Творчество Бунина и художественная культура “серебряного века”. Краткое изложение текста

Описание событий в романах и других произведениях Бунина принадлежит художественной культуре “серебряного века”. Становление его личности совпало с периодом конца эпохи русского реализма, на смену которому пришло множество отрицающих друг друга школ и направлений.

“Русские реалисты XIX века обрели мировое значение не только в силу своей одаренности, но и благодаря солидарности и общим усилиям”. Их можно назвать “коллективом единомышленников в силу общности их основных творческих принципов. Они делали одно общее дело, и

каждый из них чувствовал свою причастность к исторической жизни страны”. Изменение культурной ситуации привело к кризису и разъединению писательских сил. Бунин остро реагировал на явления общественно-исторической жизни, видя в них приметы “общей расшатанности, неустойчивости общественного мнения”. Художественное сознание писателя формировалось в период между двумя столетиями, когда шло переосмысление фундаментальных представлений о мире и человеке.

Мировоззрение Бунина в полной мере отразило

конфликт между потребностями времени и заветами предыдущих поколений. Безошибочная интуиция вызвала в его сознании сомнение и страх перед стихийными силами всеобщей и индивидуальной жизни. Бунин, последовательно отстаивающий свою приверженность художественной философии Л. Толстого, объективно примкнул к творцам, глубоко усомнившимся в оптимистическом взгляде на историческое развитие общества. Новое, нетрадиционное, не совпадающее с представлениями писателей-реалистов отношение Бунина к истории оказало огромное воздействие на его творчество и в конечном итоге определило его место в литературном процессе рубежа XIX и XX веков.

Герои Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского или духовно едины с обществом, народом, ими стремятся к единству, или страдают, сознавая его невозможность; у Бунина человек изначально в духовной обособленности и не испытывает потребности в мировоззрении, объединяющем его с людьми, вводящем в общую жизнь,- разница, имеющая колоссальные последствия” . Литература XIX века, изображая человека, всегда исходила из его общественно-исторической обусловленности, и все явления “общей жизни” стремилась объяснить, устанавливая общественные и исторические причины и следствия. Русские писатели-реалисты анализировали поведение человека, видя связь его индивидуальных черт характера и судьбы с общей жизнью. Герой реалистической литературы всегда осознает свою общность с другими людьми, он ищет эту общность через мировоззрение и идеи. Особенность литературы русского реализма состоит в том, что в центре ее стоит герой-идеолог, отвечающий рационалистическим духовным тенденциям. “Концепция человека в реализме XIX века была рационалистической. А основной формой рационализма эпохи был, безусловно, историзм”. Вера в исторический прогресс – определяющая черта рационалистического мышления.

Иррационалистические концепции человека – такие, как наиболее влиятельные экзистенциализм Кьеркегора и “философия жизни” Шопенгауэра,- закономерно являются антиисторическими. Представители иррационализма противостоят реалистам в основополагающих принципах моделирования художественной картины мира. Русские писатели XIX века воспринимали историческую действительность как основную реальность, подлежащую изображению. Это утверждение распространяется и на произведения Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, у которых связь истории с экзистенциальными (связанными с бытием, существованием человека) проблемами была более сложной, чем у их современников, но по сути оставалась той же. Таким образом, основные принципы художественного воссоздания жизни, объединяющие русских писателей-реалистов, заключаются в следующем: личность человека они подчинили обществу и истории; поведение человека определили некими разумными началами; существование человека осмыслили в координатах исторического мира, безусловно разумного и справедливого, даже если человеку недоступно его понимание.

Анализ художественной системы Бунина показывает, что по всем трем позициям у него имеются принципиальные расхождения с предшественниками. Человек Бунина всегда оказывается вне общей жизни, он изначально одинок; поведение человека никогда не определяется разумными мотивами; подлинная жизнь человека протекает вне истории.

Особой остроты спор писателя с реалистами XIX века достиг в понимании нравственной природы человека. “Бунин полемически не принимал традицию исследования нравственных мотивов поведения человека, достигшую высшей точки в творчестве Достоевского и особенно позднего Толстого. И основным его аргументом в споре с классиками русского реализма была мысль об отсутствии нравственного сознания у обычных, средних людей как распространенное, повседневное явление”. Все критики отмечают, что среди героев бунинских рассказов немало персонажей, одержимых иррациональной страстью принести ближнему зло и страдание. “Нет, видно никогда не откажется человек искалечить, пришибить человека, если только с рук сойдет. Глянь, как рвет, молотит мужик вора, стянувшего клок соломы. Клок не дорог, да ведь как такой случай упустишь! За вора-то ничего не будет”,- рассуждает Ермил из одноименного рассказа Бунина. Его размышления отражают воссозданную в произведении реальность, которую не знала литература XIX века.

Понять природу художественного дара Бунина – значит понять мотивы неразрывной связи писателя со Всебытием. “Рождение никак не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в моем отце, и в матери, в дедах, прадедах, пращурах, ибо ведь они тоже я, только в несколько иной форме, где, однако, многое повторилось почти до тождественности… Не раз чувствовал я себя не только прежним собою,- ребенком, отроком, юношей,- но и своим отцом, дедом, пращуром; в свой срок кто-то должен и будет чувствовать себя – мною: индийская карма совсем не мудрствование, а физиология”,- заключает Бунин в философском этюде “Книга моей жизни”. В его миросозерцании мотив прапатяти выступает как главный фактор человеческого существования, нивелирующий социальный, психологический, моральный, общественно-исторический и другие аспекты жизни.

Бунин – Художник “духовного инстинкта”, интуиции. Отсюда его недоверие к рационализму, презрение к любого роди попыткам объяснить жизнь. Остановка в молчаливом созерцании тайны мира – наиболее естественное и неизменное состояние лирического “я” писателя. Одновременно с чувством укорененности во Всебытии, Бунин испытывал трагическое ощущение своей оторванности от него. Поэтому все его творчество наполнено стремлением преодолеть пространство и время ради восстановления утраченной целостности человека: “Печаль пространства, времени и формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело я преодолеваю их”.

Освобождение от времени – прежде всего выход из истории и приобщение к бесконечности – мыслилось Буниным как погружение в особого рода память. Она для писателя имеет мало общего с собственно воспоминаниями о прошлом, а предстает неким абсолютным настоящим, увековеченным и неподвижным бытием – единственным, что достойно быть предметом подлинного искусства. Любая историческая картина мира должна была быть переведена на метаисторическую глубину, чтобы Бунин признал в ней сущностную связь вещей. В противном случае сознание художника, по его представлениям, оказывалось скованным ограниченностью историзма и фальшью текущей действительности.

‹ Основные темы и идеи произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна Вверх Тема любви Бунина и Куприна в произведениях современных авторов ›

И. А. Бунин Рефераты и Сочинения



Творчество Бунина и художественная культура “серебряного века”. Краткое изложение текста