Ответы на задания III тура заключительного этапа IX Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Задания см.: Литература. 2004. № 21. Ответы даны в виде, полученном редакцией от жюри Олимпиады.

1. Определите произведение, из которого взято описание природы. Назовите автора.

1) А. С. Пушкин “Метель”.

2) Н. В. Гоголь ” Тарас Бульба“.

3) Н. В. Гоголь “Мертвые души”.

4) Н. М. Карамзин “Бедная Лиза”.

5) М. Ю. Лермонтов ” Герой нашего времени“.

2. Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) ” Ревизор“, Н. В. Гоголь.

Б) “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов.

В) “Пиковая дама”, А. С. Пушкин.

Г) “Выстрел”, А. С. Пушкин.

Д) “Барышня-крестьянка”, А. С. Пушкин.

3. Проанализируйте стихотворение А. Н. Майкова “Осенние листья по ветру кружат…”. Определите своеобразие стихотворной формы, стилистические приемы, жанровые особенности.

Какова основная мысль стихотворения?

Определите позицию автора.

Философская лирика.

Тема стихотворения – восприятие окружающего мира, жизненных невзгод и трудностей – раскрывается на противопоставлении аллегорических образов осенних листьев и царственного леса.

В основе композиции – антитеза.

Стихотворение состоит из двух строф.

Четкий ритмический рисунок находится в гармоничном единстве с лексикой.

Размер – амфибрахий.

Первая строфа. Образ осенних листьев передает суетность людей, их пассивность перед трудностями. Это подчеркивается выбором лексики: “ветер”, “тревога”, “гибнет”, “кружат”, “вопят”, существительное “конец” усиливает безысходность.

Лексическая анафора в первых двух строках выражает состояние волнения, суеты. Повтор в третьей строке передает паническое настроение. Напряженный эмоциональный фон усиливается восклицательными предложениями и обращением: “о лес наш родимый” (ср. плач в русском фольклоре).

Мужская, закрытая, парная рифма отражает ритмическую жесткость.

Вторая строфа. Образная и ритмическая структура меняется. Эпитет “царственный” в первом стихе перестраивает эмоциональный фон: на смену тревожного состояния осенних листьев приходит уверенность царственного леса. Изменению настроения способствует инверсия в первой строке.

Эпитеты “могучие”, “суровые” не создают ощущение страха, а наоборот, придают уверенность и масштабность образу леса.

Контраст внутри строфы: “темная лазурь суровых небес” – “новая весна”, воплощает не противоборство, а терпеливое ожидание, которое выражено в олицетворении “спеленали”. Временность жизненных трудностей, уверенность в новой весне подчеркиваются плавным, спокойным ритмом и переходом в двух последних стихах на открытую рифму.

Передаче спокойствия в восприятии окружающего мира помогает стилистическая структура второй строфы. Если первая строфа состоит из предложения с прямой речью, содержащей восклицания, то во второй строфе – два повествовательных предложения.

4. Назовите чин и звание литературного персонажа.

Грибоедов А. С. “Горе от ума”:

Скалозуб (полковник )

Кузьма Петрович (придворный чин с 1809 г. – звание камергера: “Покойник был почетный камергер”)

Молчалин (коллежский асессор: “…дал чин асессора и взял в секретари”, соответствует армейскому чину майора – 8 класс)

Пушкин А. С.

“Станционный смотритель”:

Самсон Вырин (коллежский регистратор: “…сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда”)

“Дубровский”

Троекуров (отставной генерал-аншеф)

Андрей Дубровский (поручик гвардии)

Гоголь Н. В.

“Ревизор”:

Хлестаков (коллежский регистратор, 14 класс, Осип: “Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой”)

Шпекин (надворный советник, 7 класс)

“Шинель”:

Башмачкин (“вечный титулярный советник”, 9 класс, соответствует штаб-офицерским чинам в армии)

“Нос”:

Ковалев (коллежский асессор, 8 класс, майор)

Нос (статский советник, 5 класс, в мундире статского советника в Казанском Соборе, соответствует отмененному в 1799 году армейскому чину бригадира – среднему между полковничьим и генеральским)

“Женитьба”:

Подколесин (надворный советник, 7 класс)

“Мертвые души”:

Чичиков (отставной коллежский советник, 6 класс, соответствует полковнику)

Лермонтов М. Ю. “Герой нашего времени”:

Максим Максимыч (штабс-капитан)

Печорин (“…господин прапорщик”)

5. Соотнесите имена русских писателей и названия учебных заведений, в которых они учились.

Казанская гимназия – Г. Р. Державин

Царскосельский лицей – М. Е. Салтыков-Щедрин

Тобольская гимназия – П. П. Ершов

Московская славяно-греко-латинская академия – М. В. Ломоносов

Московский университет, благородный пансион – В. А. Жуковский

Московский университет, гимназия – Д. И. Фонвизин

6. Назовите 4 романса М. И. Глинки на слова А. С. Пушкина.

“Я помню чудное мгновенье”, “Я здесь, Инезилья”, “Не пой, красавица, при мне”, “Заздравный кубок”, “Ночной зефир”, “В крови горит огонь желанья”, “Признание”, “Мэри”, “Где наша роза”

10-й класс

1. Определите произведения, из которых взяты следующие пейзажи. Назовите авторов.

1) Н. С. Лесков “Человек на часах”.

2) И. А. Гончаров ” Обломов“.

3) И. С. Тургенев “Бежин луг”.

4) Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”.

5) А. П. Чехов “Крыжовник”.

2.Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) “Медный всадник”, А. С. Пушкин.

Б) “Преступление и наказание”, Ф. М. Достоевский.

В) “Чайка”, А. П. Чехов.

Г) ” Отцы и дети“, И. С. Тургенев.

Д) “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов.

4. Назовите чин и звание литературного персонажа.

Достоевский Ф. М.

“Бедные люди”:

Макар Девушкин (титулярный советник, 9 класс)

“Преступление и наказание”:

Мармеладов (титулярный советник, 9 класс, соответствует штаб-офицерским чинам в армии)

Лужин (надворный советник, соответствует подполковнику, 7 класс)

Тургенев И. С.

“Отцы и Дети“:

Павел Петрович Кирсанов (“…на 28 году от роду… уже был капитаном, блестящая карьера ожидала его”, соответствует армейскому подполковнику)

Гончаров И. А.

“Обломов”

Обломов (отставной коллежский секретарь, 10 класс)

Штольц (надворный советник, “…в службе за надворного советника перевалился”, 7 класс)

Толстой Л. Н.

“Война и мир”

Андрей Болконский (в 1805 году – капитан гвардии, в 1811 – полковник, что соответствовало капитану гвардии, произведен в придворное звание камергера)

Пьер Безухов (в 1811 году произведен в придворное звание камергера)

5. Назовите имена издателей и редакторов следующих журналов:

Библиотека для чтения (1834-1865)

Первый издатель – А. Ф. Смирдин,

1834 – 48, редактор – О. И. Сенковский (до 36 совм. с Н. И. Гречем)

1848-56 – А. В. Старческий,

1856 – 60 – А. В. Дружинин,

1860-63 – А. Ф. Писемский,

1863-65 – П. Д. Боборыкин.

Вестник Европы (1802 – 30)

1802-03 – редактор Н. М. Карамзин

1804 – редактор П. П. Сумароков

1808-09 – редактор В. А. Жуковский

1814 – В. В. Измайлов

1805-07, 1811-13, 1815-30 – М. Т. Каченовский и др.

Отечественные записки

1820-30 – издатель П. П. Свиньин

1839-1866 – изд. А. А. Краевским, в 40-е годы ведущую роль играет В. Г. Белинский

1868-84 – под ред. Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. З. Елисеева (с 1877 г. Н. К. Михайловского)

Современник

1836 – издавался А. С. Пушкиным

1838-46 – издавался П. А. Плетневым

1847-66 издатели Н. А. Некрасов и И. И. Панаев)

Сын Отечества

1812 – 44, 1847-52. Издатели-редакторы Н. И. Греч (основатель), А. Ф. Воейков, Ф. В. Булгарин, К. П. Масальский, А. В. Никитенко и др.

Телескоп

1831-36 – издавался Н. И. Надеждиным,

35-36 – соредактор В. Г. Белинский, закрыт за публикацию 1-го “Философического письма” П. Я. Чаадаева)

Москвитянин

1841 – 56 – издавался М. П. Погодиным

Русский вестник

1856 – 1887гг – издатель-редактор М. М. Катков

6. Назовите романсы М. И. Глинки на слова М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, А. Дельвига

М. Ю. Лермонтов: “Слышу ли голос твой”, “Молитва” (“В минуту жизни трудную”)

Е. А. Баратынский: “Не искушай меня без нужды”

А. Дельвиг: “Только узнал я тебя”, “Не осенний частый дождичек”.

11-й класс

История и теория литературы, культура

1. Определите произведения, из которых взяты следующие пейзажи. Назовите авторов.

1) И. А. Бунин ” Господин из Сан-Франциско“.

2) М. Горький “Макар Чудра.

3) М. Горький “Старуха Изергиль”.

4) А. П. Платонов “Сокровенный человек”.

5) М. А. Шолохов ” Судьба человека“.

2. Определите название произведения и автора по названным реальным историческим лицам.

А) “На дне”, А. М. Горький.

Б) “Белая гвардия”, М. А. Булгаков.

В) “Облако в штанах”, В. В. Маяковский.

Г) “Господин из Сан-Франциско”, И. А. Бунин.

Д) “Три сестры”, А. П. Чехов.

4. Назовите чин и звание литературного персонажа.

Чехов А. П.

“Толстый и тонкий”:

Тонкий (коллежский асессор, 8 класс)

Толстый (тайный советник, 3 класс)

“Попрыгунья”:

Дымов (титулярный советник, 9 класс)

“Палата № 6”:

Громов (отставной губернский секретарь, бывший судебный пристав, 13 чин)

Шолохов М. А.

“Тихий Дон”:

Петр Мелихов и Илья Бунчук (выслуживаются из рядовых казаков в хорунжии, низший офицерский казачий чин)

Григорий Мелихов (хорунжий, после соединения с белой армией командует сотней и получает чин сотника в казачьих войсках, 12 класс, соответствует поручику)

5. Соотнесите поэтов и их книги:

М. И. Цветаева “Версты”

Н. А. Клюев “Сосен перезвон”

А. А. Ахматова “Подорожник”

И. Ф. Анненский “Кипарисовый ларец”

И. А. Бродский “Остановка в пустыне”

Н. А. Заболоцкий “Столбцы”

Н. М. Рубцов “Душа хранит”

6. Назовите оперу М. И. Глинки, написанную на основе произведения А. С. Пушкина. Укажите год постановки, автора либретто.

От редакции “Литературы”. Ответа на этот вопрос в полученном нами от жюри электронном файле не было. Так что оставляем право на разгадку за читателями. Равно как и оценку предлагавшихся школьникам вопросов, а также предусмотренных ответов, в частности – написание фамилии династии шолоховской эпопеи: правильно – Мелехов. Надеемся с вашим участием вернуться к обсуждению перспектив литературных олимпиад в России, их содержания и формы.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Ответы на задания III тура заключительного этапа IX Всероссийской олимпиады школьников по литературе - Новые сочинения


Ответы на задания III тура заключительного этапа IX Всероссийской олимпиады школьников по литературе