Урок по технологии “Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости” 8 класс

Урок по технологии (раздел “Черчение и графика”) в 8 классе.

Тема: Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости.

Цель: развить у учащихся теоретические знания о проекции и изображении проекции;

Образовательная: Формирование представления о проекции предмета и процесса проецирования;

Развивающая: Развитие пространственного мышления;

Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока : изучение новой темы

Оборудование: Учебник, плакат “Проецирование на две плоскости”, презентация

“Проецирование”, карточки-задания.

Этапы урока:

I. Организационный момент

II. Повторение и закрепление пройденной темы

III. Изучение новой темы

IV. Закрепление нового материала

V. Задание на дом

Ход урока.

I. Орг. момент, сообщение темы, целей

II. Повторение и закрепление пройденной темы

1.Какие графические изображения вы знаете? ( Чертеж, эскиз, рисунок)

2.Что такое чертеж? (Изображение какого-либо предмета на бумаге, план чего-либо)

3.Что такое эскиз? (Изображение, выполненное на бумаге в клетку, с соблюдением пропорций)

4.Что такое технический рисунок? ( Наглядное изображение,

выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров предмета.)

5.Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения чертежей? (линейка, угольники, циркуль, ластик карандаши Т, ТМ, М.)

III. Изучение новой темы.

Проецирование – процесс построения проекции предмета (запись в тетрадях ). Для выполнения построения проекции какой-либо фигуры на плоскости необходимо через точки этой фигуры провести воображаемые проецирующие лучи до их пересечения с плоскостью. Проекции всех точек фигуры образуют проекцию заданной фигуры. ( Демонстрация плаката). Если проецирующие лучи исходят из одной точки, то проецирование называется Центральным ( Слайд) . Примером являются фотоснимки, тени, отброшенные от предмета лучами электролампочки. Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называется Параллельным. Строить изображение предмета в параллельной проекции проще, чем в центральной. При параллельном проецировании лучи падают на плоскость под одинаковым углом. Если это острый угол, то проецирование называют Косоугольным ( слайд). Когда проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекции – проецирование называют Прямоугольным (слайд).

Представьте, что в пространстве находится предмет. Чтобы получить его изображение, перед предметом ставим вертикальную плоскость, обозначив ее буквой V. Называем эту плоскость фронтальной, из-за того, что она находится “лицом к зрителю” (“фронталь”-французкое слово) (плакат “Проецирование на две плоскости”) Нужно провести через вершины предмета проецирующие лучи, перпендикулярные к плоскости проекций V.

Заметьте, предмет расположен перед плоскостью проекций так, что две поверхности предмета оказались параллельными этой плоскости и спроецировались без искажения.

Какие можно сделать анализы из этого процесса проецирования? (учащиеся сами выводят):

– плоскость расположена вертикально лицом к зрителю;

– две поверхности предмета расположены параллельно плоскости проекций;

– две поверхности спроецировались на плоскость без искажения;

– проецирующие лучи перпендикулярны к плоскости проекции.

Кто мне скажет, к какому проецированию относится этот процесс? (ответы) Прямоугольное проецирование является основным (запись в тетрадь). Какие измерения предмета можно выявить по полученной проекции? (Высоту и длину)

Вывод: Одна проекция не выявляет третьего измерения (Запись в тетрадь).

Как можем устранить это недостаток, ведь мы должны видеть все изображения предмета? (Ответ ученика ) Использовать вторую плоскость проекции.

Да, необходимо построить две прямоугольные проекции на две взаимно перпендикулярные плоскости: фронтальную (V) и горизонтальную плоскость (H).Чтобы получить проекцию на фронтальной плоскости V, предмет рассматривают спереди, а на горизонтальной плоскости – сверху (H).Линию пересечения этих плоскостей (она обозначается х) называют Осью проекций. Для получения чертежа предмета обе плоскости совмещают в одну, т. е. горизонтальную плоскость поворачиваем вниз вокруг оси х на 90 градусов (плакат “Проецирование на две плоскости”).

Анализ (учащиеся сами выводят):

– вторая плоскость – горизонтальная (Н) рассматривает проекцию сверху;

– линией пересечения двух плоскостей (H, V) является ось (Х);

– для получения чертежа горизонтальную плоскость поворачиваем вниз вокруг оси на 90 градусов.

Правило: На совмещенных плоскостях фронтальная и горизонтальная проекции предмета располагаются В проекционной связи, т. е. горизонтальная проекция будет находиться точно под фронтальной. (запись в тетрадь)

IV. Закрепление

1.Вопросы:

– Какое проецирование сегодня рассмотрели? ( Прямоугольное)

– Где и для чего применяют прямоугольное проецирование? ( В черчении для изображения чертежа)

– Какие 2 плоскости узнали? ( Фронтальная плоскость и горизонтальная плоскость)

– С какой стороны рассматривают предмет на фронтальной плоскости?(спереди)

– С какой стороны рассматривают предмет на горизонтальной плоскости?(Сверху)

– Как обозначаются плоскости? ( V, Н)

– По одной проекции можно определить форму предмета? (нет)

2.Самостоятельная работа по карточкам.

Задание: Перечертите фронтальную проекцию детали. Используя наглядное изображение, постройте горизонтальную проекцию. Нанесите размеры.

V. Дом. задание.

Заполнить основную надпись рис.19, стр.16. Размер шрифта 3,5.

Конспект открытого урока по курсу “Черчение – 8 класс”

Тема урока: РАСПОЛОЖЕНИЕ ВИДОВ НА ЧЕРТЕЖЕ. ЗАДАЧИ НА СОСТАВЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ПО РАЗРОЗНЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

Тип урока: урок обобщения и практического применения изученного материала.

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме “Проецирование”

Цели урока:

– обобщение полученные знания по теме “Проецирование” о процессе проецирования, видах и правилах проецирования геометрических тел на 1,2,3 плоскости и расположении проекций на чертеже;

– отрабатывание на практике умений и навыков проецировать геометрические тела на 1,2,3 плоскости и располагать их на чертеже;

– создание условий для развития внимания, пространственного мышления, интереса к предмету и умения ориентироваться в нестандартных учебных ситуациях через активные формы деятельности.

Технологии: технология проблемного изучения.

Методы, приемы: упражнения, практикум, нестандартные уч. ситуации на применение знаний.

Оборудование:

Индивидуальные карточки-тесты на повторение понятий,

Индивидуальные карточки с заданиями для практикума,

3-плоскостной угол,

Комплекты шаблонов проекций деталей для учащихся по 2 детали на каждого малого масштаба,

Шаблон проекций детали крупного масштаба для работы на доске,

Чертежные принадлежности.

Структура урока:

Организационный момент.

Целеполагание. Мотивация учащихся.

Воспроизведение и применение опорных знаний по теме.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание.

Структурный элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, гостей, проверка готовности класса и учащихся к уроку, причины отсутствия учащихся (если есть)

К уроку д. б. готовы тетради, чертежные инструменты

2.

Целеполагание. Мотивация учащихся.

-Предлагает учащимся вспомнить тему предыдущих 3-х уроков. Предлагает проанализировать тему данного урока, определить цель урока.

-Учитель мотивирует учащихся на изучение данной темы, получение знаний и практическую отработку полученных ЗУН в дальнейшем – профессиональная значимость знаний по теме (токарь, слесарь и т. д.; дизайнер одежды, ландшафтов, Художник и т. д.)

-формулируют предыдущую тему.

– формулируют тему данного урока.

-анализируют и ставят цель урока.

3.

Воспроизведение и применение опорных знаний по теме.

Учитель предлагает учащимся ответить индивидуально на вопросы ТЕСТА.

Изображение на плоскости

Плоскость, на которой получается проекция

Прямая, с помощью которой объект проецируется на плоскость

Проецирование, при котором проецирующие лучи выходят из одной точки

Приоецирование, при котором проецирующие лучи параллельны друг другу

Проецирование, при котором проецирующие лучи падают на плоскость под прямым углом

Проецирование, при котором проецирующие лучи падают на плоскость под углом отличным от прямого

Фронтальная проверка работы по тесту

Предлагает учащимся выполнить практическую часть индивидуально.

Задание: выполнить проецирование детали на одну из плоскостей ( на карточках показаны деталь и плоскость)

Проверка выполнения работы учащихся на доске и оценивание результатов

Учитель предлагает поработать с пространственным углом 3-х плоскостей, расположением на плоскостях проекций и составить схему будущего чертежа:

– расположение проекций на плоскостях,

– развертывание пространственного угла на плоскость,

– соотношение названий плоскостей, проекций, видов чертежа:

Фронтальная плоскость – фронтальная проекция – главный вид,

Горизонтальная плоскость – горизонтальная проекция – вид сверху,

Профильная плоскость – профильная проекция – вид слева.

Учитель вводит понятия “ВИД”

“Вид СВЕРХУ”

“ВИД СЛЕВА”

Индивидуальная работа на местах и у доски: работа с шаблонами деталей – определи виды и размести на чертежах шаблоны видов детали

Задачи на развитие логического и пространственного мышления: На столе стоят часы. Скажите, который час?

В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если плоскость проекции – пол?

В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если плоскость проекции – задняя стенка класса?

В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если плоскость проекции – боковая правая от вас стена класса?

В какое время суток фигура человека проецируется в точку на горизонтальную плоскость? Как называется данный вид проецирования?

– Учащиеся работают самостоятельно, заполняют тест

– учащиеся по – очереди отвечают на вопросы учителя и дают пояснения.

-3 человека работают на доске,

-5 человек работают на местах;

Взаимоконтроль: каждого ученика у доски контролируют и оцениваю 1,2 ученика на местах

– учащиеся на местах, оценивая работу на доске не только ставят оценки, но и доказывают ошибки при выполнении работ

– совместно с учителем анализируют,

– запись в тетради

– Запись в тетради

– 1 человек работает у доски,

-7 человек работают на местах.

– анализируют работу, выполненную на доске.

Ответы учащихся:

– в цифре 6

– нет такого времени

– в цифре 3

– в полдень,

– в полночь

4.

Подведение итогов.

– Учитель предлагает учащимся вспомнить что такое цель?

– Учитель предлагает учащимся вспомнить цель урока, оценить результат урока по достижению цели урока?

– Учитель предлагает дать определение понятию “ЧЕРТЕЖ” (опережающее – своими словами – расположение проекций на плоскости)

– вспоминают цель – конечный результат.

– вспоминают цель урока,

– оценивают общий результат урока

5.

Рефлексия.

Учитель предлагает записать в тетради схему:

– заполняют в тетради и затем озвучивают по желанию.

6.Оценивание работы учащихся.

Учитель озвучивает оценки за урок, проговаривает ошибки, недочеты

7.Домашнее задание.

Домашнее задание – параграф 5,

Записи в тетради – выучить!!!

Принести пластилин.



Урок по технологии “Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости” 8 класс - Новые сочинения


Урок по технологии “Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости” 8 класс