Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы
Сценарий игровой программы по обучению грамоте на основе телевизионной передачи “Вопрос на засыпку”
Автор: Мальцева Елена Михайловна, учитель-логопед МБОУ “Северокоммунарская СОШ”, МБДОУ “Северокоммунарский детский сад” п. Северный Коммунар Сивинского района Пермского края
Описание работы: Игровая программа по обучению грамоте “Вопрос на засыпку” предназначена для детей 6-7 лет. В ходе игры Дети в игровой форме закрепляют знания по изученным темам. В зависимости от уровня развития детей задания можно усложнять или упрощать. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные задачи:
– проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;
– учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи:
– закреплять умение определять количество слогов;
– закреплять умение находить слова с заданным звуком;
– закреплять умение различать твердые и мягкие согласные;
– развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
– развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
– воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование:
Ручки, фломастеры, жетоны, ксероксная цветная бумага, буква Ы, карточки с заданиями, рисовое зернышко, магическая коробка, грамоты, сертификаты, призы, часы, протокол для жюри.
Подготовительная работа:
Приглашаются для участия в игре родители, подготавливаются по 15 листочков трех цветов (например, розовый, зеленый, желтый) , выбираются курьеры, которые помогают учителю-логопеду собирать ответы, раздавать жетоны, приглашается жюри (родители, методист, воспитатели) и болельщики.
Музыкальное сопровождение:
Заставка из телепередачи “Вопрос на засыпку”.
Музыкальные композиции из альбома “Новые детские песенки”:
” Буква А”, “Раз, два, три…”.
Музыкальная композиция “Каждый маленький ребенок”.
Музыкальная композиция “Неразлучные друзья”.
Музыкальная композиция “Азбука”.
Участники:
1 команда – 4 человека + наставник (родитель для конкурса “Спецзадание”)
2 команда – 4 человека + наставник (родитель для конкурса “Спецзадание”)
3 команда – 4 человека + наставник (родитель для конкурса “Спецзадание”)
Ход игры:
Учитель-логопед:
Добрый день, участники игры, уважаемые родители и гости. Я рада сегодня приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре “Вопрос на засыпку” (звучит музыкальная композиция и демонстрируется на экране заставка из передачи “Вопрос на засыпку”)
Учитель-логопед:
В “Вопросе на засыпку ” принимают участие 3 команды по 4 человека, один из которых отважный капитан. В его обязанности входит руководить командой, писать верные ответы на поставленные вопросы на листочках и ответственно вести свою команду к победе. За правильный ответ команда получает фишку, которая равна 10 секундам. Каждая команда зарабатывает время для последнего решающего конкурса.
Самое главное – это разгадать финальный вопрос. У каждой команды свое время, которое она заработала во время игры. Та команда, которая справится с последним заданием первой и станет победительницей.
Поприветствуем наши команды бурными аплодисментами.
(Приветствие и представление команд).
Учитель-логопед:
У каждой команды есть свой наставник, который поможет команде заработать дополнительные 10 секунд. Поприветствуем наших наставников.
Учитель-логопед:
Оценивать ваши результаты будет строгое, но справедливое жюри (представление жюри)
Учитель-логопед:
Внимание! Внимание! Дорогие болельщики! Сейчас наши интеллектуалы продемонстрируют свою эрудицию. От души приветствуем и поздравляем всех. Пожелаем успехов нашим командам победы.
Учитель-логопед:
Есть и у нас для вас игра, где знания вам проявить пора!
Пусть смекалка вам поможет проявить себя в игре!
Не стесняйся, не ленись – победителей ждет приз!
1 раунд – “Слоги”
Учитель-логопед:
Познакомимся с правилами игры.
Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать курьеру, который приносит листок с ответом жюри.
Помогать мне будут мои помощники – Наташа и Настя.
1 вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога (файл с изображением называется “ris2 “)
1. Грач
2. Дятел
3. Воробей
Справка: А вы знаете, что длина языка дятла достигает 15 сантиметров.
2 вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог (файл с изображением называется “ris3 “)
1. Лось
2. Лиса
3. Белка
Справка: Зимой за 1 сутки лось обгладывает кору около 100 (ста) деревьев и кустарников.
(Жюри подводит итоги, во время игры курьеры собирают листочки с ответами, раздают жетоны)
2 раунд – “Гласные звуки”
Учитель-логопед:
Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.
1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук (файл с изображением называется “ris4 “)
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (файл с изображением называется “ris5 “)
1. синий
2. зеленый
3. Красный
3 вопрос: Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук (файл с изображением называется “ris6 “)
1. мак
2. Роза
3. тюльпан
Справка: Самый маленький бутон розы – размером с рисовое зернышко Учитель-логопед демонстрирует рисовое зернышко).
(Жюри подводит итоги)
3 раунд – “Согласные звуки и буквы”
Учитель-логопед:
Когда мы произносим согласные звуки, воздушная струя встречает преграду (зубы, губы, язык)
1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится (файл с изображением называется “ris7 “)
1. ы
2. М
3. у
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (файл с изображением называется “ris5 “)
1. синий
2. Зеленый
3. красный
3 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный мягкий (файл с изображением называется “ris8 “)
1. матрешка
2. Мяч
3. кукла
(Жюри подводит итоги)
4 раунд – “Перемена”
Учитель-логопед:
Команда строится в колонну за капитаном. По сигналу каждый игрок команды добегает до мольберта, обводит предмет, в названии которого встречается звук. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием и верно обведет все картинки с заданным звуком (файл с изображением называется “ris9 “)
(Во время конкурса звучит композиция ” Буква А”)
5 раунд – “Звуки и буквы”
1 вопрос: Определи количество звуков в слове Дом? (файл с изображением называется “ris10 “) (Жюри подводит итоги)
6 раунд “Физкульт – привет”
Учитель-логопед:
Вы знаете, что буквы можно вылепить, выложить из разных предметов, а мы с вами сейчас при помощи разных частей тела ее изобразим.
Задание: Подумайте, изобразите командой букву М. Выигрывает та команда, которая более точно, разнообразно и оригинально изобразит эту букву. Выигравшая команда получает жетон. (Во время конкурса звучит композиция “Азбука”)
(Жюри подводит итоги)
7 раунд “Магический шар”
Учитель-логопед:
Сегодня в “Магическом шаре” спрятана гласная буква. В русском языке на этот гласный звук нельзя назвать ни один предмет. Напишите эту гласную букву. ответ: буква Ы (Жюри подводит итоги)
8 раунд “Спецзадание”
Учитель-логопед:
Сейчас приглашаем к участию наших наставников, ваших родителей. Для вас тоже есть задание, ответив правильно, вы принесете своей команде дополнительный жетон.
Задание: Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие (файл с изображением называется “ris11 “)
1. арбуз
2. груша
3. Мандарин
(Во время конкурса звучит композиция “Взрослые и дети”)
(Жюри подводит итоги)
9 раунд “Вопрос на засыпку”
Учитель-логопед:
Каждая команда подсчитывает количество жетонов, каждый жетон равен 10 секундам. Команда выполняет последнее задание за время, заработанное во время игры. Выигрывает та команда, которая первая справляется с заданием (во время конкурса жюри следит за временем)
Задание: Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки
(файл с изображением называется “ris12 “) (Во время подведения итогов звучит композиция “В каждом маленьком ребенке”)
Учитель-логопед:
Вот закончилась игра,
Узнали многое, друзья!
Звуки, буквы изучите
Играть вы снова приходите!
(Жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами и призами, участников – сертификатами)
(В конце игры звучит музыкальная композиция из передачи “Вопрос на засыпку”)
Вы читаете: Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы