Развитие речи “Осенние цветы”
Урок развития речи
Тема Этюд “Цветы последние милей роскошных первенцев полей”
Цели Учить наблюдать; выражать в речи свои впечатления от природы; познакомить с образцами описания цветов в
Художественной литературе. Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование Букеты цветов, дидактический материал, магнитозапись, видеозапись,
Словарь, слайды.
План – конспект
Вступление Налетели ветры с севера. Наступают холода… Порывистый ветер
(На фоне звуча – сбрасывает последнее убранство, крутя в воздухе легкие иссохшие
Щего вальса) листья разных цветов. Он расстилает их по мокрой земле. Однако, в садах, хоть все позже восходит солнышко и
Все раньше заходит, еще стойко держатся отдельные виды цветов. И сегодня мы с вами скажем много теплых слов
Этим последним цветам
уходящего года, споем песнь им во славу их жизни на земле.
Обращение к “Цветы последние милей роскошных первенцев полей” – сказал Пушкин
Теме (запись в
Тетрадь)
Словарь: Первый взгляд на цветок – и возникает первый набросок, подготовительный набросок
Этюд, икебана,
Композиция Второе слово – икебана. Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид
Искусства. Так называется не только искусство составления букета, но и сам букет. О направлениях икебаны вы
Можете узнать у Татьяны Алексеевны.
Третье слово обозначает построение.
Обращение к В процессе работы вам необходимо знать правописание названий цве –
Детям тов.
( Слайд 1)
Цветы осени Цветы с незапамятных времен украшают жизнь человека. Они поража –
(Слайды 2-8) ют своим изяществом, формами, разнообразием ярких расцветок.
На фоне вальса
Люди древнего мира не знали букета, зато венки и гирлянды использовались у них во множестве, обозначая и праздничное поздравление, и сердечный подарок, и глубокое уважение.
Четыре столетия назад во Франции появился букет, который вытеснил венки и гирлянды. В течение многих лет цветы в букетах насаживались на проволоку. Составить красивый букет – это искусство. В Японии, например, каждая девушка должна овладеть тайнами составления букета: В Японском доме самый большой цветок обозначает мужа, цветок поменьше – жену, а другие цветы – остальных членов семьи. Поэтому гость кланяется сначала букету, а потом уже хозяину дома.
Пусть же всегда они сопутствуют нашей жизни!
Видео – О цветочных легендах
Вставка
Напишем в учебный канал Украины? Давайте продолжим разговор, начатый ведущими программы и заслуженным артистом
Украины Степанковым Константином о цветочных легендах.
Обращение к Не забывайте, что говорящий – всегда мыслящий.
Лозунгам: … У
Меня другое мне – Кто желает начать?
Ние… Я обрати-
Ла внимание… Ребята, какие стихи подобрали о последних цветах уходящего года?
Прошу слова…
Молодцы, ребята, у вас есть что написать в учебный канал о красивых
Цветах.
Д. М. 8 кл. стр. А вот автор Солоухин, текст которого вы найдете в дидактическом ма-
33 № 34 териале говорит, что… (читается текст) некрасивых цветов нет…
Вот так проявляется умение наблюдать и описывать виденное, подбирая для этого наиболее яркие и точные слова.
Однажды А. С. Пушкин, открыв какую-то книгу, увидел цветок и написал:
Цветок, засохший, безуханный
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
Сама жизнь давала поэту материал не только для вдохновения, но и для размышления.
Поразмышляем и мы…
Завершена работа по созданию I, II раздела учебного пособия по развитию речи. Я попрошу главного редактора осведомить о результатах работы.
В наш художественный совет поступило три образца титульного листа нашей книжки. Мы выбрали работы ______________________________
В I раздел мы включаем иллюстрации цветов, рисунки и высказывание о цветах. Лучшими мы считаем работы __________________________
Во II раздел мы включаем сказки и легенды о цветах всех учащихся, но
Лучшими сказками были у ______________________________________
Мы рекомендуем послушат
Учитель Корректоры, цензор по содержанию, выполнены ли требования к сказ-
Кам?
Да, в сказки введен диалог, сравниваются цветы по форме, цвету, размеру. Употреблялись слова в переносном значении. Использовались глаголы, называющие цвет. Избрали художественный стиль. Ошибок в оформлении диалога, прямой речи нет, орфографические ошибки есть отдельные. Мы считаем, что работы хорошие. Работы заслуживают оценки “__”
Учитель Я согласна, что работы заслуживают оценку “__”, а работы остальных
Ребят…
Главный Кроме того, мы решили включить в этот сборник в качестве творческо-
Редактор го примера сказки прошлых лет, например, нашей учительницы, быв-
Шей ученицы школы, Шульги Светланы Николаевны.
Магнитозапись
Учитель Спасибо, Саша! Вы, ребята, согласны с ним?
Каждый цветок у наших сказочников хорош по-своему.
А теперь попробуйте описать цветы, составляющие наш общий букет.
Подберите красивые эпитеты при описании формы и цвета.
Высказывания – Великолепные последние цветы. Любуюсь гордой и пышной хри –
Учащихся зантемой…
– В центре пестренький георгин, когда-то красовавшийся на клумбе, а теперь немного завянувший. Его нежные лепестки от середины желтые, затем красноватые, бордовые. Природа не пожалела красок.
– Рядом огненный ноготок, с гладкими продолговатыми лепестками, кажущимися крохотными язычками пламени. Недозревшие семена очень интересной формы: как калачики.
– Выделяется своей красочностью пушистая головка махровой астры, которую часто воспевают поэты, как последний подарок лета.
– Дополняет букет мягкая зеленая ветвь. Радуют глаз эти осенние цветы, но в тоже время навевают грусть. Скоро зимней вьюгой они будут погублены.
Учитель Какие есть цветы в ваших букетах, кроме названных? Где росли? Что
Видели? Что слышали? Чем пахнут?
– У меня кисть рябины, обсыпанная пурпурными ягодами, горькими на вкус.
Пристроилась веточка тополя с желтыми, чуть золотистыми листочками. Будто щедрое солнышко вдохнуло свою живительную силу в эти упругие листья.
– Когда роза раскрывает свои лепестки, кажется, что утренняя роса оставила на них несколько чистых прозрачных слезинок.
– У меня засохшая веточка розы темно-багровая с лиловым оттенком на круглых, с острыми зазубринками листьях.
– У меня яркие, алые гроздья калины перегибаются под тяжестью нежных плодов.
– У меня бархатцы… Я восторгаюсь их окраской и бархатными листочками. Они самые красивые.
– А у меня гвоздики… Извини, Ира, у меня самые красивые гвоздики.
Учитель Мы видим, что яркая гамма цветов радует. Особенно, когда на улице
Все больше серых и черных тонов. Из ваших высказываний убежда –
Ешься, что “цветы последние милей…”
В процессе нашей работы Сидовцы выписали ряд слов, которые можно использовать в сочинении.
(Слайд 9 ) Запишите их.
Учитель Ребята! Планы на доске рекомендательные. Посмотрите, как составили
Их и составьте свой: или простой, или сложный.
Очень часто ребята затрудняются, как начать сочинение. В этом вам
Поможет учебник и материалы стенда “Литература и ты”.
(Слайд 10)
Пусть покажется вам скромный букет каким-то значительным. Найдите в нем что-то такое, чего не замечали раньше. Покажите, что “цветы последние милее…”
Продолжать и заканчивать работу вы будете дома. Закончив ее, подарите кому-нибудь цветы. Вас спросят: “Что за праздник?”
А вы скажите:
Просто, нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
(Н. Старшинов)
Творческих дерзаний вам!
Сегодня на уроке работали отлично:
Чуть хуже говорили __________________________________________
Они заслуживают оценки “__”
Творческая группа в составе: ___________________________________
Поработали отлично.
Д/з Сидовцам, корректорам обработать легенды и отправить в учебный ка-
Нал. У вас есть время для записи рабочих материалов. Пусть музыка
Поможет вам в работе.
Вы читаете: Развитие речи “Осенние цветы”