Хлебников Велимир Владимирович

Отец поэта, Владимир Алексеевич Хлебников, – ученый, один из организаторов Астраханского заповедника, “почитатель Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, который изучал их целую жизнь” (автобиографическая “Анкета”, 1914); иметь, Екатерина Николаевна (в девичестве Вербицька) – за образованием историк. В семье было еще четверо детей: Борис, Екатерина, Александр и Вера. В Астраханской губернии Хлебников прожил к пятилетнему возрасту. Детские впечатления стали толчком к его будущему интересу Востоком. В 1891 г. семья переехала

на место новой службы отца – сначала в с. Пидлужне Волынской губернии, потом – в с. Памаево, что неподалеку от Симбирска. В Симбирске Хлебников вступил в третий класс гимназии, жил на частной квартире. В 1898 г. Хлебников переехал в Казань. Культурная атмосфера в семьи оказывала содействие быстрому интеллектуальному и духовному развитию будущего поэта. Для воспитания детей родители приглашали талантливых преподавателей.

Хлебников изучал иностранные языки, занимался рисованием. Улитку 1903 p., после окончания гимназии, Хлебников отправился с геологической экспедицией в Дагестан, в сентябре вступил на математическое

отделение физик-математического факультета Казанского университета. В конце того самого года за участие в студенческой демонстрации его арестовали, и Хлебников месяц провел в тюрьме. Вскоре после освобождения он поновився в университете, но уже на естественное отделение, а с 1908 до 1911 г. – студент Петербургского университета, которого, правда, не закончил. В эти года Хлебников познакомился с известными деятелями литературы и искусства, посещал знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет “башню” В. Иванова.

Первая публикация Хлебникова в столице – “крикливый призыв к славянам” (по собственному определению) в газете “Вечер”. В № 9 за 1908 г. в журнале “Весна” был опубликованный стих в прозе “Соблазн грешника” (“Искушение грешника”). Тогда же установились дружеские отношения Хлебникова с молодыми литераторами и художниками. Вместе с тем поэт-начинающий интенсивно работал над вычислением “законов времени”, оформлением теории “высокомерного языка”, “словотворчества”.

Вдоль 1908-1909 pp. Хлебников создал поэмы “Марина Мнишек” (“Марина Мнишек”; творении соотносятся история Польши и России), “Внука Малуши” (“Внучка Малуши”; фантастический рассказ о том, как внука большого киевского князя Владимира встречается с петербургскими курсистками), “Медлум и Лейли” (“Медлум и Лейли”; интерпретация восточной легенды о трагической любви), драму-сказку “Снижимочка” (“Снежимочка”; снегурочка из сказки приходит в современный город), стихе, прозаические фрагменты, статьи и ряд экспериментальных произведений. В 1910 г. Хлебников стал участником первых футуристических сборников “Садок судей” и “Студии импрессионистов”, создал поэмы “Журавль” (“Журавль”), в котором, акцентируя внимание на разногласии между цивилизацией и природой, изображает “восстание вещей” и переход власти в городе к исполинскому журавлю, который образовался из подъемного крана, “Змей поезда” (“Змей поезда”), где продолжена тема “Журавля”: изображен фантастический поезд-змей, который пожирает людей. В драме “Маркиза Дезес” (“Маркиза Цэзес”, 1909- 1911) действие происходит на выставке живописи: все мертвые вещи, картины и статуи оживают, а люди, наоборот, каменеют, становятся мертвыми статуями. В 1913 г. вместе с А. Кручених Хлебников написал статью “Слово как такое”(“Слово как таковое”), в которой обосновал теорию “самоценного” (“самовитого”) слова.

Возражая зависимость русского футуризма от итальянского, Хлебников предложил использовать термин”будетлянство” как название направления (с рус. “будет” – “будет”, т. е. имеется в виду будущее). Хлебников часто переезжал из места на место. Жил в Петербурге, Москве, Харькове, близ Херсона. В апреле 1916 г. его призвали на военную службу рядовым запасного полка в Царицин, а потом перевели в пехотный полк под Саратов. Следующего года, получив п’ятимисячну отпуск, Хлебников поехал через Харьков и Москву в Петроград.

Выдал “Призыв Глав Земного шара”(“Воззвание Председателей Земного Шара”, 1917) – декларацию глобального возражения государств и наций у имени космической судьбы человечества. Октябрьскую революцию Хлебников встретил в Петрограде, гордясь, что в своих числовых “пророчествах” высчитал год, когда она состоится. Из 1920 г. поэт поселился в Харькове, где были написанные “Война в мышеловке” (“Война в мышеловке”; цикл антивоенных стихов, в которых Хлебников высказал как непринятие войны, так и протест против тех, кто наживается на биржевых спекуляциях); поэмы “Ладомир” (“Ладомир”; ладо-мир – мировой Порядок, общая гармония. В поэме отображенная революционная эпоха; поэт изображает крах царизма и картину будущего объединенного человечества, которое живет в гармонии с природой), “Азы из Узы” (“Азы из Узы”) – своеобразную мифопоетичну панораму Азии, в которой поэт искал истоки будущего объединенного и уволенного человечества и др. В апреле того же года в городском театре Харькова состоялось “карнавально-шутовское” избрание Хлебникова “Главой Земного шара” при участии имажинистов. В конце



Хлебников Велимир Владимирович - Школьные сочинения


Хлебников Велимир Владимирович