Время и пространство в стихотворении Б. Л. Пастернака “Снег идет”

К рассмотрению художественного произведения можно подойти с разных сторон. Цель этой работы – не анализ стихотворения “от первого слова до последнего” (Ю. Лотман) и не методические рекомендации по работе над художественным текстом. Одна из форм творческой работы учащихся на уроках литературы – самостоятельное постижение художественного произведения.

В 11-м классе после обзорного изучения лирики Б. Л. Пастернака я предложила ученикам письменную работу “Время и пространство в стихотворении Пастернака “Снег идет””.

Большинство ребят с заданием справились, проявив умение внимательно вчитываться в художественный текст, выделять в нем главное. Любое литературное произведение несет сведения о художественном пространстве, организованном особым образом, и временных связях. “Основой художественного мира является хронотоп, координаты которого – время и место – часто указываются в названии произведений… Это могут быть циклические координаты, в частности, название времени года. Также в заглавии могут быть обозначены и “точки” на временной оси, и целые “отрезки”… Автор, фокусируя внимание читателя на определенном
временном промежутке, стремится передать и суть бытия…” (Ламзина А. В. Заглавие // Введение в литературоведение). В данном стихотворении акцент сделан на пространственной и временной интерпретации. Произведение продолжает лирическую традицию русской поэзии, и прежде всего на память приходят “Бесы” А. С. Пушкина. Подробно говорить об этом не имеет смысла, поэтому отметим основные параллели: как и в стихотворении Пушкина, у Пастернака “все в смятеньи”; движение круговое – через синтаксис; пространство “метельно”, “вьюжно”, непроницаемо для зрения; один стихотворный размер – четырехстопный хорей; заблудиться в пространстве – значит заблудиться и во времени. По замечанию В. С. Франка, “у каждого поэта есть свой элемент: снежная вьюга – у Блока, земля – у Есенина. Родной элемент Пастернака – текущая вода…” Вода как воплощение однообразного могучего движения, вода в форме атмосферных осадков: дождь – это живая вода, снег – вода мертвая. В последнем сборнике Пастернака “Когда разгуляется…” снег окончательно завладевает территорией.

С первой же строфы стихотворения “Снег идет” пространство расширяется по вертикали и по горизонтали.

К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Все живое устремлено вверх – к бесконечности, где “все пускается в полет”, и поэтому нельзя ограничить это движение ни пространственными, ни временными преградами.

Можно ли определить время в стихотворении? Кажется, это совсем просто: время года, бесспорно, зима. Но вместе со снегом происходит движение времени: “Может быть, проходит время? // Может быть, за годом год // Следует, как снег идет…” В то же время есть в стихотворении указания на реальные праздники (святки, Новый год), что делает ритмичность, периодичность времени не абстрактным, а близким и родным человеку. Прежде всего цикличность времени прослеживается через рефрен “снег идет”. Кроме этого, все глаголы в стихотворении – в форме настоящего времени, здесь соблюдается формально-грамматический принцип повествовательности. Может показаться, что автор “схватил” момент настоящего. Особенно это заметно в первом катрене. Но основное событие – снегопад – растягивается во времени. Так создается впечатление, что событие уже совершилось: оно относится и к прошлому, и к будущему. “Святки”, “промежуток краткий”, “Новый год” – все это в одной строфе. Действительно, “есть только миг между прошлым и будущим – // Именно он называется жизнь”. Вечность сочетается с мимолетностью, и создается ощущение гармонии.

Пространство в стихотворении циклично расширяется. Все как будто выходит за пределы и стремится к какой-то одной точке, все земное пытается обрести максимальную свободу, “черной лестницы ступени” ведут вверх, а небо, наоборот, спускается на землю. В каждой строфе как бы два разнонаправленных движения: и вниз, и вверх, и по вертикали, и по горизонтали.

В самом названии стихотворения содержится указание на мотив движения: “снег идет”. Время и пространство соединены в одно целое: во-первых, “снег идет” – снегопад – вертикальное пространство, антитеза: небо-земля (или их соединение?). Кроме этого, в названии стихотворения есть указание на то, что события происходят в настоящее время, и на то, что этот процесс непрерывен (“идет”). И это становится символом времени, которое нельзя остановить ни на мгновение. Его не замечаешь в данный момент, но, оглянувшись в прошлое, задумываешься о быстротечности времени. Итак, в центре стихотворения – движение, вечное и непрерывное, и “снег” становится символом перемен, быстротечности времени, цикличности жизни. Это стихотворение-“карусель”. “Снег” стирает пространственные и временные границы: “Снег идет, и все в смятеньи, // Все пускается в полет…” За счет такого бурного движения пространство заполняется и становится густым, почти материализуется: “Снег идет, густой-густой”. Но эта “густота” в то же время размывает видимые, четкие очертания предметов, вследствие чего пространство становится неопределенным, иллюзорным. Небо сливается с землей (“Сходит наземь небосвод”) через снегопад, и происходит встречное движение. Вот что об этом пишут учащиеся (привожу фрагменты их работ).

“Снег переворачивает все с ног на голову, вносит в жизнь беспорядок и хаос. Но в то же время он является объединяющей силой земли и неба, “горизонтали” и “вертикали”.

А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

А пространство в стихотворении бесконечное. Это и ширь небосвода, и звезды в буране, и перекрестка поворот. Неопределенность – и в движении пространства: оно то сужается до размеров лестничной площадки, то расширяется до небосвода. И эта бесконечность пространства не только дает ощущение свободы, но и будет существовать вечно, значит, и времени определенного нет и не будет. Время и пространство органично связаны, неразрывны. Человека “закруживает” жизнь” (Олеся С.).

“Пастернак изображает движение, вечное и непрерывное. “Снег идет, снег идет” – рефрен стихотворения. Так же идет жизнь, идет время… Автор подводит читателя к восприятию мира как части космоса, глобальной системы.

Сходит наземь небосвод…
Сходит небо с чердака.

Границы реального мира стираются. Пространство безграничное, необъятное. Но в то же время поэту дороги мелкие детали земной жизни; цветы герани, лестницы ступени… И жизнь человека в этом необычном пространстве и глобальна, и значима – на уровне вселенной, и “опущена” до бытового уровня. Жизнь эта органично вписывается и в скоротечное время: “В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?” Время у Пастернака тоже космическое, как и пространство, и тоже “перемалывает” мелкие, бытовые события” (Женя Г.).

Во второй части стихотворения движение в пространстве отступает на второй план, важнейшими становятся философские мысли о времени. Над снегопадом лирический герой избавляется от “смятенья”, получает возможность посмотреть на обыденные вещи иными глазами. Поэтому-то, оторвавшись от суеты, от всего земного, он приходит к мысли о том, что все в мире, в природе относительно, что скорость времени можно чувствовать по-разному: для одних оно летит, для других неторопливо тянется. Для “убеленного пешехода” это “смятенье”, снегопад; круговорот, сиюминутное восприятие мира, жизни, а для лирического героя время иное.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.

Время скоротечно и необратимо. Важно, чтобы жизнь человека органически вписалась в это время, “успела” за ним: “В ногу с ним, стопами теми…”

Интересно объяснила это одна из учениц: “На лирического героя похожи цветы герани, которые тянутся “к белым звездочкам”, пытаясь преодолеть “буран” и выйти “за оконный переплет”. Таким препятствием для героя становится “перекрестка поворот”. Когда вокруг “смятенье” и “все пускается в полет”, трудно выбрать нужное направление, находясь на перекрестке. И только поднявшись над землей вместе с бураном, закружившись в снегопаде, лирический герой смог иначе взглянуть на время, чего было не дано “убеленному пешеходу”” (Оля К.).

В этом стихотворении прослеживается одна из характерных черт поэтики Пастернака – умение одновременно видеть жизнь в подробностях и схватывать общий план, смешение быта и бытия, сочетание мелкого, конкретного и бесконечного (в пространстве), сиюминутного и вечного (во времени).

К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани…

А в заплатанном салопе
Сходит небо с чердака.

Обыденное, каждодневное имеет для автора значение вечного, общечеловеческого. По замечанию одной ученицы, “автор создает картину мироздания, через простые, обыденные явления выходит во вселенную, через предчувствие Нового года говорит о вечности. Небольшое событие – снег идет – становится очень важным. Это наша жизнь” (Лида П.).

И еще фрагмент ученической работы.

“Ход времени в стихотворении неумолим. Его нельзя ограничить ни настоящим, ни прошлым, ни будущим. Здесь какое-то особое свойство времени.

В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Этот риторический вопрос дает возможность каждому ответить на него по-своему” .

Итак, “снег идет, и в ногу с ним… проходит время”. Так вечно падающий снег связывает небо и землю, миг и вечность, так неразрывно соединяются время и пространство, становятся гармоничным целым: “…все в смятеньи”, “все пускается в полет”…

Людмила Золоторева,
Учитель русского языка и литературы лицея


Время и пространство в стихотворении Б. Л. Пастернака “Снег идет” - Сочинения на свободные темы


Время и пространство в стихотворении Б. Л. Пастернака “Снег идет”