю ( Ручка, тетрадь, линейка, книга, карандаш ).
Воспитатель: – О чем говорят эти предметы? ( Дети должны ходить в школу и учиться ).
– Верно.
– Нужно всем учиться в школе,
Чтобы грамотными стать
И никто у вас не может
Это право отобрать. – Все дети имеют право на получение образования. Так записано на следующей странице Конвенции.
Дети поют 2 куплета песни “Чему учат в школе” слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
Воспитатель: – Где можно получить образование? ( Школа, институт, колледж ) Для чего надо учиться? ( Быть грамотными, много знать ) – В чем заключается ваша обязанность? ( Ходить в школу, учиться ).
Поиграем в игру
“Продолжи пословицу” .
– Я начну, а вы продолжайте:
– Учись смолоду – … ( Не помрешь под старость с голоду ),
– Ученье – свет, а… ( Не ученье – тьма );
– Грамоте учиться – … ( Всегда пригодится );
– Не стыдно не знать – стыдно… ( Не учиться );
– Учиться – …. ( Всегда пригодится ).
Воспитатель: – Вот эта картинка напоминает нам о праве…? ( На жилище ).
– Каждый ребенок имеет право на имущество, оно неприкосновенно. Никто не может без разрешения заходить в мой Дом и брать мои вещи. Люди обязаны относится к своему дому бережно, содержать в полном порядке.
– Посмотрите, какие вы разные, но у всех одинаковые права. Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей. Помните, взрослые должны знать о правах детей. Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Нас ждут новые страницы этого закона. Ну, вот и все, друзья, спасибо за внимание. Настало время расставанья. До новых встреч! Звучит песня “Пусть всегда будет солнце” (слова Л. Ошанина, музыка Ф. Островского) .
Дети уходят.
Вы читаете: Сценарий внеклассного мероприятия по теме: “Мы тоже имеем права”, 2-4 классы