Роман “Мастер и Маргарита” в школьном изучении
Программа по русской литературе нацеливает учителя на глубокий и всесторонний анализ знаменитой книги М. А. Булгакова, соотнесение ее с традициями мировой литературы, раскрытие аллегорического и символического содержания, сложности философской, нравственной и социальной проблематики. Исходя из требований программы, можно предложить следующую систему уроков.
Урок 1. Биография писателя. Анализ читательского восприятия романа “Мастер и Маргарита”. Своеобразие композиции произведения.
Урок 2. Булгаковская Москва. Сатирическое мастерство писателя.
Урок 3. Проблема художественного творчества в романе. МАССОЛИТ. Писательская трагедия Мастера. Судьба Ивана Бездомного.
Урок 4. Фаустовская тема в романе. Воланд, Мастер и Маргарита. Фауст и Мастер. Воланд и Мефистофель.
Урок 5. Новозаветная история в книге Булгакова. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.
Урок 6. Тема и идея романа. Обобщающая лекция учителя. Подготовка к сочинению.
Учитывая то, что в последние годы появились многочисленные публикации о романе М. А. Булгакова, мы делаем в статье главный акцент на организации исследовательской и аналитической работы с классом; материалы для обобщений учителя подберут самостоятельно из тех доступных источников, которые рекомендованы автором.
Первый урок стоит начать вступительным словом о писательской судьбе Михаила Булгакова, подчеркнуть, что большинство его произведений дошло до читателя только в 60-80-е годы, поскольку до этого времени находились под запретом. Сообщения о жизни и творчестве писателя могут быть подготовлены учениками, для чего следует использовать “Жизнеописание Михаила Булгакова” М. Чудаковой (1), статью Н. Д. Боборыкина (2) или книгу Л. Яновской (3). Во время урока просматривается диафильм “Михаил Булгаков”.
Можно подготовить также путешествие “По страницам книг писателя”. С целью его организации создается совет, который определяет круг произведений М. А. Булгакова, с которыми будет знакомиться класс, определяется форма подачи материала, создаются творческие группы. Каждая из групп изучает рекомендованные для чтения произведения и готовит свое сообщение о них в соответствии с избранной формой: или это будет сообщение одного ученика, дополненное чтением отдельных эпизодов в лицах, или же готовятся литературные инсценировки отрывков из произведений и так далее. Подготовкой каждой творческой группы руководят консультанты по литературе из числа учеников.
После отчетов каждой творческой группы учитель подводит итоги путешествия и отмечает наиболее интересные сообщения.
Затем организуется беседа с учениками о том, какое воздействие оказала на них книга. Используются следующие вопросы:
– Какое впечатление оставил у вас Роман “Мастер и Маргарита”? Как вы его поняли?
– Какие страницы вам понравились?
– При чтении каких эпизодов романа вам трудно было удержаться от смеха?
– Какие эпизоды вам показались драматичными и даже трагическими?
– Как вы оцениваете фигуру Мастера? Удался ли писателю его образ?
– Кто из других персонажей романа вам запомнился?
– Каких героев в нем больше – положительных или отрицательных? Почему?
– Что затрудняет восприятие хода событий в романе?
– Какие основные сюжетные линии вы можете назвать? Составьте сюжетный план произведения.
Очень важно добиться того, чтобы обмен мнениями о романе М. А. Булгакова проходил в форме дискуссии, что позволяет развивать навыки грамотной полемики, умение свободно обмениваться мыслями. В конце беседы учитель не опровергает высказанные суждения, не отдает предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные выступления, приглашает задуматься над романом, чтобы на последнем уроке сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа.
В качестве Домашнего задания ко второму уроку ученики перечитывают главы 4, 7, 9, 12, 17, 27 и выбирают из них эпизоды, характеризующие жизнь Москвы 30-х годов XX века.
Второй урок начинается с проверки того, насколько усвоен материал о жизни и творчестве писателя. Контрольные вопросы:
– Расскажите о детстве и юности писателя. Почему М. Булгаков решил избрать профессию врача?
– Каким было отношение будущего писателя к Февральской и Октябрьской революциям? Как он оказался в составе Добровольческой армии?
– Расскажите о начале литературной деятельности М. Булгакова.
– Как складывалась судьба его драматургических произведений?
– Что вынудило М. Булгакова написать письмо Правительству СССР? Какой была реакция Сталина на это послание?
– Когда писатель начал работу над романом “Мастер и Маргарита”?
– Каким был путь книг М. Булгакова к широкому читателю?
– Каково отношение к творчеству писателя в наши дни?
Затем учитель говорит о том, что образ Москвы в романе М. Булгакова является одним из важнейших. Ученики анализируют отобранные дома эпизоды с помощью следующих вопросов и заданий:
– Какие характерные эпизоды советского быта присутствуют в романе М. Булгакова?
– Какой смысл вкладывает писатель в название “нехорошая квартира”?
– Кого называют “подручными Воланда”? Что происходит со Степой Лиходеевым и Никанором Ивановичем, Варенухой и Римским? Почему никто из них не способен противостоять злу?
– Обратите внимание на главу 12 “Черная магия и ее разоблачение”. Прочитайте выразительно слова Воланда о советских людях. Как вы поняли его рассуждения? Как москвичи ведут себя в эпизодах с деньгами и в “модном дамском магазине”? Зачем Воланду понадобилось устраивать подобное представление?
– Каковы последние похождения Коровьева и Бегемота в торгсине и ресторане МАССОЛИТа? Как вы поняли слова Коровьева о торговле? Отчего Бегемот и Коровьев уничтожили и магазин, и ресторан?
– Мы знаем Петербург Пушкина, Гоголя, Некрасова и Достоевского, грибоедовскую Москву. Что характерно для Москвы Михаила Булгакова?
Урок завершается обобщением изученного, для чего используется материал о похождениях Воланда и его свиты в Москве, изложенный в статье А. К. Киселева (4).
Дома ученики должны из глав 5 и 28 выбрать описание нравов современной М. Булгакову писательской среды. Особое же внимание они должны уделить главе 13, в которой изложена драматическая история Мастера.
Третий урок следует начать с сопоставления писательской судьбы Мастера с жизнью самого Михаила Булгакова. Исходным материалом могут служить уже известные ученикам факты биографии писателя, рассмотренные на первом уроке, и содержание 13-й главы романа.
Затем учитель переходит к проблемам художественного творчества, которые затронуты в книге. Необходимо сразу обратить внимание учащихся на то, как сатирически остро изобразил М. Булгаков литературную и писательскую среду. Для анализа используются вопросы:
– О чем спорят Воланд и Берлиоз в 1-й главе? Чем вызвано обращение к подобной теме?
– Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда?
– Каким было “седьмое доказательство”?
– С чем довелось столкнуться Ивану Бездомному, преследовавшему Воланда?
– Как описывает М. Булгаков Дом, где находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно вслух это описание.
– Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа?
– Как вел себя Иван Бездомный в ресторане? Как он позднее охарактеризовал Рюхина? Какие мысли пробудились у Рюхина под воздействием слов Бездомного?
– Выразительно прочитайте комической диалог Коровьева и Бегемота о писателях перед поджогом ресторана в доме Грибоедова из главы 28. Почему М. Булгаков вложил слова обличения в уста нечистой силы?
– Расскажите историю Мастера. Почему он изложил ее именно Ивану Бездомному?
– Кто организовал травлю Мастера?
– Как отомстила Маргарита его гонителям?
– О ком написал свой роман Мастер? Чем продиктован выбор сюжета и героев?
– Что свело героя с ума? Как он попал в клинику?
– Какие выводы сделал для себя Иван Бездомный после встреч с Воландом и Мастером?
– Чем заканчиваются в романе истории Мастера и Ивана Бездомного?
Подводя итоги работы, учитель говорит о том, что нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни – о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа – бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить. Так и произошло с Мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними ошельмовали его книгу еще до выхода ее из печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище.
Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жизни человечества – распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога – он им не нужен, как не нужен и роман Мастера, и поэтому они так дружно набрасываются на него. Здесь мы наблюдаем явную параллель собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только две были положительными.
И вполне закономерно, что жизнь Дома литераторов сосредоточивается не в дискуссионных залах и литературных студиях, а в ресторане, в котором подручные Воланда устраивают пожар в конце своих московских похождений, лишая ремесленников от литературы их самого приятного и удобного способа времяпрепровождения.
Единственным положительным персонажем, принадлежащим писательской среде, является Иван Бездомный, осознавший, что высокая поэзия не для него, и потому отбросивший псевдоним и ставший профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Но столкновение с могучими мистическими силами наложило отпечаток на всю его последующую жизнь, и время от времени он подвержен приступам необычной тоски, вырывающей его из плена повседневности.
После обобщения изученного учитель предлагает К следующему уроку перечитать главы 19-24 и 29-31 романа М. Булгакова и первую часть “Фауста” Гете, обратив в последнем особое внимание на сцены 7-25, в которых рассказана история Фауста и Маргариты.
Во вступительной части Четвертого урока стоит указать на большой объем аналитической работы, которую необходимо выполнить: ученики должны сопоставить роман М. Булгакова с величайшим произведением И. В. Гете – философской трагедией “Фауст”. Прежде всего имеет смысл обратиться к сходству героев и ситуаций, в которых они оказываются, в обоих произведениях. Урок может быть проведен в форме семинара, во время которого каждая группа учащихся получает проблемное задание.
– Какой эпиграф выбрал для своего романа писатель? Почему именно эти слова Мефистофеля? Какая связь между поступками Воланда и эпиграфом?
– Как вы оцениваете самопожертвование Маргариты? Почему она вступила в сделку с Воландом? Отчего тот произносит слова: “Никогда и ничего не просите”?
– Сопоставьте характеры главных героинь “Фауста” и “Мастера и Маргариты”. Чем булгаковская Маргарита не похожа на кроткую Гретхен Гете?
– Сравните между собой Фауста и Мастера. Чему они оба посвятили жизнь? Отчего Фауст заключил договор с Мефистофелем?
– С какими эпизодами “Фауста” перекликается сцена романа “Бал сатаны”? Какова ее идейно-художественная нагрузка?
– Сравните появление Воланда в романе М. Булгакова с появлением Мефистофеля перед Фаустом в трагедии Гете. Чем булгаковский Воланд не похож на своего предшественника Мефистофеля? В какой момент душевного состояния Фауста появляется Мефистофель?
– Почему в романе Булгакова никто, кроме Мастера и Маргариты, не распознал сатану?
– Сопоставьте слова Воланда о человека в главах 1 и 12 “Мастера и Маргариты” со словами Мефистофеля из “Пролога на небесах” философской трагедии Гете. Что придает убедительность рассуждениям обоих персонажей?
Завершается урок-семинар подведением итогов работы. Характеризуя роль Воланда в романе Булгакова, следует отметить, что он не похож на традиционного искусителя, врага рода человеческого: он наказывает грешников здесь же, на земле, за совершенное зло; жертвами подручных князя тьмы и его самого становятся Степа Лиходеев, Варенуха, Римский и многие другие персонажи книги. В этой связи следует еще раз вернуться к эпиграфу романа и уточнить, как развитие действия углубляет и раскрывает его смысл.
И Воланд, и Мефистофель появляются перед героями в одно и то же время – в час тяжелого душевного кризиса, когда вся предыдущая жизнь кажется напрасной: в такую минуту Фауст подносит к губам кубок с ядом, а Мастер сжигает свое творение. Однако Фауст, будучи истинным сыном века Просвещения, самоотверженно ищет истину и борется с Мефистофелем, одержав победу в этом поединке. Мастер же не встречается с Воландом, вместо него в союз с темными силами вступает Маргарита.
Образ Маргариты приобретает самостоятельное значение, недаром ее имя вынесено в заглавие романа. Это сильная и целеустремленная личность, идущая своим собственным путем. Если кроткая Гретхен Гете наотрез отказалась от союза с Мефистофелем и спасла свою душу ценою жизни, то булгаковская героиня добровольно вступает в сделку с Воландом и гордится этим. Превратившись в ведьму, она играет роль королевы бала сатаны. Поверив ему, она выпивает кубок с питьем и дает отведать Мастеру, после чего оба падают мертвыми. Здесь тот же мотив, что и в “Фаусте”, – и Маргарита и Гретхен являются невольными отравительницами своих близких: “Отравитель!” – шепчут немеющие губы Мастера.
Герой называет себя не писателем, а Мастером, и так же именует его Маргарита. Слово “мастер” в романе употребляется в значении “творец” – именно в таком качестве выступает автор книги о Понтии Пилате и распятии Иисуса Христа. В уединенном подвале Мастера Маргарита узнала не только счастье большой любви, но и радость соучастия в творчестве: завершение книги, которую он создавал, стало смыслом ее жизни.
Но Мастер своими руками уничтожил свое творение, изменил самому себе. Этим поступком он вызвал Воланда, князя тьмы. И тот для овладения душой творца избирает своим орудием Маргариту. В финале романа, когда сброшены шутовские маски, Воланд и его мрачная свита мчатся на лошадях навстречу приближающейся тьме, унося с собой души Мастера и Маргариты. Окончание произведения глубоко пессимистично, оно свидетельствует о том, что человек проиграл поединок силам зла, и в этом смысле окончание “Мастера и Маргариты” является полной противоположностью “Фаусту”, который проникнут верой в силы и возможности человека.
Материалы для обобщающей характеристики образа Воланда можно взять из статьи М. А. Бродского (5).
К Пятому уроку ученики должны перечитать главы 2, 16, 25 и 26, где М. Булгаков описывает историю Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, которая представляет ключевую часть романа “Мастера и Маргариты”.
Пятый урок открывается сообщениями учеников об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на основании текстов Евангелий. Учитель может предложить сравнить канонические евангельские тексты с историей Иешуа Га-Ноцри, изложенной в романе М. Булгакова. (Для сопоставления целесообразно использовать главу 27 “Евангелия от Матфея”, главу 15 “Евангелия от Марка”, главу 23 “Евангелия от Луки”, главу 19 “Евангелия от Иоанна”.) О несовпадении романа с каноническими евангельскими текстами говорится в уже упоминавшейся статье М. А. Бродского; указанный материал может использоваться как обобщение к первой части урока. Затем начинается работа над главами романа Булгакова с помощью вопросов учителя.
– Сопоставьте “евангельские” главы романа Булгакова, рассказывающие историю Иешуа Га-Ноцри, с “Прологом на небесах” из трагедии Гете. Бог, отдающий Фауста в руки Мефистофеля, и Бог, отдающий своего сына на муку, – есть ли здесь параллель?
– Какое место занимает Иешуа в системе образов романа? Почему главы о нем – идейный и философский центр романа Булгакова?
– Каким изображен прокуратор Иудеи в главе 2?
– Какие чувства испытывает он к Иешуа?
– Что вызвало удивление прокуратора в рассказе Иешуа?
– О чем Иешуа спорит с Понтием Пилатом? Как вы понимаете слова Иешуа о том, что не прокуратор властен над его жизнью?
– С какого момента разговора прокуратор почувствовал опасность?
– Почему он утвердил смертный приговор Малого Синедриона?
– Отчего ненавидят друг друга Каифа и Понтий Пилат? Какие отношения связывают их?
– Как описаны страдания Левия Матвея в главе 16? Как он желал помочь Иешуа?
– Почему Пилат не хотел прямо сказать Афранию о своем желании отомстить Иуде?
– Внимательно прочитайте главу 26 “Погребение”. О чем сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после казни?
– Почему прокуратор хочет оказать милость Левию Матвею? Отчего тот не принимает ее?
– В какой момент Левий Матвей смягчается?
– Каков финал судьбы Понтия Пилата?
– Почему в последней главе романа сходятся все сюжетные линии?
Характеризуя христианско-евангельскую сюжетную линию книги Булгакова, учитель может воспользоваться статьями А. Кораблева (6) и Л. Ф. Киселевой (7).
Готовясь к последнему уроку, ученики должны подумать над тематикой и идеей романа М. А. Булгакова и определить их своими словами.
Шестое, последнее занятие строится как урок-обобщение. Начинается он с беседы по содержанию всего произведения.
– Как вы поняли финал романа Михаила Булгакова?
– В чем заключается главная идея произведения?
– Как в романе решается вопрос о вечных человеческих ценностях?
– Как решена в романе проблема художника и власти?
– В чем своеобразие композиции произведения?
– Какие особенности стиля писателя вы можете перечислить, прочитав роман? Каковы особенности повествования в каждой сюжетной линии?
– Какую лексику использует писатель, изображая Москву 30-х годов? Как изменяется поэтический синтаксис писателя, когда повествование уходит в далекое прошлое, в новозаветные времена?
– Сравните свои первоначальные впечатления от романа с тем, что вам в нем открылось после завершения анализа. Как изменилось ваше восприятие книги Булгакова? Что осталось непонятным?
После беседы с учащимися следует обобщающая лекция учителя, в которой говорится о своеобразии композиции романа, мастерстве сатирических обобщений, богатстве тематики и глубине идейного содержания.
Главная книга М. А. Булгакова отличается сложностью сюжетного построения, в ней переплетаются истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, Ивана Бездомного, присутствуют реминисценции из “Фауста” Гете, описаны похождения Воланда и его свиты в Москве и их влияние на судьбы второстепенных персонажей. Все это не только создает неповторимый облик произведения, но и затрудняет его восприятие.
В романе в полной мере проявилось мастерство сатиры Булгакова. Многие сцены книги, в частности проделки Коровьева, Бегемота и Азазелло, вызывают смех, особенно в главе 12, где в великолепной гротескной манере описаны сцены в “модном дамском магазине”. Противостоять подручным Воланда никто не в состоянии, ведь согласно господствующей атеистической идеологии, нечистой силы просто не существует. Кроме того, подавляющее большинство персонажей “Мастера и Маргариты” не без оснований может быть названо “мертвыми душами” – они окаменели в ограниченности раз и навсегда затверженных догм.
Нельзя не отметить, что Воланд Булгакова – фигура любопытная, он не лишен благородства, выступает в роли защитника порядка, наказывает злых и несправедливых. В такой трактовке образа зла заключена великая прозорливость Булгакова, он изобразил в романе особый мир – Порядок без милосердия, силу без доброты, жестокость без справедливости. Писатель вскрывает глубинную, сатанинскую природу сталинской власти, которая основана на антигуманных принципах, и понадобились долгие и долгие годы, прежде чем открылась ее истинная суть.
Трагически одинока в романе фигура Иешуа Га-Ноцри, воплощающая добрые начала жизни. В нем есть простая и твердая сила, он отвергает всякие компромиссы с властью, хотя прекрасно понимает, что это грозит ему смертью. Его великий пример подвигнул Мастера к созданию романа, однако человеческая слабость помешала герою выдержать до конца свой путь на Голгофу, он сломлен. Он жаждет лишь одного – покоя, и покой милостиво дарован ему на последних страницах романа. Мастер так же одинок среди людей, как и Иешуа, лишь Маргарита и Иван Бездомный оказались в состоянии понять его. Таким образом, книга Булгакова – это еще и роман о трагическом одиночестве мастера-творца в этом мире.
В конце урока, после обобщающей лекции учителя, предлагаются следующие примерные темы сочинений:
1. Трагедия Мастера и Маргариты.
2. Мастерство Булгакова-сатирика в романе “Мастер и Маргарита”.
3. Как я понимаю общечеловеческий и философский смысл романа Булгакова “Мастер и Маргарита”.
4. Фаустовская тема в романе “Мастер и Маргарита”.
5. Диалектика добра и зла в романе Михаила Булгакова.
Вы читаете: Роман “Мастер и Маргарита” в школьном изучении