Урок обществознания в 6 классе по теме “Семья – ячейка общества”

Урок обществознания в 6 классе по теме “Семья – ячейка общества”

Автор – учитель истории и обществознания Райзинк Елена Владимировна

Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района “Общеобразовательная средняя (полная) школа № 2 г. Белоярский”

Цель урока: Формирование представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека.

Ресурсное

обеспечение: Мультимедийное оборудование, тетради, учебники, дидактический материал.

План урока:

Зачем люди создают семью.

Семья и государство.

Какие бывают семьи.

Если семья не выполняет своих обязанностей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент. Приветствие. Учитель обращает внимание на готовность учащихся к уроку.

Проверяют готовность к уроку, находятся рядом со своей партой.

Приветствуют учителя.

Промежуток от 1 до 2 звонка.

Предлагает начать урок с фраз, которые были розданы на перемене.

Предлагает прочитать начало пословиц и поговорок и продолжить их.

Изба детьми…(весела).

Не нужен клад…(когда в семье лад).

В гостях хорошо… (а дома лучше).

Не красна изба углами…(а красна пирогами).

Братская любовь…(крепче каменной стены).

После выполнения этого задания спрашивает о предположениях ребят по поводу темы урока, его цели и задачах.

Формулирует вместе с ребятами тему урока, цели и задачи урока.

Предлагает план урока.

– Поговорим?

– О чем?

– О разном и о прочем.

– О том, что хорошо.

– И хорошо не очень.

– Чего-то знаешь ты.

– А что-то мне известно.

– Поговорим?

– Поговорим. Вдруг будет интересно?

Учащиеся выполняют задание учителя с пословицами и поговорками.

Учащиеся записывают тему и план урока в тетрадь.

” Прежде чем говорить о семье, давайте вспомним термины, которые мы уже знаем и которые могут нам пригодиться сегодня в нашем разговоре”.

Учитель предлагает выполнить терминологическое задание на интерактивной доске.

Наследственность – Биологическое свойство организма, которое передается из поколения в поколение.

Личность – Качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни, в деятельности и общении с другими людьми.

Сознание – Это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает.

Индивидуальность – Особенность, уникальность, неповторимое своеобразие человека.

Отрочество – Так издавна называли подростковый период жизни человека.

Самооценка – Оценка человеком своих качеств, способностей, своей деятельности.

Эмоции – Это то, что определяет настроение человека в тот или иной момент.

Потребности – Это нужда человека в чем-либо.

Учащиеся подходят к доске и выполняют задание на соответствие терминов их определениям.

4 минуты

“Итак, сегодня мы говорим о семье. Для начала нашего разговора нам необходимо определить, как это слово объясняют словари. Прошу вас помочь мне найти это слово в словарях”. Двум ученикам дается задание – работа со словарем. “Пока ваши одноклассники находят нам определения в словарях, я хотела бы напомнить вам, что в 5 классе на уроках истории мы с вами как-то рассуждали о том, что древний человек вряд ли смог бы выжит в одиночку. Почему?”

Двое учащихся занимаются поиском определения в словарях, а остальные отвечают на вопрос.

3 минуты

“Итак, ваши одноклассники нашли определения термина “семья”, давайте послушаем их, найдем общие характеристики и попробуем самостоятельно сформулировать понятие “семья” и записать в тетрадь”.

Определение, которые записываем в тетрадь: Семья – это группа людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми.

Учащиеся, работавшие со словарями, читают найденные определения и идет совместное обсуждение и выработка определения для записи в тетрадь.

Записывают определения термина в тетрадь.

4 минуты

“Продолжаем наш разговор… итак, мы вспомнили, что в древности, что человеку нужны были другие люди, прежде всего потому, что один он просто бы не выжил. В одиночку он не мог ходить на охоту, обрабатывать землю, мог погибнуть от голода и холода. А что же заставляет людей сейчас, в цивилизованное время создавать семьи, жить в семьях?”

Дети участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя о причинах существования семей – желания продолжать род, иметь детей, иметь душевную поддержку, понимание, любовь, смысл жизни.

5 минут

Проводит игру-разминку: “А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру ” Встаньте те, кто…”

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого есть младший брат.

У кого есть старшая сестра.

У кого бабушка и дедушка живут здесь, в городе.

У кого дальние родственники живут на “большой земле”, в другом городе.

У кого есть сын или дочь.

Участвую в игре.

3 минуты

“Древний китайский мудрец Лао Цзы говорил, что если крепка семья, значит, будет крепким и государство. Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ”.

“Ребята, а вы знаете, как наше российское государство заботится о семье как маленькой ячейке общества?”

“Да, верно, государство понимает важность воспитания нового поколения граждан и помогает семьям – выплачивает Пособия матерям, которые не работают и ухаживают за младенцами. Государство установило выплату Материнского капитала для семей, которые решили иметь двух и более детей”.

“В нашей стране существует специальный закон – Семейный кодекс, который устанавливает правила для семей. 2008 год был объявлен годом семьи, и в этот год проводилось много мероприятий, которые помогли людям понять ценность семьи. В России был принят новый праздник в честь семьи – 7 июля – день святых Петра и Февронии. Символом этого праздника является славный полевой цветок – ромашка”.

Некоторые Дети могут дать правильные ответы.

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.

5 минут

“100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причем большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… Представьте себе Дом на селе. Начало двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимается своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния. А старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили веревки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли.

Семьи были разные. Посмотрите на слайд. Если в семье проживают родители и дети, то такую семью называют Двухпоколенной. Если же в семье живут еще и бабушки и дедушки, то эта семья – Трехпоколенная. А если прабабушки и прадедушки? (Показывает схему).

А еще существуют семьи неполные, когда по каким-то причинам один из родителей. Но неполная семья не означает, что она хуже, чем полная. Главное, чтобы все члены семьи старались, чтобы дома было тепло и уютно”.

Слушают рассказ учителя, могут вступить в беседу.

Рассматривают схему и переносят изображение в тетрадь.

5 минут

“А всегда ли в семье бывает тепло и уютно? Всегда ли в ней царит любовь и внимание, забота и понимание? Есть такие семьи, о которых, вы, наверное, слышали с экранов телевизоров, в которых не заботятся о детях, не обращают внимание на их воспитание, образование. В этом случае и помогают законы, о которых мы уже с вами говорили – законы, которые защищают права детей”. Демонстрация слайдов.

” Но и у детей есть обязанности в семье. Какие?” Предлагаю начатые предложения тем, кому я даю мяч в руки:

“Мне приятно, когда в моей семье…”

“Моим родным приятно, когда я…”

Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

5 минут

“Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока вместе. Как вы считаете, что было главным сегодня? Что вас больше всего заинтересовало? Какими новыми знаниями вы поделились с родителями? Посетили ли вас мысли, о которых вы не успели сказать на уроке? Может, возник какой-то вопрос? Что вам понравилось особенно на сегодняшнем уроке? Может, возник какой-то вопрос? Как вы считаете, кто сегодня был особенно активен? Чьи ответы вам особенно понравились? Кто, с вашей точки зрения, сегодня заслуживает оценки “5”?

Выставление оценок с комментариями.

Запись домашнего задания с комментариями.

§ 7, – читать, приготовить рассказ, альбом, презентацию, семейную газету на тему “Чем мы любим заниматься всей семьей, когда собираемся вместе?”

Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь

3 минуты


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Урок обществознания в 6 классе по теме “Семья – ячейка общества”