Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова

Конспект урока

I. Проблемный вопрос урока: “Почему Николай Некрасов народный поэт?” (Вопрос записан на доске.)

Словарная работа

Выяснение лексического значения слово Народность и Народный ; обсуждение понятия Народный поэт ; ответ на вопрос: “Каким должен быть народный поэт?”; определение критериев народности поэзии:

1) национальная, народная самобытность поэзии;

2) принадлежность поэзии художественным традициям народа;

3) поэзия соответствует духу народа, его культуре, мировоззрению.

Понятие “народности”

Народность

1.

Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

2. Национальная, народная самобытность (своеобразие). Народность поэзии Н. А. Некрасова.

Народный

1. Относящийся к народу, принадлежащий народу.

2. Свойственный, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению.

3. Принадлежащий стране, государственный.

4. Избранный народом, осуществляемый представителями народа.

5. В почетном звании: имеющий большие заслуги перед народом.

Индивидуальные
задания. Игра “Водоворот”.

(Ученики получают индивидуальные задания, выполняют их, обмениваются заданиями, дополняя ответы друг друга, пишут разными чернилами, потом обсуждают, спорят.)

Задание 1. Прочитай отрывки из стихотворения Н. А. Некрасова “Родина” (1846). Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора?

Ответы

1. Мироощущение Н. А. Некрасова характерно для разночинца, интеллигента с его устойчивым комплексом вины перед народом.

2. Отец Н. А. Некрасова был жестоким помещиком, тираном, жизнь проводил в мотовстве, увлекался псовой охотой.

3. Крепостные Некрасовых жили хуже барских псов.

4. Мать Н. А. Некрасова Елена Андреевна в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной.

5. Н. А. Некрасов понял, что такое любовь и ненависть, увидел и почувствовал несправедливость, когда отец отказал ему в материальной поддержке в Петербурге.

Задание 2. Кто из известных писателей, современников Н. А. Некрасова, сотрудничавший с ним в журнале “Современник”, поссорился с Н. А. Некрасовым, сказав такие слова, и почему: “Выбирай: я или Добролюбов!”? Что последовало за этим ультиматумом?

Ответ. Такой ультиматум поставил И. С. Тургенев Некрасову перед тем, как в “Современнике” была опубликована статья Н. А. Добролюбова “Когда же придет настоящий день?” (по поводу романа “Накануне”). Некрасов не увидел в статье ничего оскорбительного для Тургенева, ничего, из-за чего ее стоило бы не печатать. Последовал раскол “Современника”. Примирение Тургенева и Некрасова произошло перед самой смертью последнего.

Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские Дети“. Какой вид тропа (языкового средства) использован поэтом в описании шестилетнего мальчика?

Ответ. Эпитет “с ноготок” в стихотворении Н. А. Некрасова “Крестьянские дети” – литота. Суть этого тропа в преуменьшении какого-либо свойства, явления, в данном случае – роста “мужичка”.

Чтение учителем отрывков из стихотворений Н. А. Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом…”, “Несжатая полоса”, “Размышления у парадного подъезда”, “Памяти Добролюбова”.

Беседа с классом по вопросам:

– Какие критерии народности лирики Н. А. Некрасова вы уже заметили?

– Какова тематика прочитанных мною отрывков?

– Кому посвящает стихотворения Н. А. Некрасов?

– Что волнует поэта?

Учитель. Чтобы понять, с какой целью Н. А. Некрасов обращался к темам данных стихотворений (тема крепостного права, тема назначения поэта и поэзии, тема патриотизма, тема гражданского идеала, тема любви к Родине), нужно знать его биографию. Послушаем ваши выступления.

Беседа по вопросам:

– Можно ли в высказываниях о Н. А. Некрасове найти частично ответ на проблемный вопрос сегодняшнего урока: “Почему Н. А. Некрасов народный поэт?”

– Как сам Н. А. Некрасов говорит о своей поэзии?

– Что делает стихотворения музыкальными, похожими на песню русскую?

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)

“Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…” (Н. Г. Чернышевский).

“Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?” (В. Г. Белинский).

“Я лиру посвятил народу своему…” (Н. А. Некрасов).

“Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она – как песня русская!” (В. Бохо).

“Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова” (А. В. Луначарский).

“Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам” (Р. Гамзатов).

II. Проверка Домашнего задания. Биография Н. А. Некрасова.

1. Проверка выполненной в тетрадях хронологической таблицы по биографии Н. А. Некрасова.

2. Биографические сведения о Некрасове.

Рассказ ученика о детских годах жизни поэта

1. Происхождение Н. А. Некрасова: кем были его родители?

2. Какое воспитание, образование получает будущий поэт?

3. Что вы можете рассказать об отце Н. А. Некрасова?

Фотографии из семейного альбома Н. А. Некрасова

А. С. Некрасов. Отец поэта. Фотография 1850 г.

Псовая охота. Репродукция с акварели П. П. Соколова. 1894 г.

Рассказ ученика о петербургском периоде жизни Н. А. Некрасова (начало литературной деятельности, сборник стихов “Мечты и звуки”)

1. Как Н. А. Некрасова встречает Петербург?

2. Как сложилась судьба будущего писателя в столице?

3. Найдите в стихотворениях подтверждение тяжелой, нищенской жизни Н. А. Некрасова в Петербурге.

4. Что вы можете сказать о первом сборнике стихов Н. А. Некрасова “Мечты и звуки”? Какова его судьба?

5. Расскажите о знакомстве и дальнейшей дружбе Н. А. Некрасова и В. Г. Белинского.

6. Что значил журнал “Современник” для Н. А. Некрасова?

Рассказ ученика о сотрудничестве Н. А. Некрасова с Белинским, о “Современнике”.

Рассказ ученика о любви в жизни Н. А. Некрасова (Авдотья Яковлевна Панаева, “панаевский цикл”).

Рассказ ученика о последних годах жизни Н. А. Некрасова.

III. Проверка выполненных индивидуальных заданий (игра “Водоворот”).

IV. Выразительное чтение и комментарий учениками стихотворений Н. А. Некрасова. Вопросы для комментария:

– Почему ученик выбрал именно это стихотворение?

– Какова тема, идея этого стихотворения?

– Какие особенности некрасовской лирики увидел в этом стихотворении?

V. Тематика лирики Н. А. Некрасова

1. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества

А) “Поэт и гражданин” (1856). Вывод. В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения.

Б) “Муза” (1852). Муза – 1) в греческой мифологии: богиня, покровительница искусств и наук; 2) источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (переносное значение). Муза – крестьянка, потому что крестьянская тема – среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько Умаливать свое достоинство.

В) “Элегия” (1874). Элегия – жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

2. Тема родины и народа

“Размышления у парадного подъезда…”, ” Железная дорога“, “Забытая деревня”, “Школьник”, “Несжатая полоса”, “В полном разгаре…”. Вывод. Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.

3. Тема идеала общественного деятеля

А) “Памяти Добролюбова” (1864). В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя нее жизнь.

Б) “Памяти приятеля” (1853) – к пятилетию со дня смерти В. Г. Белинского, имя которого в то время находилось под запретом цензуры.

В) “В. Г. Белинский” (1855), “Несчастные” (1856) – поэмы, посвященные В. Г. Белинскому.

Г) “Сеятелям” (1876). Сеятели – это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

4. Сатирические стихотворения

А) “Колыбельная песня” (1845) – поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника.

Б) “Нравственный человек” (1847) – герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу.

5. Любовная лирика

“Мы с тобой бестолковые люди…” (1851). Драматичной была любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием Панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом “романе” утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги, как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

VI. Работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями

Задание. К данным репродукциям картин русских художников, к иллюстрациям подобрать стихотворения Н. А. Некрасова. Что их объединяет?

В. Г. Перов. “Похороны крестьянина”, “Тройка. Ученики мастеровые везут воду”; В. Е. Маковский. “Свидание”; А. Г. Венецианов. “На пашне. Весна”; И. Е. Репин. “Бурлаки на Волге”.

VII. Заочная экскурсия по некрасовским местам

Задание. Ученик оформляет альбом с иллюстрациями, фотографиями музея Н. А. Некрасова и проводит заочную экскурсию.

VIII. Подведение итогов урока

1. Ответ на проблемный вопрос урока

Учитель. Н. А. Некрасов входит в наше сознание как поэт народный. Иронизируя, дворянские эстеты называли Некрасова мужицким поэтом. Представители революционной демократии, рассматривая его творчество, также считали, что некрасовский Патриотизм имеет ярко выраженный классовый характер. А нужно акцентировать внимание на общечеловеческом содержании его творчества. У многих складывается впечатление, что поэт, ненавидя эксплуататоров, всячески превозносил русское крестьянство, безоговорочно любил его, даже идеализировал. Но Заслуга Н. А. Некрасова состоит в том, что, высоко оценивая духовные силы народа, стремление к свободе, он решительно обличал те его пороки и недостатки, которые тормозили развитие реформ императора Александра II. Стремление Некрасова пробудить в сердцах униженных и оскорбленных крестьян чувство человеческого достоинства – самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявления рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом.

2. Художественное новаторство Н. А. Некрасова

1. Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

2. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о помещике, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и так далее.

3. Новые герои вносят в стихи и новую речь – подчас “грубую”, “неблагозвучную” с точки зрения сторонников “чистого искусства”.

4. Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

5. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

6. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнута гражданственностью.

IX. Домашнее задание

1. Подготовиться к анализу одного из стихотворений Н. А. Некрасова по теме назначения поэта и поэзии: “Поэт и гражданин” (1856), “Муза” (1852), “Элегия” (1874).

2. Выучить одно стихотворение Н. А. Некрасова наизусть.



Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова - Школьные сочинения


Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова