Русский язык 2 класс
Тема: “Именительный падеж существительных. Несклоняемые существительные”
Цель: познакомить с особенностями имен существительных в И. п.,
Дать понятие о несклоняемых существительных,
Обогащать словарный запас учащихся,
Воспитывать любовь и уважение к родному языку, развивать память и логическое мышление учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
Оо Оо оо Оо Оо ОО
Осина осинник подосиновик
– Какой частью речи выражены слова?
– Что означает слово осинник? Как оно образовалось?
– Разберите по составу слово подосиновик.
Назовите среди этих слов слово с непроверяемой гласной.
3. Словарная работа.
– Запишите слова с непроверяемыми гласными в строчку.
1.Расстелила на поляне осень желтые шелка.
2.Черное озеро названо так по цвету воды.
3.Пусть солнце будет ясным
И речка голубой.
А Родина прекрасной
И вечно молодой.
4.Главный в поле – агроном.
Он командует зерном,
Чтобы каждое зерно
Спелым колосом взошло.
– Назовите среди
записанных слов имя существительное.
Что оно означает?
– Как изменяются имена существительные?
– Давайте вспомним названия падежей с вопросами и просклоняем существительное агроном “цепочкой”
– Запишите словосочетания с доски, определите падеж.
– Сеют пшеницу, жить без воды, плывет по реке, прошли лоси.
– Зачитай те словосочетание, в котором существительное стоит в Р. п., В. п, И. п, Д. п.
Как правильно определить падеж существительного?
3.Работа над новым материалом.
– На какой вопрос отвечает И. п. существительного?
Работа со словарем.
– Что означает слово “именительный?”
– Запись под диктовку.
Утреннее солнце осветило опушку леса.
В лесной чаще громко куковала кукушка.
– Подчеркните главные члены предложения.
– В каком падеже стоит имя существительное, которое обозначает подлежащее?
4.Самостоятельное применение знаний.
1.Упр.99
– Прочитайте все упражнение. Выпишите только предложения, которые характеризуют холодную и дождливую осень.
– Подчеркните существительные в И. п.
– Проверка выполненной работы.
Назовите существительные в И. п. Каким членом предложения они являются?
5.Развитие речи.
Посмотрите на картинку. Можно сказать, что автор изобразил здесь позднюю осень? Почему?
– Какую же осень изобразил автор?
Как выглядит лес ранней осенью?
Какие деревья изобразил Художник?
– Составьте предложение о любом дереве так, чтобы название дерева стояло в И, п.
– Запишем лучшее предложение с комментированием.
– Как вы думаете, для чего нужно изучать склонение существительных?
– Какое предложение написано правильно?
Я был в кино. Я был в кине. Докажите.
Вывод. Среди имен существительных есть такие, которые не склоняются их надо запомнить.
Все эти слова иностранного происхождения.
Чтобы лучше запомнить эти слова, отгадайте загадки и запишите отгадки.
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
По волне, по волне
Плывет музыка ко мне.
Зимой греет, весной тянет.
Дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта.
Работа в паре.
– Составьте словосочетания с новыми существительными.
5.Итог урока.
Что нового узнали? Как оцените свою работу на уроке?