Урок для 10 класса на тему “Права ребенка глазами детей”

МБОУ Карсунская средняя общеобразовательная школа

Урок для 10 класса на тему

“Права ребенка глазами детей”

Над проектом работала команда уч-ся 10 “Г” класса:

Ахмедеева Алсу, Свиязова Александра,

Прусакова Валерия, Картавина Виктория.

Руководитель проекта : Саприна Ирина Викторовна,

Учитель истории и обществознания

Содержание

Введение.

Основная часть:

Глава 1. Права ребенка

1.1. Международные документы по правам ребенка:

Декларация о правах ребенка и Конвенция о правах ребенка

1.2 Российские документы по правам ребенка:

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ.

Глава 2. Изучение прав ребенка через уроки, классные часы, внеклассные занятия и мероприятия.

Заключение.

Использованные источники.

Цели проекта:

Ознакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашен­ными в Конвенции о правах ребенка и Декларации о правах ребенка

Cодействовать воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободе человека, правам ребенка.

Выявить и разработать эффективные механизмы повышения правовой культуры через раскрытие творческого потенциала учащихся.

Задачи проекта:

1.изучение документов, нормативных актов по теме работы

2.популяризация идей и ценностей Конвенции по правам ребенка через уроки, классные часы, внеклассные занятия и мероприятия

3.создание календаря “Конвенция о правах ребенка в рисунках детей”

4.презентация календаря на районом конкурсе ” Ювеналия”

Целевая группа проекта:

– учащиеся 1-11 классов

Методы работы:

Эмпирические (анкетирование, опросы)

Теоретические (работа с источниками)

Практические (занятия в младших классах, конкурсы рисунков, конкурс презентаций, классные часы

Гипотеза:

Если использовать творческий потенциал учащихся, то правовая культура повысится и окажет положительное влияние на решения такой проблемы, как защита прав ребенка.

Для реализации поставленных целей и задач был разработан механизм, состоящий из нескольких последовательных модулей:

1)Подготовительный модуль

На этом этапе была проделана следующая работа:

Создание инициативной группы по изучению проблемы;

Исследование, проведенное среди учащихся 5-11 классов по проблемам правовой культуры.

2) Образовательный модуль

Изучение нормативно-правовые документов:

– Конвенции ООН о правах ребенка.

– декларации прав ребенка

– Конституции Российской Федерации

– Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

– дополнительной литературы по теме проекта

– разработка программы проекта

3) Коммуникативный модуль

-организация встреч и бесед с представителями правоохранительных органов.

4)Обучающий модуль

Пропаганда правовых знаний среди учащихся на классных часах, беседах, интерактивных занятиях

5) Творческий модуль

Усвоение правовых знаний через творчество детей на уроках ИЗО, на внеклассных мероприятиях.

Организация выставок, презентаций, конкурсов.

На этом модуле реализовалась цель данного проекта. Вся предварительная работа на предыдущих этапах подготовила условия для успешной реализации поставленных целей и задач.

Введение

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих ее решению, – просвещение самих детей.

Во всех странах и во все времена люди очень серьезно относились к понятию “гражданин”, а также к его правам и обязанностям. Вот что говорили известнейшие люди в разные времена и в разных странах об этом понятии: почти 200 лет назад талантливый российский просветитель-педагог Николай Иванович Новиков писал: “Плохой человек всегда бывает и плохим гражданином своей страны”. Немецкий писатель Томас Манн в 20 веке утверждал: “Лишь честный, нравственный человек является истинным гражданином жизни”. Французский философ Клод Гельвеций в 18 веке советовал: “Будь достойным гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности и твоего благополучия”.

Развитие России как правового государства невозможно без повышения правовой культуры ее граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы еще юные граждане России, но через пять-десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины.

Сегодня в школе Дети должны не только получить знания, но и приобрести умения быть способными и готовыми жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Основу социально-правовой компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, в семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения, правах и обязанностях.

В современной России процесс построения гражданского общества идет медленно. На наш взгляд, причинами этого являются и низкий уровень правовой культуры, и незнание эффективных механизмов реализации прав ребенка. И, как следствие этого,- на сегодняшний день многие права ребенка нарушаются, растет преступность среди несовершеннолетних.

Основные выявленные противоречия – агрессия по отношению к детям со стороны сверстников, учителей, родителей. Есть случаи моральных и нравственных унижений и даже физического насилия в семье ( факты из СМИ и телепередач), нарушения прав ребенка (старшеклассников) при приеме на работу. Чтобы спокойно расти, развиваться и жить, нужно знать свои права и права других людей, осознавать, что свобода личности не абсолютна, она ограничена свободой других. Человек, живущий в обществе, добровольно ограничивает осуществление своих прав ради сосуществования с такими же людьми, как они. Это значит, что я осознаю свою обязанность, ответственность за соблюдение как своих, так и чужих прав.

И так, проблема данного проекта заключается в том, чтобы выяснить и объяснить сложные для понимания статьи Конвенции, доказать, что Конвенция о правах ребенка призвана защищать детей от произвола взрослых. “Умение защищать свои права, уверенность в том, что ты знаешь к кому обратиться в случае нарушения прав – все это делает детей более защищенными перед вызовами современного общества”, – считает Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.

Если “Конвенция о правах ребенка” защищает интересы детей, то она должна быть изложена не только в юридической, но и в понятной для самих детей форме.

Глава 1. Права ребенка.

1.1 Международные документы о правах ребенка Родившись на планете Земля, и став юным членом громадного человеческого общества, ребенок получает сразу много прав. Эти права нужны для выживания, развития и защиты.

Для того, чтобы из сегодняшних детей выросли сильные, здоровые, грамотные, образованные, справедливые люди, необходимо, чтобы во всех странах, и в нашей тоже, соблюдались принципы, изложенные в Декларации прав ребенка.

Декларация прав ребенка

В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

По Декларации Ребенок имеет право:

 на семью;

 на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

 посещать школу и учиться;

 на равенство в правах;

 свободно выражать свои мысли;

 на собственное мнение;

 на имя и гражданство;

 на получение информации;

 на защиту от насилия и жестокого обращения;

 на медицинское обслуживание;

 на отдых и досуг;

 на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)

Конвенция о правах ребенка

В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Эта Конвенция была единогласно принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке.

Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г.

Конвенция рассматривает 46 основных прав детей всей Земли.

Основные права, которые установлены Конвенцией о правах ребенка:

1. Право ребенка на жизнь.

2.Право ребенка на гражданство. Сразу после рождения, будучи еще младенцами, каждым ребенком приобретается гражданство своей Родины.

3.Право ребенка на имя. С момента рождения ребенком приобретается право иметь свое имя, которое выбирают для него взрослые. Право изменить свое имя и фамилию самостоятельно можно по достижении 14 лет.

4.Право ребенка на семейные связи. Это право на общение с братьями, сестрами, близкими и дальними родственниками.

5.Право ребенка знать своих родителей. Это право ребенок получает после рождения (насколько это возможно).

6.Право ребенка на заботу своих родителей. После рождения ребенок имеет право на заботу со стороны родителей о своем здоровье, воспитании.

7.Право ребенка не разлучаться со своими родителями. Это право обеспечивается при всех обстоятельствах, за исключением тех случаев, когда по решению суда устанавливается, что родители жестоко обращаются с детьми или не заботятся о них.

8.Право ребенка свободно выражать свои взгляды. Если в соответствии с возрастом и зрелостью ребенок способен выражать свои взгляды, то он имеет право на внимание, право быть выслушанным по всем вопросам, которые его волнуют или интересуют.

9.Право ребенка свободно выражать свое мнение. Ребенок имеет право выражать свое мнение в устной, письменной, печатной форме, а также в форме произведений искусства (рисунков, песен и т. д.) При этом ребенок должен соблюдать нравственную, этическую культуру и такт.

10.Право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Свобода исповедовать религию или веру может быть ограничена лишь тогда, когда это необходимо для охраны нравственности и здоровья, охраны безопасности государства или общественного порядка.

11.Право ребенка на личную жизнь. Каждый ребенок имеет право на личные симпатии, выбор увлечений, спортивных, культурных и научных интересов.

12.Право ребенка на тайну корреспонденции. Никто не имеет права произвольно вмешиваться в тайну переписки, вскрывать ее и разглашать ее содержание.

13.Право ребенка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство.

14.Право ребенка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь. Если судьба сложилась так, что ребенок в этой жизни остался без родителей и близких или жестокость и невнимание родителей лишают ребенка условий для нормального развития, воспитания и образования, ребенок имеет право на помощь и защиту своего государства.

15.Право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального здоровья. Это право обеспечивают прежде всего родители, если ребенок живет в семье, или государство, если ребенок живет в детском доме.

16.Право ребенка на пользование наиболее совершенными средствами лечения болезней и восстановление здоровья. Ребенок имеет право на получение самых совершенных услуг в лечебных учреждениях, право на использование для лечения наилучших средств и методов восстановления здоровья.

17.Право ребенка на образование.

Образование – это один из самых важных этапов в жизни каждого человека, тем более, ребенка. Это значит – для каждого должно быть доступно среднее образование, как общее, так и профессиональное. Высшее образование должно быть доступно всем детям на основе способностей и жизненных целей. Дети имеют право рассчитывать на то, что соблюдаемая школьная дисциплина поддерживалась бы с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

18. Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Время, свободное от получения образования, ребенок имеет право использовать разнообразные формы отдыха и досуга. Это и летние каникулы в детских оздоровительных лагерях и посильная помощь семье, экскурсии и туристические поездки с семьей и друзьями и т. д.

19. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни. Этим правом всегда можно воспользоваться, многие уже давно пользуются этим правом, обучаясь в музыкальных и художественных школах, кружках и секциях, участвуя в выставках, конкурсах, спортивных состязаниях, концертах.

20. Право ребенка на защиту от такой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ему ущерб.

21. Право ребенка на защиту от любой работы, которая может служить препятствием получению им образования.

Никто, даже родители, не имеет права ради любой работы отлучать ребенка от обучения в школе.

22. Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации.

23. Право ребенка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.

24. Право ребенка за защиту со стороны государства от похищений и торговли детьми в любых целях и в любой форме.

Во всех государствах мира принимаются все необходимые меры для защиты детей от похищений и торговли. Виновные в этом жестоко наказываются по закону.

25. Право ребенка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ правовой и другой соответствующей помощи.

Никто не имеет права незаконно и произвольно лишать ребенка свободы. Если же все-таки ребенок оказался задержанным органами правопорядка и лишен свободы, то он имеет в кратчайший срок получить квалифицированную помощь (оповещение родителей о задержании, одежда, питание, информация).

Ребенок имеет право на безотлагательное решение суда о правомерности лишения свободы. Ребенок имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства личности с учетом потребности возраста. Ребенок имеет право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий.

26. Право ребенка, нарушившего уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости.

1. Если с ребенком случилась беда, и его подозревают в совершении уголовного преступления, то Конвенция поможет защитить его права в этой ситуации. С ребенком должны обращаться так, чтобы учитывался его возраст, в ребенке укреплялось уважение к правам человека, к основным свободам других.

27. Право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Для защиты своих прав, изложенных в Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право проводить собрания и митинги в здании своей школы или другого учебного заведения при условии, если он является членом и участником молодежного или детского общественного объединения.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка, принятый в России 24 июля 1998 г на основе Конвенции, устанавливает, что членами и участниками детских общественных объединений могут быть дети от 8 до 14 лет, а молодежных общественных объединений – подростки от 14 до 18 лет. Однако они могут быть зарегистрированы только в том случае, если в руководящие органы и учредители будут избраны граждане, достигшие 18 лет. Все собрания и митинги общественных объединений должны не препятствовать учебному процессу, проходить во внеурочное время с соблюдением устава данного учебного заведения.

1.2 Российские документы о правах ребенка

Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он состоит из 5 глав и 25 статей:

Глава I. Общие положения (ст. ст. 1-5);

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. ст. 6 15);

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.16-22);

Глава IV. Гарантии исполнения Федерального закона (ст. 23);

Глава V. Заключительные положения (ст. ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: “Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности”.

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

К Первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.

Ко Второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.

К Третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.

Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (Ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется Статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т. е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т. п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Право гражданина на образование, закрепленное в Ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т. п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Действующее законодательство предусматривает и дополнительное образование, которое включает в себя дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Инвалидность – это беда. К большому нашему сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. И в этой связи извечная проблема – как обучать, воспитывать таких детей. В течение долгих лет в стране использовали накатанный путь – помещали таких детей в интернаты. В последние годы, в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для таких детей, поскольку в них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги и немалые за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать подобную работу приглашенных педагогов на дому.

Учитывая все эти моменты, Правительство РФ приняло Постановление в соответствии с которым, дети-инвалиды получили возможность получать образование на дому в индивидуальном порядке или по дистанционной форме обучения.

Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения с согласия родителей получают образовательные услуги на дому. Вместе с тем, для эффективной организации процесса обучения образовательное учреждение должно предоставить ребенку-инвалиду на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения.

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах – в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т. д. Однако его роль не ограничивается только лишь предоставлением тех или иных благ, оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Подавляющее большинство споров вокруг недвижимости, права на которую имеют дети, решается в пользу последних.

Заключение.

Работая над проектом мы изучили основное содержание статей Декларации и Конвенции о правах ребенка.

От того, как государство сумеет обеспечить соблюдение наших прав сегодня, как мы ими воспользуемся, зависит то, каким будет наш народ, наше государство в ближайшие десятилетия.

Мы получила огромное удовольствие, занимаясь исследовательской работой, так как, поставив перед собой цель – изучить права ребенка, международные и российские документы по правам ребенка с помощью различных форм и методов, нам удалось перевести эти законы Конвенции и Декларации на язык, понятный каждому ребенку.

На наш взгляд, поставленная цель достигнута. Это было нелегко, но в то же время интересно, т. к. мы узнали много интересного и полезного, а заявленная нами тема мы считаем раскрыта полностью.

Для достижения намеченной цели по ходу работы были выполнены следующие задачи: изучены Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка; проведены анкетирование и опросы, сделаны выводы на основе полученных данных; составлены презентации для закрепления прав ребенка.

В процессе выполнения исследовательской работы гипотеза подтвердилась.

Теперь многие школьники, зная свои права, стали добре, а зная обязанности, стали внимательнее смотреть на окружающий мир.

Мы считаем, если дети будут хорошо владеть знаниями своих прав и обязанностей, то в будущем смогут многое изменить в этом мире.

В заключении хочется процитировать слова английского писателя Самюэля Смайлса, который говорил: “Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует научиться пользоваться своими правами и исполнять свои гражданские обязанности”.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Урок для 10 класса на тему “Права ребенка глазами детей” - Сочинения по литературе


Урок для 10 класса на тему “Права ребенка глазами детей”