Урок для 10 класса по теме: “Олигополия”

Урок по экономике “Олигополия”

10 класс

Учитель: Парфенова Ирина Владимировна

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: деловая игра.

Цель урока: вывести основные стратегии фирмы на рынке олигополии.

Задачи урока:

Образовательные:

Дать представление об олигополистическом рынке.

Развивающие:

Развитие логического мышления

Развитие умения анализа ситуации и выбора лучшего варианта из альтернативных способов решения проблемы

Развитие умения общения в процессе дискуссии, умения аргументировать

свою точку зрения.

Воспитательные:

Формирование коллективного сознания; умения взаимодействовать при решении общих задач; сообща определять степень участия каждого в работе.

Формирование критичности, сдержанности, уважения к мнению других, внимательности к другим участникам игры.

Оборудование и материалы: 4 персональных компьютера (установлена операционная система Windows XP, Microsoft Office 2003), мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран), распечатки правил игры (Приложение 1) –

4 экз., 4 описания машин со сравнительным анализом (Приложение 2) – по 1 экз.;
4 комплекта карточек по 8 штук для заявок фирм (Приложение 3)

Подготовка к уроку: На рабочем столе каждого компьютера поместить файл “Отчет”, на мультимедийное оборудование установить презентацию “Олигополия” (обязательно скопировать всю папку “Презентация”)

Ход урока:
1. Вступление.

Н А прошлом уроке мы с вами рассмотрели различные виды конкуренции. Сегодня мы более подробно остановимся на одной из самых интересных рыночных структур – олигополии. Чтобы лучше понять, как взаимодействуют фирмы на олигополистическом рынке, мы воссоздадим модель олигополии с помощью деловой игры. Но сначала давайте вспомним основные черты этой рыночной структуры.

2.Актуализация знаний

Презентация “Олигополия” слайды 2-5
Слайд 2:

(от греч. oligos – малочисленный и poleo – продаю, торгую)
Господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров.
Экономический словарь

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Слово “олигополия” введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе “Утопия” (1516).

Слайд 3:

Особенность олигополистического рынка

Каждая компания знает свою долю рынка предлагаемых товаров и услуг.
Любое изменение цены или доли рынка, контролируемой одной компанией, отражается на объеме продажи остальных компаний.
Каждая компания должна принимать решения в отношении своих цен и объемов производства с учетом реакции других компаний.

Слайд 4:

ПО ТИПУ ТОВАРА различают ДВА вида олигополии ЧИСТАЯ ОЛИГОПОЛИЯ – фирмы предлагают однородные продукты. Цена на рынке единая. Пример – рынок товаров химической промышленности.
ДИФФИРЕНЦИРОВАННАЯ ПО ТИПУ ПРОДУКТА ОЛИГОПОЛИЯ. Производство разнообразной продукции одного функционального назначения. Цена распределяется между группами товаров и соответствующими группами цен на однотипные, но не однородные товары. Например, цены на различные классы автомобилей.

Сегодня мы с вами и будем рассматривать рынок автомобилей, как наиболее яркий пример олигополистического рынка.

Следует учитывать тот факт, что каждая фирма производит автомобили различных классов, а значит входит одновременно в несколько олигополий. На одном олигополистическом рынке производятся и продаются машины только одного класса и одной ценовой категории. При этом машины премиум-класса мы не рассматриваем, так как при их покупке людьми движут совершенно другие мотивы. Может возникнуть закономерный вопрос: почему, говоря о рынке машин, мы говорим об олигополистическом рынке, ведь фирм, производящих автомобили, значительно больше десяти. Дело в том, что в любом регионе популярным является ограниченное количество фирм, остальные же продавцы вынуждены под них подстраиваться.

Слайд 5:

Машины одного класса, популярные на российском рынке

На этом слайде вы видите машины одного класса, популярные у нас, в России. Дилеры, продающие эти машины, как раз и объединяются в олигополистический рынок.

3. Деловая игра

Презентация “Олигополия” слайды 6-8

Мы же с вами в нашей деловой игре представим город, в котором основная доля рынка автомобилей сосредоточена в руках у четырех дилеров.

Слайд 6

Машины, представленные на нашем рынке

Сейчас мы определим, какую марку машины будет продавать каждая из ваших групп. Подойдите по 1 человеку от команды и вытащите свой жребий. (Представители команд получают описания машин со сравнительным анализом, правила игры и комплекты карточек для заявок фирм).

Название своей машины введите в верхнюю строчку отчета и давайте познакомимся с правилами игры.

Слайд 7:

Правила игры
– Издержки на 1 машину: на приобретение дилером – 3 тыс. у. е.
за хранение на складе – 2 тыс. у. е.
– В каждый период дилеры закупают по 100 машин, но если на складе скопилось больше 200 машин, то закупку пропускают. При этом издержки на хранение машин сохраняются.
– В каждый период спрос меньше предложения и составляет в среднем 350 машин.
– Каждый бренд имеет по 10 почитателей, которые готовы купить именно эту марку машины при условии, что цена на нее не превышает цены на другие марки более чем в 2 раза.
– Количество почитателей может быть увеличено за счет рекламы. Если какие-то фирмы рекламируют свой товар, а какие-то – нет, то все почитатели распределяются среди рекламируемых брендов. Среди рекламируемых марок машин почитатели распределяются пропорционально вложениям в рекламу.
– Остальные покупатели распределяются следующим образом:
– в первую очередь покупатели приобретают самые дешевые автомобили;
– остальные покупатели распределяются среди оставшихся марок машин в обратной зависимости от цены.

Слайд 8:

Таблица для каждой команды
Сводная таблица

Мы с вами рассмотрим 8 периодов, в течение каждого из которых фирма вынуждена продавать машины по изначально установленной цене. Обычно этот период составляет один квартал.
– Скажите, пожалуйста, почему, уже узнав цену конкурентов, фирма на протяжении трех месяцев не может изменить свою цену? ( Потому что эти цены фиксируются в каталогах на весь рассматриваемый период).
В таблицу на ваших компьютерах вы вносите цену 1 машины и издержки на рекламу. Эти же данные записываете на карточке, которую отдаете мне.
Ваши данные я вношу в сводную таблицу, после чего вы узнаете, сколько машин продали в рассматриваемый период. Эти данные вы также вносите в свою таблицу, после чего узнаете свою прибыль, а, может быть, и убыток.
Посмотрите на сводную таблицу.
В первой строке продаж вы увидите, сколько почитателей в зависимости от цены и от вложений в рекламу имеет ваш бренд. Во второй строке вы увидите, сколько машин будет продано после того, как к почитателям добавятся покупатели, желающие приобрести машину подешевле. И в последней строке вы увидите итоговое количество покупателей в данный период. Это значение, выделенное красным цветом, вы и вносите в свою таблицу.
Есть какие-то вопросы? Ну, тогда начали!

Первоначально имеет смысл проверить, как идет обсуждение, обойдя все группы. На обсуждение отводится минуты 2-3, но строго фиксировать время не стоит, чтобы не сбивать учащихся с мысли. После того, как результаты каждого тура будут собраны, они вводятся в сводную таблицу. При необходимости результаты комментируются. После окончания 8-го тура капитаны групп сообщают итог. Таким образом, выявляем победителей.

4.Подведение итогов. Выводы.

Поздравляю победившую команду. Не забудьте в отчете ввести список группы и оценить работу каждого по 10-бальной системе. Отчет закройте, сохраняя изменения.

А теперь ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: “Какой стратегии должна придерживаться фирма на рынке олигополии, чтобы ее прибыль была максимальной?”

Учащиеся предлагают свои варианты ответов, после чего сравниваем их ответы с экономической Теорией

Презентация “Олигополия” слайд 9

Стратегия фирм на олигополистическом рынке
При отсутствии сговора: ЦЕНОВАЯ ВОЙНА – цикл последовательных уменьшений цены фирмами, соперничающими на олигополистическом рынке. При этом происходит снижение прибылей продавцов, но это выгодно для покупателей.
При наличии сговора: Фирмы, понимая свою взаимозависимость, могут вступить в КООПЕРАЦИЮ путем объединения своих ресурсов для совместного закрепления на рынке
Формы кооперации:
– СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ.
– Картельные соглашения. КАРТЕЛЬ – формальные соглашения об объемах производства и продаж, единых ценах каналах распределения продукции. ПРИМЕР международный картель ОПЕК на рынке нефти и нефтепродуктов
– НЕГЛАСНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

5.Домашнее задание.

Постарайтесь найти в Интернете различные примеры кооперации фирм на олигополистическом рынке.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Урок для 10 класса по теме: “Олигополия”