“Золотое слово” русской литературы (по “Слову о полку Игореве”)

Уникальный памятник русской литературы – “Слово о полку Игореве” – был создан в 1187 г., однако и сегодня, по прошествии стольких веков, эта поэма остается необычайно интересной для ученых, людей искусства, обычных читателей. Различные поэты переводили “Слово” на современный язык, художники писали картины, а музыканты – оперы. Различные ученые пытались прояснить смысл древнего произведения, интерес к которому с течением времени не угасает, а становится более глубоким.

Язык “Слова” ярок и поэтичен. Вводя в текст лирические

отступления, автор ясно раскрыл свои чувства и мысли о происходящих событиях. Это первое произведение в мировой литературе, где события и действующие лица описаны в художественной форме. Восхищаясь красотой и поэтичностью “Слова”, Пушкин утверждал, что даже в произведениях XVIII века нет “столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства КНЯЗЯ Игоря Святославовича”.

“Слово” было написано вскоре после похода Игоря против половцев в 1185 г., который закончился поражением. Автор, прекрасно знающий обстоятельства похода, любит родину горячо и нежно, поэтому тяжело переживает

поражение Игоря, скорбит о погибших воинах и пытается разобраться в истинных причинах неудачи.

Мы знаем, что в эпоху написания “Слова” Русская земля страдала от братоубийственных междоусобиц князей и от набегов половцев, пользующихся ослаблением воинской мощи Руси. Владимир Мономах говорил: “Если мы не прекратим междоусобиц, то погибнет земля Русская, и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую”. Для того чтобы противостоять набегам и спасти Русь от разграбления и дальнейшего упадка, автор призывает князей забыть кровавые распри и раздоры и объединить усилия в защите родины:

Склоните стяги свои, Вложив в ножны свои мечи поврежденные, Ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамоламиНачали наводить погань

На землю Русскую,

На богатства Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилиеОт земли Половецкой!

В разобщенности князей видит автор одну из причин страшного поражения Игоря в битве с половцами:

Борьба князей против поганых прекратилась, Ибо сказал брат брату:

“Это мое, и то мое же”,

“это великое” говоритьИ сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победамНа землю Русскую.

Наполнено любовью к родине сердце Игоря. В стремлении защитить Русскую землю от “поганых”, обращается он к своей дружине:

О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, Чем плененным быть.

Однако грозным предзнаменованием, вселяющим тревогу, встречает Игоря с дружиной мудрая природа. Не хочет недальновидный князь понять необходимости объединения усилий против многочисленных полчищ половцев, умело пользующихся княжескими усобицами. Яркие и страшные образы создает автор, пытаясь показать, как природа противится единоличному походу доблестного и мужественного князя:

Солнце ему только путь заступало, Ночь стонами грозы птиц пробудила;Свист звериный встал, Встрепенулся див…

С точки зрения автора, существует еще одна причина поражения похода Игоря. Несмотря на смелость, искренность, доблесть в бою, верность брату и дружине, бесконечную любовь к родине, великий князь не мог забыть о себе, отказаться от стремления к личной славе, ведь “русичи великие” бесстрашно сражаются, “ища себе чести, а князю – славы”.

Таким образом, невзирая на то, что Игорь перед походом

…скрестил ум силою своеюИ поострил сердце свое мужеством;

Князь потерпел поражение, которого русские воины еще не знали, которое принесло Русской земле “печаль обильную” и тоску, поскольку открыло врагам дорогу на Русь. Скорбью наполнились сердца русских людей. Глубоко трагичен и задушевен плач Ярославны, которая пытается спасти мужа, обращаясь не к людям, а к силам природы. В ее голосе отчетливо слышны доверие и надежда на справедливость природы, пытавшейся с самого начала предостеречь Игоря от недальновидности.

Неспокойно сердце плененного князя, который смерть предпочел бы плену:

Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслью поля меритОт великого Дона до малого Донца.

Великому князю удалось совершить побег и вернуться на горячо любимую родину. “Слово о полку Игореве” заканчивается прославлением князя и его дружины. Автор и вся Русская земля сочувствуют ему, поскольку исходным желанием Игоря, несмотря на поражение, была защита Руси от “поганых”. Ясно и четко автор высказывает свою позицию, вкладывая свою заветную мечту в уста Святослава, который произносит “золотое слово”, полное веры в будущее родины и гордости за нее. Автор воспевает в “Слове о полку Игореве” искренний Патриотизм и стремление защитить Русскую землю, призывает князей к объединению, с помощью которого только и возможно восстановление военной и политической мощи великой родины.



“Золотое слово” русской литературы (по “Слову о полку Игореве”) - Школьные сочинения


“Золотое слово” русской литературы (по “Слову о полку Игореве”)