“Я лиру посвятил народу своему” (по поэзии Н. А. Некрасова)

Нет науки для науки, нет искусства

Для искусства, – все они существуют

Для общества, для облагораживания,

Для возвышения человека…

Н. А. Некрасов

Если Пушкин представлял свою музу “подругой ветреной”, “вакханкой”, то некрасовская муза – это “муза мести и печали”, “сестра народа”.

В стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом…” (1848) поэт называет свою музу родной сестрой молодой крестьянской женщины, которую секут кнутом:

Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал играя…И Музе я сказал:

“Гляди! Сестра твоя родная!”

Через семь лет в стихотворении “Безвестен я…” Некрасов вновь повторяет этот образ музы, принявшей терновый венец страданий и без звука умершей под ударами кнута.

В 1858 году Некрасов написал стихотворение “Размышления у парадного подъезда”. В нем народная тема представлена как бы “сгущенной”: поэт не просто пересказывает жизненный случай, свидетелем которого он был, наблюдая из окна своей квартиры за губернаторским подъездом, – “вся крестьянская страна со своими бедами предстала здесь”. В неподвижности крестьян столько печали, горя и покорности,

словно видишь перед собой их скульптурный портрет:

Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди…………………………………….Крест на шее, и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых…

Мучительны размышления поэта о судьбах народа:

…Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?

Отношение Некрасова к реформе 1861 года выражено словами: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Стихотворение “Элегия” – эстетический манифест поэта:

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – страдания народаИ что поэзия забыть ее должна, – Не верьте, юноши! Не стареет она.

Муза Некрасова была “печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков”:

Нет, Музы ласково поющей и прекраснойНе помню над собой я песни сладкогласной!

Его Муза раскрывала “бездны темные насилия и зла”: она не уводила от жизни, не примиряла с ней, а звала на борьбу “с неправдою людской”, “кричала: мщение! и буйным языком на головы врагов звала господень гром!”

А каким же, по мнению Некрасова, должен был быть поэт, вдохновляемый этой Музой?

Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов, как и его поэтические предшественники, был поэтом-гражданином. Он видел роль поэта и писателя в том, чтобы быть заступником “безгласных и униженных”.

В 1856 году в стихотворении “Поэт и гражданин” он выразил свою точку зрения на долг поэта. Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином:

Не может сын глядеть спокойноНа горе матери родной, Не будет гражданин достойныйК отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны…Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь…

Он обращался к поэту с призывом:

Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи…

Этим мыслям Некрасов оставался верен в течение всей жизни.

В стихотворении “Элегия” Некрасов писал, как бы подводя итог своей поэтической деятельности:

Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

В служении народу Некрасов видел цель и смысл своего творчества, с ним он связал свою судьбу, ему посвятил свои произведения, за его счастье боролся всю жизнь.



“Я лиру посвятил народу своему” (по поэзии Н. А. Некрасова) - Сочинения по литературе


“Я лиру посвятил народу своему” (по поэзии Н. А. Некрасова)