Урок-размышление по драме Ф. Шиллера “Разбойники”

На работу по пьесе я отвожу два урока, третий – обобщающий урок-размышление. На первых уроках идет подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям.

В процессе подготовки к итоговому уроку ребята были поделены на творческие группы с заданиями: группа “Актеры” готовила к инсценировке третью сцену второго акта “Богемские леса”; группа “Художники-оформители” готовила афишу пьесы, портреты главных героев – Франца Моора и Карла Моора; группа “Исследователи” работала над романом А. С. Пушкина “Дубровский”;

группа “Искусствоведы” работала над историей создания 9-й симфонии Л. В. Бетховена.

Оформление: Театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению.

Музыкальное сопровождение: Л. В. Бетховен. 9-я симфония, ода “К радости”.

Эпиграф: “Я и вправду могу вызвать изумление” (Карл Моор).

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера (1759-1805) “Разбойники”, писателя, которого А. С. Пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох – Гомером, Данте,

Шекспиром, Расином. Сегодня перевернута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдет не просто о литературном произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. “Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви”, – произнесем мы вслед за А. С. Пушкиным.

Сегодняшний урок – урок-размышление над прочитанным. Мы постараемся ответить на вопросы: Как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей? Что же такое классика, классическое произведение? Какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы?

Беседа с классом

– Действие пьесы “Разбойники” происходит в Германии XVIII века. Сюжет ее построен на вражде двух братьев. Что вы можете сказать о главных героях пьесы?

Ответы учащихся

Главные герои – братья Карл и Франц Мооры. Один из них – младший брат Франц – человек бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает все, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца – графа фон Моора. Вероломный, деспотичный, безобразный внешне Франц преследует лишь одну цель – власть и деньги.

Другой – благородный, пламенный, героический, дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников.

– Какой художественный прием лежит в основе построения характеров братьев? Обоснуйте это.

При характеристике персонажей Шиллер использует прием Антитезы. Контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки.

Один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить Карла. Другой – великодушный, способный на возвышенные чувства. В характеристике братьев используются антонимы: подлый – великодушный, бессовестный – честный, аморальный – благородный.

– Посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой “Художники”. Как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (Развернутые ответы учащихся.)

“Кто же теперь осмелится прийти и потянуть меня к ответу или сказать мне в глаза: “Ты подлец!” Теперь долой тягостную личину кротости и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и ужасайтесь!.. Гладить и ласкать – не в моих обычаях. Бледность нищеты и рабского страха – вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!” (Характеристика Франца; акт 2, сцена 2.)

” Амалия. Блеклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его огненных глазах…

Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор.” (Характеристика Карла; акт 2, сцена 2.)

Учитель. В результате интриги Франца Карл Моор становится преступником, стремление его к свободе обращается в ненависть ко всему человечеству в целом. Желая восстановить справедливость и отомстить брату, Карл становится предводителем шайки разбойников. Однако жизнь разбойников далека от идеала “нравственного миропорядка”. Одной из ключевых сцен пьесы является сцена в богемских лесах. Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.

Группа “Актеры” представляет фрагмент этой сцены от слов патера: “Так вот оно – драконово логовище! С вашего позволения, судари мои, я служитель церкви, а там вон стоит тысяча семьсот человек, оберегающих каждый волос на моей голове…” до слов Моора: “Теперь мы свободны, друзья…”

Беседа с классом

– Почему в стан разбойников приводят священника?

Ответ. Драматург проводит своего героя через испытание совестью.

– Что лучше помогает нам понять характер главного героя?

Ответ. Шиллер в “Разбойниках” сумел показать самые сокровенные движения души через монологи и реплики героя. Монологи Карла Моора помогают нам понять, какой внутренне противоречивый путь от ненависти и мести к осознанию ужаса смерти и покаянию проходит герой. Он берет на себя право казнить и миловать, но злодеяния и бесчинства разбойников не дают ему возможности стать прежним. Монолог героя показывает, как глубоко он переживает разлад с совестью.

“Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью на смертном одре? Много ли тебе приходилось делать такого, за что бы ты нес ответственность? Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает разбойничьи победы, но проклятия, опасности, смерть, позор!”

Учитель. “Разбойники” – бунтарская драма, а ее герой – благородный разбойник. Какая богатая тема! Шиллер не первый ее открыл, и в русской литературе она нашла продолжение в романе А. С. Пушкина “Дубровский”. Я предложила сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем Владимиром Дубровским группе литературоведов.

– Что можно сказать о жизненных целях этих героев? Какие качества персонажей кажутся вам похожими?

Ответ группы “Исследователи”. Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, написанном в 1832-1833 годах. Владимир Дубровский – русский дворянин, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников. Сцена в богемских лесах напоминает сцену из главы XIX: “Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок… Разбойники заняли каждый определенное место. В сие время трое дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошел к ним навстречу. “Что такое?” – спросил он их. “Солдаты в лесу, – отвечали они, – нас окружают”…”

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздает сиротам. К ним обоим подходит характеристика – Благородный. Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от нее совпадают с путем героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдается правосудию, а не скрывается за границу. Рассматривая эти образы мировой литературы, мы видим похожесть в изображении героя-бунтаря у Пушкина и Шиллера. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: “Я не вор, скажи им, что мое ремесло – возмездие, мой промысел – месть” (Карл Моор).

Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют по-разному. Неизменно встает и перед нами главный вопрос финала:

– За что осудил себя ее главный герой? Почему он сдается правосудию?

Опираясь на анализ последнего акта, ребята показывают осознание главным героем гибельности своего пути и желание возмездия себе за смерть Амалии, отца и брата. Человек ответственен за свои поступки и перед собой, и перед обществом: “О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я назвал это мщением и правом!.. Загубленное мною – загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я еще могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир…” С горечью и стыдом Карл Моор признал, что пошел не тем путем. Мечом он пытался восстановить в мире справедливость, но его благие намерения сопровождались бесчестными злодеяниями.

– Почему слова Карла Моора “Да, я и вправду могу вызвать изумление” мы вынесли эпиграфом к уроку?

– Вызвал ли изумление у вас главный герой? Как вы относитесь к его поступку? (Ответы учеников.)

Учитель. Ф. Шиллер остается популярным в России и в XXI веке, как был он популярен в веке XIX. Его пьесы не сходят со сцен русских театров: Московского театра имени А. С. Пушкина, Малого, БДТ и других. Зрители и читатели современности продолжают искать ответ на вопрос: можно ли остаться человеком без покаяния? Поступок главного героя пьесы Карла Моора до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке. Мысли великого поэта о мере ответственности человека за свои поступки были близки великим русским писателям XIX века (например, А. С. Пушкину и Ф. М. Достоевскому).

Описание событий в романах и других произведениях великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.

Группа “Искусствоведы”. В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю – 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращенный к потомкам. Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии. Музыку композитор положил на слова оды Шиллера “К радости”. В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: “Обнимитесь, миллионы!” (Выразительное чтение оды учащимся.)

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода “К радости”.)

– Сравните оду-песнь Шиллера с его “Разбойниками”. Могли бы герои драмы принять ее? (Ответы учеников.)

Заключительное слово учителя. Проходят годы, меняются режиссерские трактовки и актерские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остается пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-размышление на тему “Чем близка современному читателю драма Ф. Шиллера “Разбойники”?”.



Урок-размышление по драме Ф. Шиллера “Разбойники”