Вопиющая скорбь о ребенке

Я не рассказываю о писателе и его творчестве, не характеризую время, в которое он жил. Учащиеся должны представить автора, погрузившись в стихию его текста. Моя цель – стать проводником по художественному тексту. Исходя из этого, выбираю вопросы к тексту, позволяющие понять мысль автора. Задача учащихся – предельно внимательное чтение рассказа с осмыслением.

Домашнее задание. Прочитать рассказ Л. Андреева “Петька на даче”. Составить план рассказа, отражающий основные эпизоды.

Ход урока

Лексическая работа

Уточнение понимания слов из рассказа: Аляповатый, приказчик, потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный.

Беседа по вопросам

Произведение какого жанра вы прочли? Что подсказывает читателю выбор писателем именно этого жанра? Кто главный герой рассказа? Что узнали о нем? Традиционно произведение начинают с представления героя. Соблюдена ли эта традиция в прочитанном рассказе? Всю ли жизнь героя показал автор? Объясните название произведения. Полно ли оно отражает художественное время и место?

В ходе беседы выясняем, что сам жанр рассказа предполагает временную ограниченность, значит, мы ориентированы на повествование о каком-то периоде, но не всей жизни героя. Рассказ – это эпический жанр, следовательно, внимание автора сосредоточено на изложении событий. Перед нами рассказ-событие. Его содержание – отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана. С первого предложения читатель оказывается свидетелем события без подготовки и объяснения, точно так же он покидает героев, как бы не дослушав до конца их разговор. Названием автор подчеркнул значимость центрального эпизода – пребывание на даче.

Обращение к выполненному домашнему заданию

Какие эпизоды вы выделили? Сколько частей у вас получилось?

Оптимальный вариант плана Петька в городе. (Примерно две с половиной страницы.) Поездка на дачу. (Четыре с половиной страницы. Со слов “Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал” до слов “На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву”.) После возвращения с дачи. (Одна страница.)

Соотношение частей по объему упрочивает важность центрального эпизода. Рассказ рассказывает об отчетливо распадающейся на два мира жизни – в городской парикмахерской и на даче.

Работа с первой частью рассказа

Представьте мир города (парикмахерскую, окрестный квартал, работников и посетителей парикмахерской, жителей города). Автор рисует нам пропитанную скучным запахом дешевых духов, полную надоедливых мух парикмахерскую, ее вид дополняют детали: грязная простынка, туповатая бритва с неприятным скрипом, одно зеркало с трещиной, а другое кривое и потешное, запятнанная стена, пестрая от мушиных следов картина, черная копоть над керосиновой лампой. Ощущение брезгливости вызывает перечисление находящихся в ней людей: больной жены хозяина, мастера с большими потными руками, ленивых подмастерьев, аляповато-красивых, но подозрительных молодцев и других посетителей.

Городской пейзаж мрачен. “Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же сырую, неохлаждающую тень…” Квартал заполнен домами дешевого разврата, которые придают местности “особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного”. Главные события – пьянки и драки. Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные, с печатью утомления и пренебрежения к окружающим лица, они говорят хриплыми, резкими голосами, бранятся. “И только побитая женщина плакала и бессмысленно ругалась; ее растрепанные волосы волочились по песку, а полуобнаженное тело, грязное и желтое при дневном свете, цинично и жалко выставлялось наружу”.

Опишите Петьку в городе. Автор рисует маленькую, худую, сгорбившуюся в углу на стуле фигуру, на нестриженой голове – нехорошие струпья, вызывающие брезгливость даже у нетребовательных посетителей. “…Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика”. Петька не жил, а существовал, равнодушие и апатия характеризовали его, жизнь он воспринимал как длинный неприятный сон.

Какие чувства вызывает у читателя похожий на старичка мальчик?

Какое слово чаще всего повторяется в описаниях? Самое частотное слово Грязный – только в первой части оно повторяется семь раз и является главным определением городской жизни, причем в трех лексических значениях: 1) запачканный, нечистый; 2) безнравственный, аморальный; 3) серовато-мутный.

Какое сложилось у Петьки представление о хорошей жизни? Петька завидовал “умному и бесстрашному” Николке, который пил, курил, сквернословил, знал много грязных историй.

Каким мы представляем будущее Петьки, отталкиваясь от материала первой части? Жизнь мальчика беспросветна, ему не вырваться из грязного и циничного существования города, он “думал, что когда-нибудь и он будет такой же”.

Охарактеризуйте художественное время первой части. “Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похожие один на другой, как два родные брата”. Все за эти три года его жизни в парикмахерской одно и то же: зимой и летом, утром и вечером “он все подавал и все подавал”. Автор подчеркивает недвижимость застывшего времени.

Запись в тетрадь : Пять-шесть эпитетов, характеризующих город: Безжалостный, беспорядочный, тревожный, грязный, равнодушный, скучный, желтый, порыжевший, неприятный, черный, серый, дешевый, подозрительный.

Работа по второй части рассказа

Какими словами начинается повествование о втором эпизоде? Конструкция Много ли, мало ли жил Петька напоминает сказочный оборот Долго ли, коротко ли жил (шел) герой ; таким образом исподволь автор настраивает на сказочность, нереальность последующих событий.

Как среагировал Петька на известие о даче?

“Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха…” Он не знал, что такое дача, но чувствовал, что она-то и будет тем местом, “о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно”, но куда он стремился.

Опишите мальчика в поездке по дороге на дачу. Прежде постоянно погруженный в тяжелую дремоту, Петька оживился, он перебегал от одного окна к другому, голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Родившийся и выросший в городе, он поражался всему новому и странному, открывшемуся в поле, и “глаза Петькины давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим”. Всегда сонный, казавшийся собственной матери дурачком, маленький подмастерье, вырвавшись за границы городского мира, ожил, преобразился, исчезло сходство со старичком; вместе с тем изменилось и отношение к нему окружающих: вместо брезгливости незнакомые пассажиры дарят ему улыбки. Андреев делает доминантным эпизод “На даче”, потому что в нем происходит “просветление” героя.

Чем занимался Петька на даче? Автор подчеркивает богатство и силу новых впечатлений, которые оказались чрезмерными для маленькой и робкой душонки. “Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы”. Первоначальный страх и степенность старичка в постижении нового, влекущего к себе мира отступают, через два дня достигнуто полное соглашение с природой. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах, прыгать в “классики” легче, если надуваешь щеки. Описывая купание в реке, автор сравнивает мальчика со щенком, впервые попавшим в воду; омовение грязного героя не сродни ли крещению? Занятных мальчишеских дел у Петьки оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду. Постоянная занятость, пришедшая на смену прежнему дремотному состоянию, благотворно повлияла: он “изумительно помолодел” и забыл, что на свете существует парикмахерская Осипа Абрамовича.

Каков главный итог недельного пребывания на даче? “Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено”.

Какой пейзаж рисует автор за городом? Л. Андреев был незаурядным художником и мастером цветной фотографии, это сказывается в цветовой палитре: словно черно-белая фотография сменилась цветной, появились краски, выходящие за пределы серо-грязной гаммы городского мира, проявились полутона. Писатель передает нам детский взгляд на окружающий мир посредством слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ангелочки, облачка, домики) , сравнения (домики, похожие на игрушечные, такая же игрушечная белая церковь) , одушевления природы (темно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать) . Важное для ребенка сравнение с матерью и подчеркнутое сходство эмоций мальчика и одушевленных явлений природы (радость, задумчивость, смех) подводят читателя к уяснению, что этот мир для Петьки родной и сам он естественная частица его. Замкнутость мертвенного города уступила место безграничности полной жизни природы: “…Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю”.

Похожи ли жители загорода на городских? Танцы, музыка, веселые, смеющиеся нарядные господа… Дача – это кусочек мира счастья, Петька, попав сюда, приобщается к этому безмятежному существованию.

Охарактеризуйте художественное время второй части. Ход времени убыстряется, несколько дней наполнены событиями так, что насыщенность маленького жизненного отрезка больше, нежели во все предыдущее существование.

Как отреагировал Петька на известие о необходимости уезжать? После долгого непонимания мысли стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, принадлежность счастливого мира, превратилась в призрак. Красочность описания меркнет, как только в сознании героя начинают проступать реальные черты города. В проявлении недоумения от случившегося и отчаяния Петька не похож на детей, а воспроизводит привычные ему реакции грязных обитателей города: “…Он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре”. И все же он еще способен на эмоциональный всплеск, а вот “своевременно” успокоившись, он опять впадет в мертвенную спячку.

Запись в тетради эпитетов, характеризующих дачную жизнь: Светлый, веселый, живой, ласковый, удивительно ясный, беленький, радостный, серебристый, серенький, яркий, темно-синий, зеркальный, седой от росы.

Работа по третьей части

Опишите Петьку по дороге домой. Находим подтверждение нашим выводам по предыдущему вопросу: город убивает в мальчике детское и живое, во внешнем облике автор вновь обращает внимание читателя на старческие морщинки.

Найдите слова автора, определяющие его понимание происшедшего. Как вы их поняли? “Большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву”. Дети отмечают губительную силу одушевленного, но не одухотворенного города, предназначение ребенка стать жертвой, неотвратимость гибели маленького в столкновении с большим.

Изменилось ли что-нибудь в парикмахерской? Зачем автор в конце рассказа еще раз описывает ее? Выпавший на долю мальчика эпизод отходит, размывается, бледнеет, потому что наваливается прежний уклад. Обрамление эпизода дачной жизни описанием парикмахерской подчеркивает их контрастность, а также упрочивает мысль о незыблемости грязного существования, о победе города над счастливым мигом.

Что осталось в памяти Петьки от недели на дачи? Рассказы мальчика о даче по ночам звучат как сказки, потому что они “о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал”. Звенящий и взволнованный голосок – единственное свидетельство того, что Петька – маленький мальчик, способный жить чувствами.

Какой картиной завершается рассказ? Автор передает звуки города: мощное громыхание проезжающего обоза, отдаленный жалобный крик пьяной женщины, которую бьет пьяный мужчина. Ощущение грязи жизни усиливается.

Вырвется ли Петька из лап хищника города? Дача – символ счастья; как разрушается образ дачи в Петькином сознании, так и у читателя разрушается вера в возможность счастья. Город не допустит, чтобы его беззащитная жертва вырвалась, а мимолетный миг загородной недели лишь подчеркивает неприглядность парикмахерской и делает жизнь в ней еще горше. Грязный город существовал и будет существовать, будет губить все светлые впечатления, невозможно преодолеть его влияние. Утрата счастья неминуема: она была предрешена сказочной стилистикой при введении центрального фрагмента.

Каким вы представляете писателя, создавшего такой рассказ? Дети подчеркивают способность сострадать, умение “нарисовать” образы и словесными средствами передать свое отношение к описываемому, убежденность автора, что грубая действительность не допустит длительного существования счастья.

Варианты домашнего задания Подготовить устный рассказ Николке о даче от лица Петьки. Письменно ответить на вопрос: “Почему автор назвал Петьку жертвой большого города”? Нарисовать иллюстрацию к рассказу.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Вопиющая скорбь о ребенке - Сочинения рассуждения


Вопиющая скорбь о ребенке