“Всей щедрой земли рядовой”

Песенное творчество Александра Галича

В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века происходило становление авторской песни. Появление такой жанровой формы – это, образно говоря, попытка “хождения в народ” со стороны поэтов, в обход официальных каналов, служивших в условиях советской действительности инструментом чиновничьего диктата. Имена Окуджавы и Высоцкого у всех на устах, а вот о Галиче многие старшеклассники никогда не слышали. Исходя из этого, определяю цель урока: познакомить учащихся с творческой биографией барда (разумеется,

кратко), выявить основные мотивы его песенного творчества (на материале отдельных произведений). Но главное – поразмышлять вместе с автором над поставленными проблемами, научиться сопереживать лирическому герою.

Эпиграф к уроку записываем на доске, это слова из песен Галича.

Я был рядовым и умру рядовым,
Всей щедрой земли рядовой…
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.

Разговор о творчестве поэта начинаем с биографической справки. Одиннадцатиклассники выступают с сообщениями,

которые подготовили заранее. Материал для докладов учащиеся могут почерпнуть из следующих источников: 1) Галич А. А. Автобиография // Галич А. А. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. Екатеринбург: Изд-во “У-Фактория”, 1998. С. 502; 2) Галич А. А. Генеральная репетиция. Автобиографическая повесть // Там же. С. 525-603; 3) Учамбрина И. А. “Я выбираю свободу быть просто самим собой…” // Литература в школе. 1996. № 3. С. 116-120.

Большая часть времени на занятии посвящена исследованию основных тем и мотивов песенного творчества Александра Галича. Урок проходит в форме беседы. Отбор музыкального материала заранее поручается группе учащихся – на уроке эти ребята организуют прослушивание песен. Другая группа ребят отвечает за выразительное чтение стихотворных текстов. Если кто-либо из старшеклассников владеет игрой на гитаре, можно дать ему задание подготовить небольшое выступление: исполнить одну-две песни Галича. “Живой звук”, как теперь принято говорить, при всем несовершенстве исполнения во многом будет способствовать сближению времен и таким образом существенно облегчит для поколения next восприятие “языка” некогда гонимого барда.

Покажем, какие песни можно использовать для урока, как построить беседу.
Александр Галич – поэт большого сатирического дарования. Главный объект сатиры в его творчестве конца 50-х – начала 60-х годов – различные формы социальной несправедливости в советском обществе. Так, есть у Галича “Абсолютно ерундовая песня” , в которой автор предлагает слушателю поразмышлять о том, чем на поверку оборачивается пресловутое “социалистическое равенство”: у одних – персональные машины, спецпайки, роскошные квартиры в престижных домах, отдельные поликлиники, дома отдыха и прочие номенклатурные привилегии, всем же остальным – “на-ка, выкуси”.

Песня “За семью заборами” обличает обитателей госдач – новоявленную советскую “знать”.

За семью заборами,
За семью запорами,
Там конфеты мятные,
Птичье молоко!

Там и фауна, и флора,
Там и галки, и грачи,
Там глядят из-за забора
На прохожих стукачи.

А простой люд, трясущийся в электричке по дороге на работу и с работы, потчуют совсем иными “яствами”.

А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.

С конца 60-х годов сатира Галича становится все более и более беспощадной. Под сатирическим прицелом в песнях Галича оказывается вся политическая система в целом – система, где подмена сущего мнимым до такой степени вошла в “плоть и кровь” будней “социализма”, что не только “жрецами режима”, но и рядовыми гражданами воспринимается как норма жизни. Рассмотрим в этой связи сатирический цикл “Коломийцев в полный рост” (1969) . Речь в песнях цикла ведется от лица персонифицированного рассказчика – Клима Петровича Коломийцева, “мастера цеха, кавалера многих орденов, члена бюро парткома и депутата горсовета”. Этот герой как чумы боится инакомыслия.

…Попробуйте в цехе найти чувака,
Который бы мыслил не то!

Он, подобно всем гражданам страны Советов, “мыслит, как наше родное ЦК // И лично вы знаете кто!” В “Беседе с туристами из Западной Германии” он во всеуслышанье клеймит “дикий Запад”.

Так и нет у вас, пардон, ни хрена!..
Потому что все у вас –
Напоказ.
А народ для вас – ничто и никто.

А что же социалистическая система противопоставляет “антинародному” капиталистическому строю?

– А у нас – природный газ,
Это раз.
И еще – природный газ…
И опять – природный газ…
И по процентам – как раз –
Отстаете вы от нас
Лет на сто!

Отчетливо ощутимая реминисценция из знаменитого михалковского стихотворения подчеркивает реальную нищету социалистической экономики с ее липовыми достижениями и процентоманией, а также фарисейскую заботу о человеке в советские времена. Откровенное издевательство над советской идеологией звучит в песне “О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира” . Какой-то “партийный порученец” “перепутал в суматохе” тексты, но Клим обнаружил ошибку только тогда, когда прочел с высокой трибуны “по бумажке” призывы от имени женщины-активистки:

Но я стоять готовая
За дело мира!
Как мать вам заявляю и как женщина!…

От испуга у Коломийцева, что называется, слова застряли в горле и “отвисла… челюсть”, он в ужасе ждет разноса от руководства. Однако публика аплодирует речи как ни в чем не бывало. Партийные боссы одобрительно кивают. К изумлению героя, никто не заметил путаницы, потому что… никто в зале не слушал доклад.

Начиная с середины 60-х годов в песнях Галича все сильнее звучат трагические ноты. Позорные времена и уродливые нравы болью и гневом отзываются в сердце поэта. Ведь таких коломийцевых – поэт видел это – целое поколение.

Далее на уроке следуют сообщения учащихся, получивших за день-два до урока индивидуальные задания: подготовить комментарий к песням, выбранным учителем. В помощь ребятам можно предложить небольшие “вопросники”.

“Старательский вальсок”

Кто такие старатели? От лица каких “старателей” написано стихотворение? В чем состоит жизненное кредо подобных людей? Каких литературных персонажей вам напомнили упомянутые в песне Галича “молчальники”?

“Облака”

Кто лирический герой песни? Почему он “продрог на века”? Облака – сквозной иносказательный образ-символ песни. Каково содержание этого образа? Какова роль противопоставления свободно плывущих по небу облаков общему “стилю” жизни в Стране Советов?

“Левый марш”

Название песни, ее первые строки, рефрен-припев – все это невольно заставляет нас вспомнить одноименное стихотворение В. В. Маяковского. Сравните эти марши. В самом начале автор выдвигает тезис: “Нет, еще не кончены войны”. Все последующее содержание песни – развернутая поэтом система доказательств этого тезиса. О какой же войне говорит автор? Против кого и кем ведется эта “необъявленная война”? Найдите строки, наиболее ярко передающие боль поэта, страдающего из-за того, в каком положении оказался человек. Как вы понимаете смысл заключительных строк?

“Заклинание Добра и Зла”

Эта песня написана Галичем непосредственно перед отъездом из СССР. В каких словах поэт передает чувство любви к Дому? Легко ли ему расставаться с родиной? Кто отнял у лирического героя песни Дом? Добро и зло – важные философско-этические категории. В песне отражен конфликт Добра и Зла. На какой стороне “сражается” лирический герой песни? Почему он называет зло “добрым”, а от “добра” советского пошиба готов “бежать без оглядки”? Как вы понимаете слова: “Набухает зерно…”, “Я растил эту пашню две тысячи лет”? О каком урожае говорит поэт?

“Мы не хуже Горация”

О каких двух культурах говорит поэт? Покажите роль антитезы в организации образного строя песни. Какую смысловую нагрузку несет рефрен “Этого достаточно!”? Как меняется смысл фразы в финальной части песни? Как вы понимаете название песни? Кто на самом деле те, которые именуют себя Добрынями и убеждены в том, что они “не хуже Горация”? Почему подобные “деятели культуры” считают Пименов и Несторов “тунеядцами”?

В песне “Мы не хуже Горация” обрисована картина культурной жизни Страны Советов. На лицевой стороне – “тишайшие” прислужники режима, “заняньканные” “цензурными феями”, но умудрившиеся при этом прослыть “неистовыми” творцами. Для них, “примерных”, угодливо выполнявших социальный заказ, – “бури вернисажные” и “паводки премьерные”. Но существовала и другая сторона духовной жизни общества советских времен – культура, загнанная в глубокое подполье.

…Ни премьер, ни выставок,
Десять метров комната в Останкине!
Вот и все!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Их имен с эстрад не рассиропили,
В супер их не тискают облаточный,
“Эрика” берет четыре копии,
Вот и все!
А этого достаточно!

Ни партера нет, ни лож, ни яруса,
Клака не безумствует припадочно,
Есть магнитофон системы “Яуза”,
Вот и все!
И этого достаточно!

Через всю песню рефреном проходят слова: “Этого достаточно!” Достаточно для чего? Для того чтобы вкусить глоток чистого воздуха самому и передать эстафету другим. Но этого достаточно, и вполне достаточно для того, чтобы тебя объявили диссидентом, а то и врагом народа.

Есть, стоит картина на подрамнике!
Есть, отстукано четыре копии!
Есть магнитофон системы “Яуза”!
И этого достаточно!

В основе образного строя песни излюбленный прием Галича – антитеза. В том числе и скрытая: “Бродит кривда с полосы на полосу…” – всем был понятен намек на газету “Правда”, служившую в то время рупором идеологии компартии. Перечислительный ряд, состоящий из разнородных понятий, также позволял автору решать задачи сатирического разоблачения.

Время сеет ветры, мечет молнии,
Создает советы и комиссии…

У читателя-слушателя невольно возникали вопросы: “А будут ли записаны в вечную книгу времен имена деятелей, что заседали в тех комиссиях? Будут ли помнить потомки “шедевры”, утвержденные теми худсоветами?” Авторский оксюморон усиливал картину “поляризации”: противостояние лжекультуры, навязываемой народу официальными источниками, и культуры истинной, которая не нуждается в тиражировании и звонкоголосой пропаганде. Так, с одной стороны, “фанфарное безмолвие // Славит многодумное безмыслие”. На другом полюсе – “гремит напетое вполголоса… гудит прочитанное шепотом”.

“Баллада о вечном огне”

Прочитайте первую строфу. Как вы понимаете слова автора о том, что “порою надгробья – не суть, а подобья”? Почему, по мнению поэта, “золоченые буквы на черном граните” служат выражением “тщеславья”, а не боли? Почему Галич именует Непопулярного солдата “удальцом-молодцом” и “горе-провидцем”? Одинаковы ли по эмоциональной окрашенности эти эпитеты? С чем связана авторская ирония? А для кого “надгробья” – “вопль”? Перед какими могилами “никакие Премьеры” колен не преклоняют? О каком явлении советской действительности говорит поэт?

“Баллада о вечном огне” касается, казалось бы, такой темы, где в поиске негатива можно ненароком соскользнуть к святотатству. Александр Галич, безусловно, глумления над памятью павших за Родину допустить ни в коей мере не мог. А вот пыль “тщеславья”, налет ложного, показного патриотизма с этой темы он пытался стереть. Непопулярного солдата, похороненного у Кремлевской стены, бард печально-иронически называет “удалец-молодец”, “горе-провидец”, ибо, отдавая жизнь в годы войны, тот не думал о посмертном возвеличении, истинно любя Родину, а теперь его могила превращена в жупел. Поэт проводит демаркационную линию, отделяя “подобье” от “сути”, гремучую оболочку от пустого содержания. Ведь то, что “Главы Правительств” “под гром барабанный” “склоняют колени” перед надгробьем с “золочеными буквами на черном граните”, всего лишь ритуал. В сущности, утверждает бард, власти предержащей нет никакого дела до подлинных болей и скорбей народных.

Где бродили по зоне каэры,
Где под снегом искали гнилые коренья,
Перед этой землей – никакие Премьеры,
Подтянувши штаны, не преклонят колени!
Над сибирской тайгою, над Камой, над Обью
Ни венков, ни знамен не положат к надгробью!
Лишь, как вечный огонь, как нетленная слава –
Штабеля! Штабеля! Штабеля лесосплава!

“Занялись пожары”

Каким настроением проникнута песня? Как и почему меняется умонастроение лирического героя? Найдите ключевые слова и выражения, которые позволяют поэту воссоздать атмосферу брежневских времен. Каков смысл названия песни? Как эпиграф (ахматовские строки) и реминисценции из романа Булгакова помогают поэту передать главную мысль? Что имеет в виду поэт, говоря: “Уж если пошло полыхать на Руси…”?

Песня воссоздает атмосферу духовной несвободы в советском обществе. Эпиграф, а также реминисценции из романа Булгакова “Мастер и Маргарита” (“Рукописи не горят”) призваны подчеркнуть “преемственность” между сталинскими и хрущевско-брежневскими временами. Конечно, уже не 37-й год. Вот и “опер” попался “добрый”, понимающий: “забивает козла” во дворе с понятыми, давая возможность уничтожить улики. Но и те и другие времена одинаково враждебны творческой, мыслящей личности, и лирический герой Галича, подобно булгаковскому Мастеру, вынужден сжигать свои творения, которые не успел укрыть от “всевидящего ока” нежданно нагрянувших с обыском стражей режима. У Галича фраза “Рукописи не горят” – всего лишь слабые слова утешения для “Маргарит”. На самом деле “рукописи горят”, и тут и там “занялись пожары”, “отравленный ветер суховей” разносит их все дальше и дальше по округе. И вот уже “земля под ногами горит”. Метафорические образы горячего ветра, пламени, горящей земли передают характер эпохи (как тут не вспомнить костры инквизиции!) – эпохи смрадной, пожароопасной, из горнила которой практически невозможно было выйти невредимым: языки пламени настигали повсюду. “Уж если пошло полыхать на Руси…” В этой фразе – осознание автором трагизма происходящего, невозможности спасения не только “рукописей”, а зачастую самой жизни. Но в то же время эти слова суть грозное предостережение власть имущим.

“Китеж”

Какой видится поэту историческая судьба России? Как интерпретирован в песне образ гоголевской птицы-тройки? Как этот аллегорический образ помогает высветить авторскую позицию? Кто, по мнению поэта, виновен в том, что “пропала Расея”? Что символизирует собой Китеж? Верит ли поэт в грядущее возрождение России? О чем его мольба в заключительной части песни?

Поэт прозревает исторические дали России, начиная от времен “вещего Олега”, и с болью констатирует, что многовековой путь ее пролегает через беды и напасти.

Ах, Россия, Расея –
Чем набат не веселье?!
Что ни год – лихолетье…
Народу русскому от века уготовано
Барам в ноженьки кланяться,
Бить челом палачу…

И виной тому – рабская психология русского человека. Так что своих чудовищных правителей-тиранов мы сами же вызвали к жизни, ибо палачест­во – оборотная сторона рабства.

И живые, и мертвые –
Все молчат как немые.
Мы Иваны Четвертые,
Место лобное в мыле!

Весьма интересно в этой связи интерпретирован у Галича образ гоголевской птицы-тройки, обернувшейся “чрезвычайкой в Лефортове”.

Нескрываемая досада звучит в голосе поэта и по поводу народной привычки покорствовать властям, и по поводу легковерия народного (“Что ни враль – то Мессия!”), и по поводу неискоренимого упования на чудо, которое ловко используют сильные мира сего, испокон веков кормя народ баснями, дабы держать в повиновении. Мифология стала неотъемлемой частью менталитета русского человека. И даже рассудочное сознание живущих в конце ХХ века не в силах одолеть соблазн выдать желаемое за действительное.

В финальной части песни вновь авторской волей из небытия воскрешается образ Руси-тройки.

Птица вещая, троечка,
Буйный свист под крылом!
Птица, искорка, точечка
В бездорожье глухом.
Я молю тебя: – Выдюжи!
Будь и в тленье живой,
Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,
Слышать благовест твой.

Нельзя не почувствовать, не понять, как хотелось поэту поверить в возрождение своей страны, пока все еще “переполненной скверной // От покрышки до дна”.

“Еще раз о черте”

Какой классический сюжет использует автор? Какова цель переосмысления классического сюжета? Какие детали позволяют понять, что речь идет о современности? Почему “наш атомный век” назван “каменным”? Чем черт прельщает лирического героя песни? Какие аргументы нечистый приводит в пользу подписания договора? Договор с дьяволом, согласно легенде, подписывают кровью. Герою песни Галича предлагают не кровь, а обычные чернила. Какую смысловую нагрузку несет подобная “замена детали”? Как вы думаете, пойдет ли лирический герой песни Галича на службу к сатане? Какие средства помогают довести до слушателя (читателя) авторскую позицию?

Песня “Еще раз о черте”, выражаясь современным языком, римейк классического сюжета о сделке с дьяволом. И, конечно, визитер из преисподней, посетивший лирического героя Галича, не только посланец того, кто воплощает собой мировое зло. Это еще и голос совести, ибо у каждого из нас есть свой “черный человек”. И речь идет в первую очередь о сделке с собственной совестью.

И ты можешь лгать, и можешь блудить,
И друзей предавать гуртом!
А то, что придется потом платить,
Так ведь это ж, пойми, – потом!

По древним поверьям, договор с дьяволом подписывают кровью. Черт в песне Галича придвигает лирическому герою флакон с обычными чернилами. В финале автор намеренно акцентирует внимание на этой детали, низводя легендарную ситуацию до уровня обыденности. Ведь в жизни мы не раз и не два оказываемся перед выбором: пойти на компромисс со своей совестью или остаться во всем и до конца верными себе. Но как слаб зачастую бывает человек! С какой легкостью он порой отдает душу на откуп! И скольких таких “нечестивцев”, вероятно, встречал поэт на своем пути.

В наш атомный век, в наш каменный век
На совесть цена пятак!

Космический век, век НТР бард неспроста называет каменным: всюду царят волчьи законы, пещерные законы выживания. В такие времена бессмысленно заниматься правдоискательством, все, что требуется, – это быть как все.

И поймешь, что нет над тобой суда,
Нет проклятия пошлых лет,
Когда вместе со всеми ты скажешь – да!
И вместе со всеми – нет!

Вот она – свобода совести по-советски! Нам не известно, какое решение принял в конце концов лирический герой песни. Но мы очень хорошо знаем, как прожил жизнь сам Галич.

“Песня об Отчем Доме”

Что значит для поэта Отчий Дом? Олицетворением каких сил служит “Некто с пустым лицом”? О каком долге говорит Некто лирическому герою? Справедливы ли его упреки в адрес героя? Как понимают долг перед Родиной лирический герой песни Галича и сам поэт?

Родина для поэта – начало всех начал, тут его корни, истоки:

Здесь однажды очнулся я, сын земной,
И в глазах моих свет возник.

Здесь начался “диалог” с окружающим миром, здесь пришло ощущение гармонии бытия:

Золотой мой, недолгий век.
Но все то, что случится со мной потом, –
Все отсюда берет разбег.

Все самое светлое, самое лучшее связано с именем Отечества. Но и всему трагическому старт был дан здесь, в отчем краю. Так, однажды лирическому герою песни сообщили, что в своем Доме он “не сыном был, а жильцом”. И сказал герою об этом “Некто с пустым лицом”, выступающий в песне механическим проводником политики насилия. Поэту предлагают купить благоденствие ценой предательства:

– А впрочем, слукавь, солги, –
Может, вымолишь тишь да гладь!…

Поэт помнит о долге перед Отечеством. Но любовь к Родине он понимает и проявляет не так, так те, кто требует от него “заслужить прощение”. Лицемерие и ложь неприемлемы для поэта:

Но уж если я должен платить долги,
То зачем же при этом лгать?!

Лирический герой Галича избирает тернистый путь правдоискателя:

И пускай я гроши наскребу с трудом,
И пускай велика цена, –
Кредитор мой суровый, мой Отчий Дом,
Я с тобой расплачусь сполна!

Именно такой трудной, доходящей порой до ненависти была любовь к родине у Гоголя и Белинского, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Все так же кровоточит сердце, все так же охватывает “отчаяние при виде того, что совершается дома”. Обида диктует горькие слова:

Я уйду, свободный от всех долгов,
И назад меня не зови.
Не зови вызволять меня из огня,
Не зови разделить беду.
Не зови меня!
Не зови меня…
Не зови –
Я и так приду.

Урок завершает Конкурс творческих работ учащихся. Старшеклассники читают написанные дома рецензии на песни, с которыми знакомились самостоятельно. Я стараюсь предлагать ребятам также нестандартные творческие задания. В данном случае это может быть Задание такого типа:
– Представьте, что в известную музыкальную телепередачу задумали включить песню Александра Галича. Руководители проекта объявили конкурс на лучший сценарий клипа для песни. Попробуйте и вы силы в этом виде деятельности. Напишите сценарий клипа. Продумайте детали, которые можно было бы включить в видеосюжет, показав крупным планом. Какие реалии 70-х годов нашли бы отражение в вашей ленте?

Ольга Харитонова,
Учитель русского языка и литературы МОУ “Гимназия № 3”, г. Воронеж

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

“Всей щедрой земли рядовой”