“Звезда пленительного счастья”

Видеоурок

В 7-м классе на уроке литературы впервые происходит разговор о восстании декабристов. Без рассказа об эпохе и участниках восстания невозможно приступать к изучению поэмы Н. А. Некрасова “Русские женщины”. Тема очень интересна ученикам, и просмотр фильма Владимира Мотыля “Звезда пленительного счастья” как нельзя более кстати. Мне кажется, что смотреть на уроке весь фильм не стоит по нескольким причинам. Первая – традиционная – отсутствие времени. Вторая – фильм целиком воспринимается в этом возрасте далеко не всеми детьми, не хватает подготовленности. Третья – обязательно требуются комментарии. Поэтому мне показалось уместным просмотреть и обсудить эпизоды из фильма.

Начать урок можно с первых десяти минут фильма, чтобы сформировать восприятие, проникнуться атмосферой эпохи. Этому способствуют и музыка к известному романсу на стихи Булата Окуджавы, и ряд рисунков, представленных в начале картины. А потом можно предложить для просмотра выбранные мною эпизоды.

Результат урока – очередь за диском. И это было приятнее всего.

I. Вступительное слово учителя

Дорогие ребята, мы закончили с вами беседу по поэме Н. А. Некрасова “Русские женщины”. При этом мы много говорили о том историческом событии, которое называют восстанием декабристов и которое послужило началом целой эпохе. Мы решили с вами, что то, что сделали жены декабристов, можно назвать подвигом. Читать поэму Некрасова было интересно, и самое главное, у многих появилось желание побольше узнать о самом восстании декабристов, о судьбах его участников, об эпохе в целом.

Уже два столетия эти вопросы интересуют многих историков, литераторов, и режиссеров в том числе. В 1975 году режиссер Владимир Мотыль снял фильм, который назвал строчкой из стихотворения А. С. Пушкина – “Звезда пленительного счастья”.

II. Просмотр эпизодов и беседа

1. 00.00-10.00 мин. Начало фильма. Разговор Волконского с женой

– Мы просмотрели начало фильма. Скажите, что вам понятно из просмотренного? Кто герои?

(Сергей Григорьевич Волконский и его жена Мария Николаевна Раевская-Волконская.)

– Речь идет о бумагах, о письмах А. С. Пушкина. Почему? Кто такой Николай Николаевич?

(Раевский – генерал, герой войны 1812 года.)

– О чем идет разговор на заседании тайного общества? Кто его участники? (В фильме играют лучшие артисты отечественного кино. Нужно назвать их имена: И. Костолевский, И. Купченко, А. Баталов, О. Янковский, О. Даль и др.).

– Волконский говорит жене: “Ты постараешься понять нас?” А вы понимаете, о чем идет речь?

2. 18.00-23.12 мин. Арест Трубецкого. Сцены восстания

– Кто герои этого эпизода?

(Сергей Петрович Трубецкой и Екатерина Ивановна Трубецкая.)

– Что происходит?

(Арест Трубецкого, сцены восстания. Николай I в растерянности, солдаты тоже. Александр I умер, а Николаю I еще не присягали.)

3. 55.55-56.45 мин. Диалог Волконского с Николаем I

– О чем говорит Сергей Григорьевич Волконский с царем? В чем, по его мнению, несчастье страны?

(Жить нужно по закону, а не по прихотям царя.)

– Можно ли назвать Волконского смелым человеком, человеком чести?

4. 58.00-59.59 мин. Разговор Волконской с братом

– Что знаем мы из поэмы Н. А. Некрасова о том, как родные скрывали от Марии Николаевны правду о муже? (Можно зачитать.) Почему Волконская благодарит брата?

(Любая мука лучше неизвестности.)

5. 01.43-01.46 мин. Обед в семье Раевских

– Как относится семья Раевских к решению Марии поехать вслед за мужем? Чувствует ли Мария Николаевна поддержку? Трудно ли ей принимать решение в такой ситуации? Что можно сказать о характере этой женщины?

6. 02.03-02.06 мин. Отъезд Волконской

– Отец сказал Волконской: “Я прокляну тебя, если ты не вернешься через год”. Вернулась ли она?

7. 02.17-02.23 мин. Диалог губернатора Цейдлера с Трубецкой

В фильме несколько эпизодов, в которых показана встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором Цейдлером. Иннокентий Смоктуновский замечательно играет злодея, последнего на пути следования Трубецкой к месту ссылки мужа, который выполняет волю государя. Почему так нужно было царю остановить Трубецкую? Какие чувства испытывает герой Смоктуновского?

8. 02.29-02.31 мин. Встреча Волконской с мужем

В записках М. Н. Волконской сказано, что встреча произошла не в руднике, а в комнате, правда, на второй день после приезда Волконская действительно спускалась в шахты. Но и Н. А. Некрасов, и В. Мотыль сцену встречи Волконской с мужем увидели по-другому.

9. Помимо истории жизни Волконской и Трубецкой в фильме есть и другая история.

Полина Гебль, француженка, в православии Екатерина Егоровна Анненкова, поехала в Сибирь вслед за поручиком Анненковым, который мужем ей не был.

История их любви, пожалуй, наиболее интересна зрителям.

32.00-38.55 мин. Встреча Полины с Иваном Анненковым в Петропавловской крепости

– Какие трудности приходится преодолевать героине, когда она добивается встречи с поручиком Анненковым?

10. 43.00-46.56 мин. Воспоминания Полины и Анненкова

– Почему Полина отказалась когда-то стать женой Ивана Анненкова?

(Никогда не вышла бы за мешок с деньгами.)

– Почему хотела бы стать женой отверженного? Что возвращает ей надзиратель?

(Кулон матери.)

– Почему?

11. 49.36-52.00 мин. Дом матери Анненкова в Москве

– Поручик Иван Анненков приезжает к матери просить разрешения на брак.

Обратите внимание на уклад барской жизни. Провинциальная Москва, дворовые девки, арапка и развлечения барыни.

Чему радуется герой Игоря Костолевского?

(Проклят матушкой, лишен наследства, а значит, больше не мешок с деньгами.)

12. 02.32-02.38 мин. Финал картины

Заканчивается фильм сценой свадьбы Полины и Ивана Анненкова, которая состоялась уже в Сибири. Режиссер несколько раз показывает нам лица женщин-декабристок. Вглядитесь в них. Вспомним их имена.

В качестве Домашнего задания можно предложить несколько вариантов.

1. Рисунки – впечатления от увиденного и прочитанного.

2. Придумать и написать страничку из дневника Трубецкой или Волконской.

3. Прочитать и сравнить “Записки” М. Н. Волконской с поэмой Некрасова или фильмом.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

“Звезда пленительного счастья” - Школьные сочинения


“Звезда пленительного счастья”