Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№2)

1. Что нового внесла в художественную литературу “лейтенантская проза”?

“Лейтенантская проза” показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был нерасчлененной массой, что были разные люди, по-разному проявлявшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом – трусость и шкурничество, предательство и малодушие. “Лейтенантская проза” углубила психологизм и драматизм в изображении человека на войне, поставила в основу произведения проблему выбора.

2. Какой композиционный прием лежит в основе повести В. Быкова “Сотников”?

Повесть В. Быкова “Сотников” построена на контрасте. Контрастны герои Сотников и Рыбак, которые представляют два варианта поведения в экстремальных обстоятельствах. Контраст наблюдается между внешним обликом и внутренним содержанием. Сотников слаб физически, но неуступчив и стоек духовно. Рыбак вынослив, силен, храбр в бою. Но он оказывается малодушным перед лицом смерти.

3. Какие нравственные проблемы решались в военной прозе 1970-80-х годов?

В 1970-е – начале 80-х годов в военной прозе разрабатываются новые проблемы, более глубокие нравственные конфликты. В повести В. Тендрякова “Донна Анна” лейтенант Галчевский убивает командира, заподозрив его в трусости, и ведет солдат в бессмысленную атаку, в которой все, кроме него, погибают. За книжные представления о храбрости Галчевский платит страшную цену. Здесь решается проблема трагической вины, рожденной бессмысленной верой в массовые понятия чести, патриотизма. В повести В. Кондратьева “Сашка” герой отказывается расстрелять безоружного немца – это тоже новое явление в изображении войны. В повестях В. Быкова “Карьер”, “В тумане” герои показаны уже не в минуты героизма, а в будний час между жизнью и смертью, причем свои воюют против своих. Важной нравственной проблемой становится проблема доверия.

4. Какие этапы развития прошла “деревенская проза”?

“Деревенская проза” ведет свое начало с 1950-х годов. Ее истоками были очерки В. Овечкина “Районные будни”. Но как направление в литературе “деревенская проза” складывается в начале 1960-х годов. Началом ее можно считать рассказы “Матренин двор” А. Солженицына, “Тугой узел”, “Ухабы” В. Тендрякова. На первом этапе писателям важно было показать неблагополучие деревни, обратную сторону “счастливой” жизни в колхозах. В начале 1970-х годов “деревенщики” обратились к нравственным аспектам крестьянской жизни. Смерть героя, мотив прощания начинает играть большую роль в структуре произведения (“Матренин двор” А. Солженицына, “Привычное дело” В. Белова, “Последний срок” В. Распутина). Смерть воспринималась в широком плане: не только как уход из жизни одного человека, но как гибель деревенских устоев, национальная драма. Писатели искали истоки национальной нравственности, почву, на которой может взрасти деревня. Такими хранителями русской общинности они видели людей старшего поколения. Именно старики и старухи стали положительными героями и воплощением национального характера в повестях В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова. В конце 1970-х годов писатели обращаются к переосмыслению коллективизации, раскрывают ее разлагающее влияние на деревню. Изменяется изображение зажиточных крестьян – кулаков. Их уничтожение расценивается как гибель самых трудолюбивых, хозяйственных крестьян (“Касьян остудный” И. Акулова, “Пара гнедых” В. Тендрякова, “Овраги” С. Антонова). В 1980-е годы В. Распутин, Б. Можаев, В. Астафьев показывают нравственную гибель деревни, ее вымирание. В 1990-е годы “деревенская проза” как бы угасает.

5. Какие проблемы поднимала “деревенская проза” 1960-70-х годов?

“Деревенская проза” ставила проблемы гибели русской деревни, раскрестьянивания мужика, падения нравственности, исчезновения деревенской народной культуры, ремесел и промыслов, составлявших славу России. Особой проблемой было администрирование жизни деревни, бюрократизация. Важной проблемой было опустошение деревни, уход из нее молодежи. Такая молодежь, не умеющая воспринять лучшее в культуре города и растерявшая культуру деревенскую, создавала ряды маргиналов – людей промежуточного положения между городом и деревней. Это особая проблема, составившая сущность рассказов В. Шукшина.

6. Какие стилевые течения различались в поэзии 1960-70-х годов?

Лирико-публицистическое (ораторское) – Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский – поэты откликались на актуальные проблемы современности, напрямую обращались к читателю и слушателю; лирико-философское – Л. Мартынов, А. Тарковский, Д. Самойлов – обращалось к вечным вопросам бытия, постижению смысла жизни, ее ценности, понятиям красоты, искусства, природы творчества; лирико-романтическое (связано с авторской песней) – Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Мориц, Ю. Левитанский – поэтизировался человек с его понятиями чести, достоинства, рыцарства, дружбы, любви; народно-поэтическое (“тихая лирика”) – Н. Рубцов, С. Викулов, Н. Тряпкин – поэты передавали духовную красоту народного характера, неповторимость “малой” родины, поэтизировали несуетное деревенское бытие.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№2) - Школьные сочинения


Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№2)