Тем, кто идет учить в первый раз

Взрослые люди не очень-то любят чужие советы. Мы, учителя, вероятно, к “взрослым” не относимся (что бы ни думали об этом ученики и их почтенные родители). В нашем хозяйстве всякая идея – как полезная запчасть: когда-нибудь да пригодится. Может быть, уже завтра. Когда день за днем к каждому уроку надо изобретать новый велосипед, чтобы потом на нем поехать, – конечно, будешь рад, если в запасе есть уже готовые рабочие “узлы”.

Эта рубрика – своего рода пункт обмена полезными идеями и просто добрыми советами на разные случаи школьной

жизни. Мне кажется (вопреки заголовку), что тут мы все равны. У молодых запасы наработок меньше, зато идеи, может быть, свежей и ярче.

В дальнейшем речь у нас пойдет главным образом об уроках: как их “делать”, как проводить, что задавать, сколько отметок ставить и проч. Но для первого раза – несколько советов тем, кто в этом сентябре пойдет учить детей литературе впервые. Впрочем, эти советы, вероятно, подойдут любому “новобранцу” – не только словеснику: они скорее просто человеческие, чем “узкоспециальные”. И кроме того, хочется сказать: “Держитесь, ребята, мы с вами!” – но в том-то и дело,

что каждый из нас всегда сражается в одиночку. И все-таки – чем сможем, попытаемся помочь.

Итак, какая бы “окопная правда” школьной жизни вам ни открылась, постарайтесь не унывать (тут Теркин совершенно прав) и помните несколько утешительных, но при этом честных и правдивых “общих мест”.

В школе не бывает легко. Зато и скучно не бывает. Работать в школе – значит жить яркой и полной жизнью. Как в приключенческом романе. А думаете, там героям жилось легче?
Учитель – профессия экстремальная (как космонавт или десантник). Она требует от человека свойств и умений, с которыми не рождаются. На то, чтобы накачать “педагогические мускулы”, уйдет несколько лет. Быстрее не получится. Зато вы молоды, и это огромное достоинство, которое стоит многих “умений”.
Первый год (нет, первые три – не буду вас обманывать) в школе нужно просто выжить. Конечно, иногда встречаются счастливчики, которым сразу все легко дается (и еще не факт, что в итоге из них выйдут лучшие учителя). Большинству в первые годы работы частенько приходит мысль о дезертирстве. Не мое, мол, это призвание; все равно ничего не получится; я никогда с этим не справлюсь и т. п. Не обращайте вниманья, маэстро! Чтобы потом не презирать себя за слабость, отстойте вахту до конца. Хотя бы год (а лучше – три). Если школа в самом деле не для вас, по крайней мере уйдете с высоко поднятой головой. Найдете себе другую работу. Скорее всего, она покажется вам скучной. И уж точно – легкой.
Не ставьте себе плохих отметок (“опять не получилось”, “я плохой учитель” и т. п.). И не слушайте, если их ставят другие. Начинающего учителя нельзя оценить объективно – как и первоклассника. И тот, кто пытается это делать (да еще в грубой форме), поступает, мягко говоря, непрофессионально. Нет, если вас хвалят – это правильно. Но если говорят, что вы все делаете плохо – не верьте. Нам не дано предугадать, как отзовется ваше слово. Делайте, что можете. Учительский труд дает плоды, как бы мы ни оценивали свои таланты. Наши выпускники пока еще умеют читать, писать и думать.
Гениальные педагоги – редкость, зато талантливых гораздо больше, чем принято думать. Школа не даст зарыть в землю ни одно из ваших дарований. Все пойдет в ход.
Не пытайтесь что-то из себя изображать, даже из возвышенных побуждений. Лучшее, что можно сделать, – это быть собой. Дети не прощают фальши, а уж они-то найдут способ выразить нам свое неодобрение – мало не покажется. Быть артистичным для учителя, конечно, большой плюс, а вот быть неестественным нельзя ни в коем случае! Только последите за своим языком: ваша речь должна быть чиста и прекрасна. Такая работа…
Дети вообще будут вас все время видеть, причем довольно скоро они станут видеть вас более или менее насквозь. Не нужно этого бояться, но и забывать об этом нельзя. Платите им той же монетой: смотрите на них и вникайте. Не прячьтесь за журнал или конспект урока.
Учитель, в сущности, волшебник – за что нас (бывает) и побаиваются. Ну, пусть себе. Это не повод отказаться от своего права превращать тыкву в карету, а медведя – в принца.
Кому-то вдруг покажется, будто школа его враз состарила. Еще бы! Все ровесники остались Машами и Колями, а вы вдруг стали Марьей Алексеевной. Не завидуйте. Да, школа отнимает юность (свободу, легкость, безответственность – но жизнь их все равно отнимет). Зато школа продлевает молодость. Надолго. Практически на всю жизнь.
Старайтесь высыпаться. Сонный учитель – плохой учитель, и дети его не слушаются. А непослушные дети хуже непроверенных тетрадок.
Учебный год однажды закончится. Сдадите завучу последнюю бумажку “отчетности” – и все! Вы даже представить себе не можете, какими вы в тот день окажетесь мудрыми, сильными и счастливыми.

Но про бумажки в другой раз. А сейчас остается только пожелать, чтобы вы полюбили школу, а школа полюбила вас.

Обращаем ваше внимание на то, что в феврале-апреле 2015 года О. В. Смирнова будет вести очный курс занятий в рамках курсов Педагогического университета “Первое сентября”. Следите за рекламой – каталог курсов появится в середине осени!

Оксана Смирнова,
Учитель русского языка и литературы Московской “Традиционной гимназии”


Тем, кто идет учить в первый раз - Сочинения рассуждения


Тем, кто идет учить в первый раз