Михайло Васильович Ломоносов

Челюскинская ОШ І-ІІІ Ступеней

Учитель математики: Березина Н. В.

Внеклассное мероприятие, посвященное М. В. Ломоносову:

“Науки юношей питают”.

Цель : познакомить учащихся старших классов с жизнью и творчеством великого ученого М. В. Ломоносова, раскрыть масштабность его личности; развивать меж предметные связи математики и химии, физики, литературы, изобразительного искусства; обучать учащихся использованию современных компьютерных технологий для получения необходимой информации и умению оперировать ею в соответствии с собственными потребностями; воспитывать желание к самосовершенствованию.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная доска (экран), сканворд, криптограмма.

Ход мероприятия.

Учитель:

19 ноября день рождения великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Его имя мы называем одним из первых в ряду замечательных представителей науки и культуры. Он и Художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, как бы заглянувший вперед и предугадавший значение Северного морского пути, и замечательный геолог, физик, химик, математик и поэт, который открыл новые способы стихосложения.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладком и в труде.

Выступления учащихся + презентация

Детство М. В. Ломоносова

Осенью 8 ноября (по новому стилю – 19 ноября) 1711 года жена крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына – Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне – село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на острове Куростров в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.

Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке – Михайло Ломоносове – написал Борис Викторович Шергин: ” Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне… Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная “Чайка” Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната – нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: “До свиданья, дожидаться недосуг””.

Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: “Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы – затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей”.

Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого ученого. Здесь в помине не было манголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.

Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: “У солнца свет самородный? А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские… А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?”

Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:

Достигло дневное до полночи светило,

Но в глубине лица горящего не скрыло,

Как пламенна гора казалось меж валов

И простирало блеск багровый из-за льдов.

Среди пречудныя при ясном солнце ночи

Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:

Стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,

Трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,

Чувство языка, способности к изучению иностранных языков,

Осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,

Терпимость к неразумному поведению окружающих,

Беспричинные вспышки ярости,

Смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,

Преобладание гордыни над разумом,

Гибкость в принятии решений,

Неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,

Упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,

Работоспособность, нередко во вред своему здоровью,

Готовность принять ответственность за многие решения,

Глубина мышления и в то же время поверхностность,

Гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,

Неумение вести хозяйство и планирование производства,

Неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,

Страстное желание к познанию нового.

На протяжение всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко – какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!

Учитель:

Один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, великий химик, физик, М. В. Ломоносов оставил ряд трудов по металлургии, горному делу, имевших большое значение для развития промышленности. Он известен как талантливый инженер и педагог, один из создателей первого в стране университета, который сегодня носит его имя.

Все, что до этого было в науках – гидравлика, аэрометрия, оптика и других – темно, сомнительно и недостоверно, математика же сделала все ясным, верным и очевидным.

М. В. Ломоносов

Выступление учащихся + презентация

Научная деятельность

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия-вот те области, в которых Ломоносов ученый оставил свой след.

Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.

В 1741 году Михаил Васильевич написал сочинение, изумившее всех своим названием: “Элементы математической химии”. Химия и математика! Современникам Ломоносова одно сопоставление этих слов казалось нелепым.

– Математическая химия – раздел теоретической химии, область исследований, посвященная новым применениям математики к химическим задачам. Важнейшую роль в математической химии играет моделирование.

В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи – один из основных законов природы. В истории закона сохранения энергии и массы Ломоносову по праву принадлежит первое место.

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, – оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже “камни, как вода, кипят”. Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

Значительна роль Ломоносова в создании русского научного языка. Этот язык у нас начал появляться лишь при Петре I, и представлял собой почти исключительно заимствования из иностранного: каждый специалист пользовался немецкими, голландскими, польскими и латинскими словами для обозначения технических вещей, словами, непонятными другим.

М. В. Ломоносов – автор поэм, трагедий, сатир, но самым любимым жанром была ода. Написано более 20 од. ” Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”(1743). “Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 год”.

Начал систематические занятия русской историей. Ему стали давать на отзыв написанные разными авторами исторические работы, в частности многотомную “Историю Сибири” Г. Ф. Миллера. А когда в составе Академии появилось Историческое собрание, Ломоносов был назначен его членом. Пишет научно-исторический труд “Древняя Российская история”.

Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды)

Даже сделав краткий обзор деятельности Ломоносова, диву даешься: как только успевал? И это при ежедневных занятиях со студентами или собственных исследованиях.

В 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет. По точному и ставшему крылатым изречению А. С. Пушкина, сам М. В. Ломоносов явился для русского народа “первым нашим университетом”.

М. В. Ломоносов создал ряд учебных пособий, явившихся новым словом в отечественной педагогике и методике и заменивших учебники эпохи Л. Магницкого. Они охватывали и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины, перечень даже основных из них внушителен: “Краткое руководство к риторике” , “Риторика” , включающая хрестоматию русской и зарубежной литературы, “Российская грамматика” , выдержавшая одиннадцать изданий и переведенная на все основные европейские языки, учебник истории “Краткий Российский летописец с родословием”, учебные пособия по истории “Древняя Российская история” и “Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому” , а также учебные книги по химии и физике.

Значение деятельности М. В. Ломоносова и его учеников в развитии российского просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые своей деятельностью убедительно показали, что наука должна быть поставлена на службу Отечеству и народу.

Учитель:

В современном мире очень важно использовать компьютерные технологии для получения необходимой информации и применять их в соответствии с требованиями современного общества, что неоднократно демонстрировали ребята. Поэтому сейчас, как обобщение, Козырь Ярослав представит свою работу о жизни и творчестве М. В. Ломоносове.

Учитель:

Сегодня вы много узнали о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Не пора ли применить свои знания? Мы подготовили для вас сканворд.

1

А

Б

С

Д

П

Г

М

И

Х

А

И

Л

Ч

2

П

Р

Д

В

И

Н

А

У

К

Е

Н

Г

Ш

3

В

К

У

Р

О

С

Т

Р

О

В

П

Р

О

4

К

Е

Н

Г

Ш

С

Е

В

Е

Р

Л

Д

Ж

5

Й

Ц

У

К

Е

Н

М

О

С

К

В

А

Ч

6

Л

Р

Т

П

О

Д

А

З

Е

С

И

В

Р

7

А

Р

И

Ф

М

Е

Т

И

К

А

У

К

Е

8

Я

Ч

С

М

И

Х

И

М

И

Я

Е

Н

Г

9

Ф

Ы

Р

Ы

Б

А

К

В

А

П

Р

О

Л

10

А

П

Н

М

О

З

А

И

К

А

К

Е

Н

1. Как звали Ломоносова?

2. На берегу какой реки родился и вырос Ломоносов?

3. Как назывался остров, на котором родился Ломоносов?

4. Родина Ломоносова – Беломорский…

5. Город, в котором 1755 году был основан первый российский университет?

6. Любимый поэтический жанр Ломоносова?

7. Как называлась книга Леонтия Магнитского, по которой Ломоносов Осваивал азы математических наук?

8. Одна из работ М. Ломоносова называлась “Математическая…”

9. Профессия отца Ломоносова?

10. Вид изящных искусств?

Учитель: Найдите в сканворде, о какой науке Ломоносов сказал, что ее “Уже за тем учить следует, что она ум в Порядок приводит”.

Для вас несколько криптограмм, расшифруйте их и процитируйте высказывания Ломоносова о математике.

1

2

3

4

5

6

1

А

Б

В

Г

Д

Е

2

Е

Ж

З

И

Й

К

3

Л

М

Н

О

П

Р

4

С

Т

У

Ф

Х

Ц

5

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

6

Э

Ю

Я

1. 14, 13, 61, 53, 44 ,42, 32, 42, 62, 21, 61, 32, 23, 11, 24, 61, 23, 11, 24, 42, 62, 42.

2. 54, 42, 23, 42, 36, 53, 63, 11, 31, 11, 36, 63, 34, 62, 11, 44, 42, 32, 42, 62, 42, 23, 11, 24, 61, 23, 11, 24, 42, 62, 11, 61, 12, 41, 13, 11, 32.

1) Слеп физик без математики.

2) Химия – правая рука физики, математика – ее глаз.

Узнав сегодня много нового о гениальном ученом М. В. Ломоносове, я думаю, вы поняли, почему математику учить следует?

Надеюсь, что вы будите применять свои знания на практике, стремиться к познанию и самосовершенствованию, следуя примеру великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Михайло Васильович Ломоносов - Школьные сочинения


Михайло Васильович Ломоносов