Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

…Прошедшего житья подлейшие

Черты.

А. С. Грибоедов

Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии “Горе от ума”,

Идеолог старой барской Москвы – появляется перед читателем и зрителем в тот момент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и аморальное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при появлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает

своим “монашеским” поведением.

Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов – знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими “тузами”, как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, графини Хрюмины, “не нынче – завтра генерал” Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный Дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклонник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ

жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?

Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя “к крестику иль к местечку”, иметь возможность “порадеть родному человеку”. Достойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что “по отцу и сыну честь”, самодовольно заявляет:

Будь плохонький, а если наберетсяДуш тысячки две родовых, Тот и жених.

Отношение к службе у него тоже своеобразное:

А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой:Подписано – так с плеч долой!

О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова – только средство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника – умение “обойтись” с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.

Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екатерининского времени. Этот важный барин “на золоте едал”, “езжал-то вечно цугом”, имел “надменный нрав”. “Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”, становился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который “на богатой был женат, переженил детей, внучат”. Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.

Воспитание молодого поколения – одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опасность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:

…уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России “французским” воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учителей “побродягами”. Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания старшим. “Учились бы, на старших глядя”, – внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.

Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и боится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать “старшим”, а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят “служить делу, а не лицам”, отказываются “прислуживаться”. Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу “карбонари”, “опасным человеком”, кричит: “Он вольность хочет проповедать!”, “Да он властей не признает!” Причины его беспокойства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые являются основой благополучия Фамусова и его сторонников.

К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство – вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный страстными нападками Чацкого на “век минувший”, Фамусов с готовностью подхватывает и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя достаточно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется… Конечно, Фамусова волнует, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”, и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. “В работу вас! На поселенье вас!” – это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар “качеством силы свежей” (И. А. Гончаров).

Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое время, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России – декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заискивания, яркой, колоритной речью, незабываем.



Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” - Школьные сочинения


Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”